Могила Перепёлкина Г.Б. на Северном кладбище


                                                                                                                                                                                                                © 2011 Walkeru
Перепёлкин Глеб Борисович

ПЕРЕПЁЛКИН Глеб Борисович

( 1921 — 1989 )

   Искусствовед. Человек-легенда Ленинграда 60-70 годов XX века. Обладал исключительной эрудицией. Досконально знал архитектурную и художественную историю Санкт-Петербурга. Учился в Академии художеств. Служил в Эрмитаже и Русском музее. Он был исключительно честным хранителем фондов, подвижником, замечал многие непонятные утраты – и старался этот процесс остановить, более того – наказать виновных. Стал изучать законы, прочел множество книг по праву. Его знаний хватило бы с лихвой на высшее юридическое образование. Но добился Глеб только того, что вынужден был уйти из музеев сам. Есть такое подлое понятие в нашей жизни: «его ушли».

Перепёлкин Глеб Борисович

   Преподавал историю искусств и историю помграфики в Ленинградском полиграфическом институте. Свои занятия он проводил в музеях, дворцах и парках. Был отличным экскурсоводом, краеведом, знаток питерского бытия. Дока и спец по дворцовым ансамблям Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, Ропши, Стрельны, и особо любимого  Ораниенбаума.

Перепёлкин Глеб БорисовичПерепёлкин Глеб Борисович

   Его незабываемые экскурсии по историческим улицам Ленинграда, с рассказом о каждом доме и его обитателях - в дальнейшем бережно конспектировались и передавались из рук в руки. В нынешнее время, многие питерские краеведы, издавая свои книги по теме "История Петербургских проспектов и улиц" использовали этот материал. К этому примеру,  песенка "чижик-пыжик, где ты был"  и её интерпретация. Интересная история про студентов-правоведов, кочующая сейчас из одного издания в другое. А в последствие и небезызвестный "памятник птичке". А ведь это его историческая миниатюра...

Перепёлкин Глеб Борисович

   Меломан. Знаток теории музыки. Превосходно разбирался, как и его брат Юрий в вокальном искусстве и опере. Коллекционер. Библиофил. Филателист. Большая коллекция  марок Китая. Специалист по "китайскому фарфору". Отлично разбирался в футболе, баскетболе, волейболе и лёгкой атлетике. Был страстным пешеходом, исходил все окрестности Ленинграда. Его можно так же назвать некрополистом, так как он  превосходно знал Никольское и Новодевичье кладбища, на которых проводил экскурсии. Участвовал в розыске могилы и идентификации останков архитектора Джакомо Кваренги.

Перепёлкин Глеб Борисович

   Минималист, небрежно одетый экскурсовод (и лектор) с тяжелым портфелем сделался петербургской легендой лет за двадцать до своей кончины - глубоко символической по смыслу - под грудами любимых книг. Одна слушательница его, уехавшая впоследствии на другой континент, говорила о Перепелкине: «Он – петербургское привидение», придавая своим словам положительный, даже восторженный оттенок.

Перепёлкин Глеб Борисович

   Его смело можно было отнести к Пыляевским "Чудакам и оригиналам". Последние годы своей жизни, он жил в большой , очень запущенной петербургской квартире. Жил один,  наедине с огромной и неизменно пополняющейся библиотекой. Все квартира была заполнена книгами, журналами, старинным скарбом. Всё это находилось в хаотическом порядке и было понятно и доступно самому хозяину. Самовары, картины, утюги, китайские вазы. Потрескавшиеся старинные рамы. Он был собирателем старины и всё нёс в дом. Идя проходными дворами, он не мог пройти мимо, вынесенного на помойку старого, сломанного антикварного стула. Он даже хранил остовы рождественских елок, на спилах стволов которых красовались даты 1899, 1916, 1941, написанные химическим карандашом.

Перепёлкин Глеб Борисович

    Так же, у него была огромная коллекция шёлковых и тряпичных лент, от траурных венков "Знамених". Апухтина, Чайковского, Тургенева, Глинки и др. Он был увлеченным человеком и му катастрофически не хватало времени. Ни на писание текстов, ни на изложение материала в положенные сроки лекций и экскурсий. Подчас не хватало дней и ночей, не хватало суток.

   Все  эти бесценные знания он держал в голове, и уйдя из жизни, как это не плачевно - ничего после себя не оставил. Ни книг, ни статей, ни очерков. Он остался только в воспоминаниях своих современников.

Перепёлкин Глеб Борисович

...Отпевали его  Никольском соборе при стечении целой толпы учеников и слушателей. Кроме брата, родных уже давно не было в живых. Долгая служба в нижнем храме, где когда-то отпевали Ахматову, и проповедь священника, молодого человека, сказавшего прочувствованные слова о «приснопамятном Глебе». Все почувствовали, что печальное по сути событие – уход Перепелкина -- стал его духовной победой.

Перепёлкин Глеб Борисович

 

*    *    *

Вадим Знаменов (президент Государственного музея-заповедника «Петергоф»)
«Чтоб не распалось студенческое братство...»

...В 60-е годы в Ленинграде многим был известен Глеб Борисович Перепелкин, он преподавал в Полиграфическом техникуме. Без него не обходилась ни одна выставка, он не пропускал ни одного стоящего концерта в Филармонии или Консерватории. И охотно общался со всеми: мог попросту подойти к незнакомому человеку и заговорить с ним. Втягивал незаметно в разговор, не подчеркивая разницу в знаниях. У него был брат, известный коллекционер пластинок, который устраивал по радио лекции, которые иллюстрировал грамзаписями.

   И вот как-то летом Глеб Борисович встретил меня — случайно, на какой-то платформе метро — и сказал: “А знаете ли, коллега, что в Петергофе главного хранителя ищут?..” А мне стыдно было спросить, что это за птица такая — главный хранитель? Почему-то был убежден, что это “человек с ружьем”, который охраняет склад с музейными ценностями.

   Но все же рискнул и поехал в Петергоф. Там меня встретил Илья Михайлович Гуревич, заместитель директора по науке. Он набирал кадры для научного отдела музея. Веселый, открытый, с ним было легко общаться. Он подтвердил, что место главного хранителя есть, и что мое образование (красный диплом исторического факультета ЛГУ) позволяет мне работать здесь. Хотя дипломную работу я защищал по архитектуре Пскова периода независимости (и даже получил рекомендацию в аспирантуру, которую до сих пор сохранил, и иногда думаю: а может, зря не пошел в науку?). 

   Но я, вместо тихого кабинета ученого, выбрал практику. И с нуля познавал азы музейного дела — я тогда, представьте себе, кресло от стула отличить не мог... Помню, как Илья Михайлович вывел меня на террасу Большого дворца и показал рукой на Самсона и другие золотые статуи: “Вот это всё хозяйство твое и будет...” Я ахнул внутренне: как же это сохранить? Признаюсь, несколько ночей плохо спал — казалось, что злоумышленники рвутся все растащить из Петергофа. (В те годы можно было за коробку спичек “загреметь”, а тут золотые статуи...)

— С чего вы начали, когда вступили в должность главного хранителя музея?

— Хранить я должен был парк, скульптуры, здания и фонды. Я уцепился за непонятное: где эти фонды? Поднялись на третий этаж Большого дворца — там за стеной играла музыка, шли уроки в музыкальной школе, которая располагалась в том же здании. В большой комнате — по стенам стеллажи из неструганых досок, а в центре на полу — изрядная гора разных предметов: фарфор, стекло, бронза, акварели. Все в одной куче!.. В Большом дворце тогда даже перекрытий не было: доходишь до конца коридора и видишь все здание — от крыши до подвала. Музейные фонды тогда насчитывали около 7 тысяч единиц хранения (а сегодня — 250 тысяч!..) Начинался же Петергоф с 240 предметов, которые после войны собрали по территории...

   Понял тогда, что надо разгрести все завалы, составить описи, где что лежит — чтобы знать, что хранить. А затем собирать утраченное. Сидели с утра до позднего вечера и даже ночами — кое-что сумели собрать, как вы можете видеть во дворце, в наших парках и музеях. Музейщики, знаете, счастливы тем, что после них остается.

spbumag.nw.ru

*    *    *

Перепёлкин Глеб Борисович

Виктор Песин
«Люблю тебя, Петра творенье!»

...В 60-е годы в Ленинградском полиграфическом институте историю искусств преподавал Глеб Борисович Перепёлкин. Это был уникальный человек с энциклопедическими познаниями. Свои занятия он проводил в музеях, дворцах и парках.

   Перепелкин, например, по отдельному скульптурному фрагменту, скажем, руки, мог безошибочно определить в какую эпоху и представителем какой школы была изваяна скульптура, от которой осталась эта рука. Самое удивительное, что этого же он требовал и от своих студентов, которым приходилось экзамен по истории искусств пересдавать по 8-10 раз! При этом студенту, желавшему пересдать экзамен, он, давая свое согласие, например, говорил: «Хорошо, через неделю встретимся у Шарлеманя».

   Потрясенный бедолага-студент долго с ужасом смотрел ему вслед, так и не поняв, куда же ему следовало прийти через неделю. Позже выяснялось, что Перепелкин назначил встречу у знаменитой решетки Летнего сада со стороны Мойки, выполненной Шарлеманем. Мои спутники дружно рассмеялись.

- Он что, был психом? – вырвалось у Сережи.

- Нет, Сережинька, он был просто фанатиком своего дела и требовал о студентов почти невозможного.

www.proza.ru

Перепёлкин Глеб Борисович

*    *    *

Татьяна Моторина                              Перепёлкин Глеб Борисович

*    *    *

 

Элеонора Лебедева

На пороге Лицея

Из воспоминаний о Г.Б.Перепелкине

   С Глебом Борисовичем Перепелкиным меня познакомила Елена Николаевна Монахова в 1972 году. Она была тогда молодым зкскурсоводом, а я методистом, хоть уже не начинающим, однако вставшим перед серьезной задачей создания экскурсии в Музее-Лицее, который должен был открыться после 20-летнего ремонта и реставрации.

   Проблем возникло немало. Лицейская педагогика в советское время отнюдь не была предметом внимания исторической науки. Занятия с экскурсоводами заблаговременно начала создатель Музея-Лицея Мария Петровна Руденская. Г.А.Глаголева, мать Елены Николаевны, ученица Н.Н.Пунина, большой друг Глеба Борисовича прочла тему «Преподавание рисунка в Лицее».

   Глеб Борисович Перепелкин провел множество бесед и экскурсий с будущими экскурсоводами Лицея. Не забыть никогда многочасовых прогулок по пушкинским паркам, а потом бесед и чаепитий в домике моих друзей, окруженном сиренью и жасмином, где все дышало прежним «царскосельским» воздухом», по замечанию Глеба Борисовича. Даже пирог с крыжовником был как будто традиционным, царскосельским.

  Перепелкин увлекал слушателей тайнами градостроительства: Царское Село спланировано было по древней гипподамовой системе, названной так по имени греческого зодчего Гипподама, восстановившего в V векt до нашей эры Милет после разрушения его персами. Улицы идут параллельно и перпендикулярно относительно центра – Екатерининского дворца, а дорога из Петербурга ведет прямо ко дворцу. Впоследствии появление железнодорожного вокзала вызвало наложение на гипподамову систему иной – версальской, то есть радиальной, или лучевой планировки. Так совместились в плане Царского Села две градостроительные традиции.

   Лицей как памятник в рассказах Перепелкина возникал в контексте своей эпохи, истории учебных заведений в России, а также градостроительных проблем. Между прочим, Глеб Борисович придерживался мнения дореволюционных искусствоведов об авторстве здания Лицея и утверждал, что стилистические черты роднят его с работами Д.Кваренги. Он утверждал, что хорошему архитектору И.Неелову не под силу все же было бы решение столь сложной ансамблевой задачи: вжать сооружение в стиле классицизма между высоким и петровским барокко, то есть между Екатерининским дворцом и Знаменской церковью. Имя Неелова было выдвинуто в эпоху борьбы с космополитизмом, когда вдруг и фельтеновская решетка Летнего сада стала именоваться работой архитектора Егорова.

   Особенно важными оказались – лично для меня – в методическом отношении комментарии ученого-энциклопедиста к Петербургу, как городу прекрасных площадей и ансамблей. Дело в том, что когда в 1974-м году перед нами открылись величественные архитектурные формы В.П.Стасова в Большом зале Лицея, стало ясно, что, являясь современником стиля ампир, возникшего в эпоху, когда народные толпы хлынули на улицы и площади, Стасов использовал его приемы в создании интерьера новой школы, которой предстояло воспитывать будущих государственных деятелей. Тем более, что в названии Лицей – Ликей просвечивало воспоминание о прогулках греческих философов со своими учениками между колоннадами и ротондами под сенью оливковых деревьев вблизи Афин. Античность, как и положено стилю ампир, врывалась отдельными деталями убранства, а главное – фреской на торцовой стене Большого зала. М.П.Руденская, не располагая необходимыми документальными свидетельствами, рискнула взять её сюжет из других работ В.П.Стасова, и с тех пор ни у кого не возникало сомнений, что так оно и было: «Минерва, обучающая детей» - всегда находилась здесь. Ведь зодчий создавал храм науки, где царила богиня мудрости и просвещения.

   Комментарии Глеба Борисовича, его анализ архитектуры Стасова и качества реставрации Лицея как памятника архитектуры были нам совершенно необходимы. Но эти комментарии вызвали недовольство начальства – М.Н.Петай, Г.П.Балог – ведь они готовились к награждениям, и любая критика, даже с учебными целями в узком кругу сотрудников-экскурсоводов, была им ни к чему.

   Однако мне в ту пору Глеб Борисович дал силы противостоять ненужным влияниям и не строить экскурсионный рассказ на восторженных описаниях проделанного строителями и реставраторами. Результаты реставрации не нравились и многим искусствоведам (хотя объективности ради следует сказать, что времена были не самые подходящие для тонкой реставрационной работы).

   Выход, с точки зрения построения экскурсии, был найден: следует рассматривать интерьеры Лицея как декорацию к спектаклю одного актера (то есть экскурсовода). Предметом экскурсии становился прежде всего мир пушкинских лицейских образов. И тогда волшебные слова поэта: «…Царь открыл для нас чертог царицын» ожили и заставили – при всех условностях и погрешностях - увидеть этот «чертог».

   Под влиянием Глеба Борисовича – как методист - я приняла тактическое решение не «портить» архитектуру прекрасного Большого зала, впуская туда одновременно несколько групп, каждой из которых свой экскурсовод чуть ли не на ухо шептал о торжественном открытии Лицея и знаменитом переводном экзамене, на котором «старик Державин» заметил и благословил Музу Пушкина. Группы входили по очереди, и в интерьере зала каждая как бы воспроизводила эти исторические сцены, одна из которых запечатлена на картине И.Е.Репина.

   Принципы экскурсии, сложившиеся тогда, до сих пор живы и хранят, сокровенно для всех, но для нас с Еленой Николаевной явно, память о замечательном ценителе и знатоке искусства, поэзии и истории, талантливом и щедром человеке - Г.Б.Перепелкине.

   Прошли годы, Глеб Борисович пребывал уже в лучшем мире, как вдруг актуальной для нескольких сотрудников музея Пушкина стала тема Спасской церкви Императорского Конюшенного ведомства – речь шла о возвращении этого храма епархии. В.П.Стасов перестраивал это старейшее здание Петербурга в 1816 – 1823 –м годах, а в 1837 году здесь отпевали А.С.Пушкина. Уроки Глеба Борисовича не прошли даром: я усмотрела в здании, широко раскинувшемся на берегу Мойки и имеющем с противоположной стороны надвратную церковь реминисценцию древнерусского монастыря. Мою статью на эту тему – «Образы древней Руси в императорской столице» - напечатали в альманахе «Петербургские чтения» за 1996-й год.

   Есть лекторы, экскурсоводы и просветители, привлекающие внимание слушателей обилием сведений, фактов, деталей. Всем этим более, чем кто-либо другой, владел Глеб Борисович Перепелкин. Но в его уникальной голове все знания складывались в богатейшую концепцию культуры в целом. И тем, кто старался вникнуть в неё, он давал не только знания, но вручал и самый инструмент познания.

Светлая память этому светлому человеку. Царствие небесное.

 

www.proza.ru

Перепёлкин Глеб Борисович

*    *    *

Елена Монахова

Слово о Перепелкине

   Одновременно  трудно и легко говорить о Глебе Борисовиче Перепелкине. Трудно – потому что эрудиция его в гуманитарной сфере, прежде всего, в вопросах изобразительного искусства, была бескрайней (как о таком энциклопедисте вести речь?). А легко  - вследствие благодарности, которую он вызывал всегдашней готовностью, не щадя себя, делиться уникальными познаниями с любым, кто попросит.

      Обращаюсь к воспоминаниям детства. Наша квартира № 56 на Съезжинской улице в доме 22 (архитектор Регельсон), где семья моей матери прожила годы блокады. Богатая библиотека, собиравшаяся не одним поколением – вопреки всем трудностям и угрозам жизни. Она располагалась в основном вдоль стен длинного коридора, соединявшего три комнаты. Впоследствии большинство книг было утрачено: как верные друзья, они выручали родителей в годы безденежья, вынужденной безработицы, болезней и прочего. Но тогда, когда я не могла оценить эти сокровища, они привлекали друзей дома как магнитом. Чаще других приходил почитать и попросить взять с собой книги по искусству, философии, архитектуре  на всех европейских языках сокурсник моей матери - Галины Алексеевны Глаголевой -  по Академии Художеств Глеб Перепелкин – или просто Глеб.

       Когда библиотека поредела, а родители переехали на канал Грибоедова (угол Мучного переулка) – Глеб Перепелкин продолжал довольно часто приходить, чтобы говорить об искусстве, о последних выставках, о музейных делах, принимаемых им очень близко к сердцу и часто его огорчавших. Разговоры эти с мамой на маленькой кухне без окон длились часами – и я уже засыпала, когда Перепелкин уходил.

       Он в эти годы служил в музеях – и отношения с начальством никогда не складывались благополучно. Это можно понять – Перепелкин являлся исключительно честным хранителем фондов, подвижником, замечал многие непонятные утраты – и старался этот процесс остановить, более того – наказать виновных. Стал изучать законы, прочел множество книг по праву.  Его знаний хватило бы с лихвой на высшее юридическое образование. Но добился  Глеб только того, что вынужден был уйти из музеев сам. Есть такое подлое понятие в нашей жизни: «его ушли».

        Как я понимаю, не сумев защитить диссертацию о китайском фарфоре

(а по этой теме он являлся выдающимся специалистом), Перепелкин стал заниматься той кипучей, не прерываемой уже ничем и никем, преподавательской, лекционной и экскурсионной деятельностью, которая и привлекла к нему многих преданных, многолетних слушателей. Среди них не все были единомышленниками. Попадались и оппоненты. Их Перепелкин особенно запоминал – и любил в нашем доме о них рассказывать.

       Как часто в эти – шестидесятые – годы уже прошлого века его можно было увидеть окруженным  экскурсантами перед каким – либо полотном в Эрмитаже, или в Русском музее, а то на дорожке парка в пригороде, перед великолепным дворцом (петергофским, павловским, стрельнинским, ораниенбаумским Китайским)! Последний был особенно любим Глебом Борисовичем – ведь в нем так много фарфора!

    Да, в это позднее время я уже отвыкла называть маминого приятеля Глебом: он навеки обратился в Глеба Борисовича. Мама же, глядя издали на своего старого друга и сокурсника, говорила: «Глеб поёт». При этом не имелось в виду оперное пение, а скорее пение птиц, соловьев в саду. Ведь известно, что в момент пения соловей никого не слышит – и близко подпускает к себе. Перепелкин действительно забывал обо всем, увлекшись собственным рассказом – волшебная нить повествования об искусстве увлекала его едва ли не больше, нежели завороженных слушателей.

    В те годы я не помню ещё тяжелого, почти неподъёмного портфеля, который Перепелкин стал с некоторых пор  носить за собой.  Библиотека его тогда достигла фундаментального объема – и он старался как можно больше показывать редких, уникальных изданий аудитории. Все его слушатели помнят, как во время лекции или экскурсии  Перепелкин извлекал из недр своего знаменитого потёртого портфеля книги, альбомы, иногда большеформатные, уснащенные многочисленными репродукциями – и, увлеченный бесконечно сам перед увлеченной им аудиторией, зачитывал  оттуда пространные цитаты, иногда в несколько страниц.

     Живо помню летний день 1974-го года, когда, оснащенный именно таким образом, Глеб Борисович впервые предстал  перед новой для него аудиторией в городе Пушкине (Царском Селе). Это было преддверие открытия после многолетней реставрации музея «Лицей». Первое занятие  для будущих экскурсоводов Лицея было назначено в фойе Церковного флигеля Екатерининского дворца. Тогда ещё во всем блеске можно было увидеть основную экспозицию Всесоюзного музея А.С.Пушкина (ВМП), закрытую в 1988-м году. Фойе - зал ожидания для посетителей – находилось возле гардероба на первом этаже. Там ставились банкетки в несколько рядов, и на них сидели те, кому суждено было показывать возрожденный пушкинский Лицей.  Минута торжественная, незабываемая…

      Перепелкин начал свое занятие с вопроса о … гипподамовой системе строительства городов – применительно к Царскому Селу. Некоторых это удивило, но не меня. Конспекты  лицейских занятий  Перепелкина сохранились в моих блокнотах. Они дают представление о фундаментальности его подхода к проблеме, в которой и поныне много «белых» пятен. Речь идет о «возрождении» после разрушительной войны пригородных дворцов-музеев.  Не было более придирчивого, пристрастного критика в этих вопросах, нежели Глеб Борисович Перепелкин.

      Продолжая  вспоминать прошлое, должна отметить, что у нас дома  в разные годы бывали и некоторые бывшие ученики Глеба Борисовича из Полиграфического института. Один из них, талантливейший художник Пётр Францевич Батраков (он работал под псевдонимом Пётр Охта), к сожалению, рано ушедший из жизни, попробовал создать большой графический портрет Перепелкина. Отчетливо и сейчас могу себе его представить. На листе ватмана, почти в размер плаката, в правом углу был изображен Глеб Перепелкин, от которого во все стороны расходились тексты, оборванные, фрагментарные, но по смыслу имеющие отношение к изобразительному искусству. Эта композиция некоторое время находилась в нашей квартире, а потом была утрачена – к сожалению, даже фотографии никакой не осталось.

      Меня Перепелкин  удивлял и увлекал тем, что любое явление в искусстве  он рассматривал от основания, даже до основания. Символически это можно выразить так – говоря о садах, он должен был прежде всего рассмотреть во всех подробностях вопрос о почве, на которой эти сады произросли, а потом уже перейти к архитектурной планировке, породам деревьев и кустарников, другим вопросам, а закончить философским обоснованием  применительно к разбивке того или иного сада или парка (от дворцового до скромного усадебного). Однажды я была на лекции, на которой Глеб Борисович подробно рассуждал о почвах России в свете трудов Докучаева, досконально им изученных. Он долго, основательно раскрывал всё новые стороны вопроса – а это было лишь преамбулой к основной теме.

      Так Перепелкин мыслил, так он говорил обо всём. Не удивительно, что ему не хватало времени: ни на писание текстов, ни на изложение материала в положенные сроки лекций и экскурсий. Подчас не хватало дней и ночей, не хватало суток.

     С другой стороны, учиться слушать Перепелкина – была целая наука, и не каждому по плечу. Здесь нет никакого преувеличения. Глеб Борисович каждый раз отдавался заявленной теме без остатка, без послаблений, раскрывая при этом целый мир, скрытый от непосвященных.

     Желающие получить от Перепелкина посвящение, а не только знания, должны были приготовиться к еще большим испытаниям. Особенно доставалось студентам Глеба Борисовича. Сдать ему зачет или экзамен – значило пройти нелегкое испытание. Даже скромную удовлетворительную отметку надо было в полном смысле слова «заработать».  Но какое это было счастье, когда Перепелкин давал понять, что он оценил затраченные усилия и желание иметь подлинные (на всю жизнь) знания об искусстве!

        Правда, мне известно об этом не из личного опыта, а со слов учеников Глеба Борисовича, бывавших у нас дома. Прежде всего, от Пети Батракова, прекрасного художника, поэта, изобретателя, иллюстратора. Еще – от Евгения Борисовича Большакова, книжного графика. И от многих других. В определенном смысле Перепелкин был для некоторых  своих учеников кумиром. Но в этом уважении ни тени нельзя найти того, что из людей делает оглупленных «фанатов», наподобие буйных футбольных болельщиков.

К слову сказать, и в футболе Перепелкин прекрасно разбирался.

   А уж каким он был меломаном и знатоком театра– не передать в этих кратких заметках! Можно было бы написать книги на темы «Перепелкин в Филармонии» или «Перепелкин в театральных креслах»! А как он разбирался в теории музыки – так же, как в теории архитектуры, то есть в совершенстве!

 

     По сути дела, небрежно одетый экскурсовод (и лектор) с тяжелым портфелем сделался петербургской легендой лет за двадцать до своей  кончины - глубоко символической по смыслу - под грудами любимых книг. Одна слушательница его, уехавшая впоследствии на другой континент, говорила о Перепелкине: «Он – петербургское привидение», придавая своим словам положительный, даже восторженный оттенок.

    Действительно, можно задуматься, а появился бы такой человек в другом городе, в Москве, например? Невольно напрашивается ответ – нет! Только в Петербурге и ни в каком другом месте.

     Глеб Борисович всю жизнь мечтал о поездках в страны Западной Европы и Востока, искусство которых он изучил в подробностях и  разбирался в них так, как немногие. А какое искусство он не изучил?! Он, создавший свою собственную, кратчайшую (и наиболее полную одновременно) историю изобразительных искусств.

     Один лишь раз «железные» объятия  союзного занавеса раскрылись для него – и Глеб Борисович повидал Чехословакию. Невозможно забыть его подробных рассказов об этом, в сущности, очень коротком путешествии в рамках «культурного обмена». От архитектурных особенностей зданий в нескольких городах – а он читал архитектуру как открытую книгу -  до посещения пражского ресторана с настоящим европейским ревю.

    Один лишь раз пришлось мне побывать дома у Глеба Борисовича – когда  в музее А.С.Пушкина готовилась выставка работ театральных художников серебряного века. Мы пришли вдвоем с коллегой, договорившись заранее о консультации. И попали в большую петербургскую - очень запущенную - квартиру, где Перепелкин жил еще со своей матерью, потом с соседом – а в результате остался один наедине с огромной и неизменно пополняющейся библиотекой. Из песни слова не выкинешь.  Помню – сохранившиеся остовы рождественских елок, которые он почему-то сохранял. Помню нашу долгую беседу, похожую на лекцию. Больше в его доме я не бывала.

      С наиболее верными его слушателями, его аудиторией, сложившейся годами, я познакомилась уже в годы после кончины Перепелкина. Но еще при жизни Глеба Борисовича постоянно слышала о необыкновенных, длившихся часами, экскурсиях – на которые «верные» слушатели ходили неизменно: старались записывать, хранили эти записи как драгоценность, делились друг от друга полученными знаниями.

     Можно верно сказать – с некоторых пор  по Петербургу (тогда еще Ленинграду) прошел слух о необыкновенном… прежде всего, эрудите.  И когда требовалось установить что- либо с непреложной точностью (в интересах города и страны) вспоминали о Перепелкине.

       Перепелкин утверждал,  признак, по которому безошибочно можно узнать прах знаменитого архитектора,  это - …сохранившиеся  надбровные дуги. По нему и определили останки Кваренги на одном из петербургских кладбищ, и воздали ему полагающиеся почести..

      Не могу указать точно, сколько раз специалисты – представители властей – прибегали к негласной помощи Глеба Борисовича, но ручаюсь, что не раз и не два, а значительно больше. Авторитет его суждений сомнению не подлежал: он базировался на монолитной фундаментальной основе.

      Характерно, что всё касающееся искусства (от теории до вопросов сохранности культурного наследия) Перепелкин принимал всегда необычайно близко к сердцу. Это было его личное дело, то, ради чего он жил. И, разумеется, его бесконечно огорчало несовершенство реставрации, которое было наблюдалось на всех «объектах» восстанавливаемых дворцов вокруг Петербурга (Ленинграда!) и которое в полной мере мог заметить лишь сам Глеб Борисович. Павловск, Царское Село, Петергоф, Гатчину, Ропшу, Стрельну, Ораниенбаум (особенно им любимый), Перепелкин знал как никто. Он исходил сотни километров (без преувеличения!) по разрушенным послевоенным пригородам Петербурга – а потом стал водить по ним своих слушателей.

       Чувствую, что пора заканчивать. Многое остается «за кадром» этих заметок – но нельзя же сразу всё рассказать. К наследию Перепелкина будут возвращаться те, кого завораживает наша Северная Пальмира, кто ищет её тайны, хочет знать её подлинную (далекую от официоза) историю.

     Возможно, и я снова «возьмусь за перо», выражаясь символически, чтобы отдать должное памяти Глеба Борисовича Перепелкина.

     Последнее, о чем  хочу вспомнить – отпевание его в прекраснейшем Никольском соборе при стечении целой толпы учеников и слушателей. Родных  Перепелкина уже давно не было в живых. Долгая служба в нижнем храме, где когда-то отпевали Ахматову, и проповедь священника, молодого человека, сказавшего прочувствованные слова о «приснопамятном Глебе». Все почувствовали, что печальное по сути событие – уход Перепелкина -- стал его духовной победой.

9 сентября 2010 года

time-of-remake.ucoz.ru

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz