ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Милютина Вера Владимировна © 2024 WALKERU  14

Серафимовское кладбище.

Милютина Вера Владимировна

 

МИЛЮТИНА

Вера Владимировна

( 13 августа 1903 — 17 мая 1987 )

 


  
Художник театра, график, иллюстратор. Родилась в городе на Неве, встретила в нём блокаду и прожила в нём до конца жизни. Будущую художницу воспитывала бабушка Матильда Васильевна Милютина-Гуго, поскольку родители состояли в фиктивном браке (отец был биологом, мать – врачом).
   По воспоминаниям В. В. Милютиной, рисовать она начала в 14-15 лет самостоятельно. Желание стать художником привело её в 1922 г. в Художественно-педагогический техникум. В 1927 г. она поступила в Высший художественно-технический институт (бывшую Академию Художеств) на театральный факультет, который окончила в 1932 г.
   После окончания обучения её направили в Малый оперный театр (ныне Михайловский), где она работала над реставрацией театральных эскизов. Одновременно с этим молодая художница пробовала себя в роли автора декораций и костюмов к различным постановкам на площадках ленинградских клубов, дворцов культуры, детских театров и цирка.
   Однако любимым жанром для неё был архитектурный пейзаж. В 1930-е гг. она много работала именно в этом направлении: принимала участие в археологических и этнографических экспедициях в качестве художника, ездила на летние натурные зарисовки на Алтай, в Карелию и Нижегородскую область.
   Война застала В. В. Милютину главным художником Ленгосэстрады. Всю блокаду она прожила в Ленинграде. Как ленинградец принимала участие в оборонных работах, мужественно переносила лишения и голод. Продолжала работать в качестве художника.
   За этот период она трижды переезжала, так как дома, где она жила, были разрушены во время бомбежки. Однако именно блокадные годы стали для неё временем больших перемен на профессиональном и личном фронте.
   Её, работавшую до войны только в качестве театрального художника-декоратора, пригласили зафиксировать «ранения Эрмитажа». Это широко известная серия графических листов стала настоящим памятником стойкости ленинградцев.
   Всего за два с половиной месяца (с февраля по апрель 1942 г.) В. В. Милютина сделала ряд рисунков углем и итальянским карандашом. Большинство работ этой серии не сохранилось, часть из них (около десяти листов) была впоследствии приобретена Эрмитажем.
   Летом 1942 года В. В. Милютину пригласили для выполнения другого ответственного задания – подготовки под руководством А. П. Остроумовой-Лебедевой «Ленинградского альбома». Это было ответное издания в благодарность за альбом, подготовленный женщинами Шотландии и доставленный в блокадный Ленинград на самолете.
   В. В. Милютиной было поручено общее оформление альбома: подготовка композиций на тему гербов Советского Союза и Великобритании, а также другие декоративные элементы. В итоге альбом был готов всего за пять дней, затем его переплели, вложили многочисленные листы с подписями женщин Ленинграда и отправили в Шотландию.
   В февраля 1943 г. в детской танцевальной студии Дворца пионеров В. В. Милютина делала эскизы постановок и познакомилась с композитором Александром Семеновичем Розановым (1910-1994). В том же году они поженились и прожили вместе 44 года.
   После окончания войны В. В. Милютина продолжала работать в качестве театрального художника, а также начала преподавать рисование в изостудиях Дворцов пионеров и Домов культуры Ленинграда.
   В. В. Милютина неоднократно пыталась стать членом Ленинградского Союза советских художников. Первый раз, по воспоминаниям художницы, она «летом в 1943 году в блокаду, голодная, едва дотащившая свою папку с работами до ул Герцена» не была принята.
   Она вспоминала лица тех, кто был на том заседании Правления, в том числе, как писала В. В. Милютина, «не выносящий меня Суетин – (он не мог мне простить дополнительной карточки, кот. в 1942 году дали мне, а не ему <…> за то что я 3 месяца работала над зарисовками Эрмитажа, голодная, и в адском невероятном холоде». Разложенные прямо на полу работы не впечатлили членов Правления, и художницу «провалили».
   В 1946 г. В. В. Милютина решила подать заявление на вступление в ЛССХ во второй раз. Перед этим она прошла через унизительную процедуру получения рекомендаций от действительных членов Союза.
   По воспоминаниям В. В. Милютиной, художник М. А. Григорьев, которому она показывала свои работы, «дал мне рекомендацию в ЛССХ и одновременно стер меня с лица земли. Он не обещал мне что меня примут в ЛССХ и говорил, что работы похожи на Бейера а другие написаны соплями и облака похабные в Орфее и т.д.».
   В итоге в 1946 г. В. В. Милютину приняли в кандидаты ЛССХ. Полноправным членом Союза она стала лишь в 1952 г.
Почти тридцать лет В. В. Милютина безуспешно добивалась проведения персональной выставки, так как, по воспоминаниям А. С. Розанова, «у нее не было связей, она не работала в больших театрах, а ее прекрасные эскизы для кукольного театра принимались едва вежливо».
   Первая персональная выставка художницы открылась лишь в 1981 г., когда ей было 78 лет. Спустя шесть лет её не стало.
   После её смерти сохранение памяти о художнице стало делом жизни для её мужа - А. С. Розанова. Именно он передал в ЦГАЛИ СПб многочисленные рисунки, фотографии и документы В. В. Милютиной, которые до сих пор ждут своего исследователя.

 

Милютина Вера Владимировна
 


назад к 2024 году
по годам

На главную страницу

 Найти: на

  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика