ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Розанов Александр Семёнович © 2024 WALKERU  15

Серафимовское кладбище.

Розанов Александр Семёнович

 

РОЗАНОВ

Александр Семёнович

( 29 октября 1910 — 18 марта 1994 )

 


  
Пианист, композитор, педагог, музыковед с мировой известностью. Родился в городе на Неве.
   Его отец, Семен Александрович, окончил Петербургскую духовную семинарию и археологический институт, служил в архиве Министерства императорского двора, затем работал в центральном архиве, сочетая службу с педагогической деятельностью в качестве профессора кафедры архивоведения Санкт-Петербургского археологического института.
   Мать, София Александровна (урожденная баронесса Икскуль), окончила с золотой медалью Смольный институт благородных девиц, занималась переводами, служила помощницей инспектора в научных классах консерватории, в качестве сестры милосердия была участницей русско-японской войны.
   В семье мальчик получил прекрасное воспитание и образование, особый интерес вызывали у него литература, история, искусство.
   Музыкой необыкновенно одаренный от природы Александр занимался также с раннего детства с известной пианисткой, профессором консерватории Александрой Розановой-Нечаевой.
   С 1922 по 1931 год он учился в консерватории, затем начал концертную и педагогическую деятельность.
   В начале 30-х годов город был полон философскими кружками и студенческими обществами, в которых относительно свободно обсуждались различные философские, исторические, искусствоведческие и политические проблемы. С усилением сталинской диктатуры начались гонения на кружки интеллигенции. Поводом для преследований становилось и происхождение молодых людей.
   В начале 1933-го Александр Розанов был арестован с группой выпускников Ленинградской консерватории, осужден по печально известной 58 статье и отправлен на 5 лет в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь НКВД на строительство канала Москва-Волга.
   Этот лагерь был особой зоной, в которой ОГПУ осуществляло идею «перековки сознания заключенных». Создана была и работала целая система перевоспитания антисоциалистических элементов.
   В лагере действовали школа ликбеза, профессиональные курсы, где преподавали отбывающие срок специалисты высших учебных заведений. Широко были представлены художественные коллективы - драматический театр, хор, духовой и струнный оркестры. Одним из таких коллективов руководил Александр Розанов.
   Газета «Перековка» издавала свою библиотеку. Это были книжечки, в которых публиковались произведения заключенных поэтов, писателей, композиторов, посвященные теме «перековки» в действии.
   В выпусках этой библиотечки появились произведения молодого композитора Розанова, а вскоре был издан первый сборник песен «Мой канал». Своим творчеством и работой Александр заслужил досрочное освобождение, и местом его дальнейшего проживания был определен город Кировск Мурманского округа Ленинградской области.
   В сентябре 1937 года Александр Розанов прибыл в Хибины и был принят вольнонаемным преподавателем по классу рояля и элементарной теории музыки в дом художественного воспитания детей.
   Александр Семенович активно включился в культурную жизнь города. Скоро его класс рояля будет признан одним из лучших в ДХВД, он становится известным исполнителем и концертмейстером, имя молодого музыкального критика все чаще появляется на страницах газеты «Кировский рабочий».
   Атмосфера творчества, царившая в доме художественного воспитания детей, быстро увлекла Розанова, к нему вернулось желание писать музыку. Теперь у него есть для кого сочинять вокальные и инструментальные произведения, - их будут исполнять звонкими голосами воспитанники ДХВД, хоры и ансамбли, пианисты и скрипачи.
   Краткие поездки в Ленинград он использует не только для встреч с родными, ему необходимо профессиональное общение, в том числе с Дмитрием Шостаковичем.
   Дмитрий Дмитриевич, ставший знаменитым пианистом и композитором, известный своим чутким отношением к людям и обязательностью, не просто анализирует произведения Александра и дает советы, он оказывает ссыльному коллеге несомненную поддержку, представляя его сочинения в комитете по делам искусств, рекомендуя их к исполнению.
   Оценивая дарование Розанова, Шостакович хлопочет о переводе его в столицу, культурная среда которой могла бы способствовать профессиональному росту молодого композитора.
   30 апреля 1939 года в Кировске состоялась премьера первой детской оперы «Веселый портняжка». Написана она была в содружестве с талантливым поэтом, переводчиком, пианистом и коллегой по ДХВД Михаилом Бронниковым.
   В ходе работы сложился крепкий состав симфонического оркестра и хора под управлением Георгия Патрашева, но особый восторг вызвала замечательная игра юных актеров. После успешной премьеры «Кировский рабочий» предоставил возможность высказать свои мнения о спектакле зрителям, критикам, авторам оперы и, конечно же, исполнителям.
   Особенно дорог был для создателей «Веселого портняжки» отзыв великого композитора ХХ века Дмитрия Шостаковича, который
он написал в августе 1939-го: 
  

   «Мне довелось познакомиться с детской оперой А. С. Розанова «Веселый портняжка». Эта опера обладает целым рядом больших достоинств. Прежде всего, следует отметить необычайную ясность и легкость музыкального языка. Музыкальная мысль льется свободно и убедительно. Много в этой опере ярких и тонких музыкальных характеристик. Все герои наделены автором характерными чертами. Благодаря этому за развитием сюжета и музыки следишь с неослабеваемым интересом от начала и до конца. По прослушании оперы становится совершенно ясным, что автор ее, А. С. Розанов, является композитором, обладающим выдающимся дарованием. А музыкальные качества «Веселого портняжки» дают мне право утверждать, что эта опера будет иметь заслуженный успех у детской аудитории. Порукой этому веселый, занимательный сюжет и яркая, веселая, блещущая изобретательностью и ясностью музыка».


  Успешная премьера оперы стала началом ее триумфального шествия. Фрагменты произведения звучали на концертах и областных олимпиадах в Мурманске. В 1940 году оперу полностью дали на Ленинградском радио в исполнении профессиональных артистов, она была записана и транслировалась даже после Великой Отечественной войны. «Веселый портняжка» внесен в словарь Бориса Штейнпресса «Оперные премьеры ХХ века. 1901-1940 гг.».
   Ободренные успехом, положительными отзывами коллег, зрителей и рецензентов, Александр Розанов и Михаил Бронников принимаются за новый труд, который надеются завершить к юбилею Кировска. Основой для либретто второй детской оперы стала повесть Голубевой «Мальчик из Уржума» о детских годах известного большевика Сергея Мироновича Кирова.
   Через три месяца, к 7 ноября 1939 года, произведение было завершено. Оно называлось «Сережа Костриков». Репетиции заняли 38 дней, и 12 января 1940-го состоялась премьера. Опера «Сережа Костриков» стала большим событием не только в культурной жизни города, но и ценным подарком к юбилею Кировска.
  После премьеры творческий коллектив продолжал работать над совершенствованием спектакля. Отдельные сольные, хоровые и ансамблевые номера исполнялись в концертах. Юные артисты успешно представили произведение на областной олимпиаде детского творчества в Мурманске.
   Летом 1940-го с партитурой оперы «Сережа Костриков» и другими сочинениями Александра Розанова познакомился Дмитрий Шостакович.

 
 «Товарищ Розанов, Александр Семенович, обладает большим композиторским талантом. В его творчестве пленяет свежесть гармонического и мелодического языка. Его музыкальные образы очень выразительны и разнообразны. Он умеет давать своим героям яркие музыкальные характеристики. Для дальнейшего творческого роста ему необходимо предоставить возможность проживания в Москве или Ленинграде. Вращаясь в передовых музыкальных кругах этих городов, А. С. Розанов, без сомнения, резко повысит свой культурный и музыкальный уровень и сумеет встать в первые ряды советских композиторов».

   В июне 1941 года преподаватель ДХВД Александр Розанов готовился отправиться в отпуск в Ленинград, где его с нетерпением ожидали родные. Там он намеревался пробыть с 20 июня по 5 сентября.
   Когда началась война, Александр Семенович возглавил бригаду художественной самодеятельности по обслуживанию агитпунктов, госпиталей и воинских частей.
   Осенью он был эвакуирован в Удмуртскую АССР, где стал работать в педагогическом училище и дошкольном детском доме поселка Ново-Мултан. Обрывается переписка Александра с родными, оставшимися в блокадном Ленинграде. Как самое дорогое, он хранил письма матери и долго не знал о печальной судьбе семьи.
   За полтора месяца, с конца декабря 1941-го по начало февраля 1942 года, умерли от дистрофии отец, мать и тетя Розанова-Нечаева. Всего от голода и болезней скончались двенадцать его родственников. Лишь в июне 1942-го Александр узнал страшные подробности гибели родных.
   Во время Великой Отечественной войны после призыва в ряды РККА Розанов служил в агитвзводе политотдела 55-й армии, затем в 78-м запасном полку, где стал заведующим музыкальной частью и концертмейстером молодежного фронтового ансамбля танца под руководством Аркадия Обранта.
   Он сочинял, делал переложения и обработки для сопровождения хореографических композиций. Чередой шли репетиции, концерты, поездки по воинским частям.
   В февраля 1943 г. в детской танцевальной студии Дворца пионеров Александр Семенович познакомился со своей будущей женой -  театральным художником В. В. Милютиной. Она делала эскизы для постановок. В том же году они поженились.
   Летом 1943-го в осажденном городе состоялась премьера «Ленинградской поэмы» Александра Розанова. Прозвучала она в исполнении дуэта пианистов: автора и Богданова-Березовского.
   После демобилизации перешел вместе с ансамблем пляски Обранта в Ленгосэстраду. Потом работал в музыкальном училище имени Мусоргского, затем почти 20 лет - на кафедре художественной гимнастики института физической культуры имени Лесгафта.
   Александр Семенович не только аккомпанировал членам сборной страны и подбирал музыкальный материал к классификационным программам, но и сочинял композиции для вольных упражнений некоторых ведущих спортсменов.
   Эта работа
также высвобождала время для исследовательской деятельности, которая все более его занимала и давала возможность поездок по России и за границу - в частности во Францию, где у него были родственники. У него вышла и несколько раз переиздавалась книга о Полине Виардо.

  Он продолжал сочинять музыку, писал статьи, заниматься историей музыки. Его многолетняя творческая и музыкально-просветительская деятельность получила признание в нашей стране и за рубежом.
  После смерти жены Веры, в 1987 году Александр Семенович
взял на себя бремя  сохранения памяти о ней как о замечательной художнице стало делом жизни. Именно он передал в ЦГАЛИ СПб многочисленные рисунки, фотографии и документы В. В. Милютиной, которые до сих пор ждут своего исследователя.

  Умер Александр Розанов 18 марта 1994 года. Потомственный дворянин, европейски образованный, блестяще владевший несколькими языками; музыкант широчайшей эрудиции, авторитетный музыковед. Он был истинным аристократом с интеллигентной скромностью и чувством собственного достоинства.
  «Когда умирают такие люди, пустеет мир. И сразу увеличивается тяжесть ответственности на плечах живых, кому теперь хранить все то интеллектуальное достоинство, тот нравственный аристократизм, что так царственно и просто воплощал Александр Семенович». Эти слова о друге написал известный искусствовед Михаил Герман, оставивший замечательные воспоминания «Портреты по памяти».


назад к 2024 году
по годам

На главную страницу

 Найти: на

  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика