Могила Дехтерева В.В. на Северном кладбище
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Дехтерев Владимир Владимирович

ДЕХТЕРЕВ Владимир Владимирович

( 13 февраля 1904 - 13 февраля 1970 )

   Работник пожарной охраны. Подполковник. Стоял у истоков формирования в СССР первого отделения газодымозащитников. Был начальником ГДЗС. 1 мая 1933 году его боевой расчёт первым при тушении пожара в СССР использовал автономные противогазы.
   В наши дни газодымозащитная служба прочно вошла в боевую работу пожарных России. Средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются при тушении около 20 % пожаров, а каждый потушенный пожар с применением СИЗОД является своеобразным экзаменом для газодымозащитников, так как требует от личного состава мобилизации всех сил, знаний, опыта, дает возможность проверить качество подготовки к работе в сложных условиях.
   Во время блокады в Ленинграде, был в звании воентехника 1-го ранга.

Автор книг:
Дехтерев В.В. Противогазы, применяемые в пожарной охране. -М.,1959. — 108с.
Дехтерев В.В. Работа газодымозащитников на пожарах. М.: Мин. коммун, хоз-ва, 1958. -43 с.




Катастрофа на станции Ржевка

   Станция Ржевка Октябрьской железной дороги имела к моменту катастрофы два проездных и пять маневровых путей, один тупик и три ветки. Станционные постройки состояли из 20 легких строений барачного типа, занятых складскими и жилыми помещениями. Здание вокзала — деревянная двухэтажная постройка площадью 200 кв. метров.

К моменту катастрофы на путях станции находилось около 400 вагонов, из которых 130 были с боеприпасами, а прочие — с пустой тарой из-под ВВ, теплушки и пассажирские вагоны с эвакуируемыми из города женщинами, детьми и ранеными. (Из обзора тушения пожара на станции Ржевка 29 марта 1942 года.)

К универмагу подкатила хорошо знакомая всем пожарным закамуфлированная белой краской «эмка». Прибыла городская оперативная группа. Из машины показался в блестящей никелированной каске прибалтийского образца оперативный дежурный по городу воентехник 1-го ранга Владимир Владимирович Дехтерев, который прибыл в сопровождении начальника штаба РТП Рыжова и начальника тыла Данилова.

Кулаков облегченно вздохнул. С прибытием оперативного дежурного по городу обязанности руководителя тушением пожара автоматически переходят к нему и можно будет заняться конкретным участком со своими людьми, что всегда его больше устраивало.

— Жарковато, Петр Григорьевич? — дружески пожимая руку Кулакову, спросил Дехтерев.

Ответа на этот вопрос не требовалось. Даже здесь, далеко от места катастрофы, слышались взрывы, дым пожарища проникал в здание универмага, где стонали раненые, плакали ребятишки, хлопотливо сновали с носилками санитарки звеньев объектовых групп МПВО, принося очередные жертвы пожара, завывали сиренами машины скорой помощи. [14]

А Дехтерев уже сам включился в руководство. К нему обратился военный со шпалой на петлицах, во фронтовой каске — начальник штаба МПВО. Он требовал стволы на горящие вагоны. Без охлаждения вагонов ко многим составам просто не подобраться. Невозможно организовать их разводку.

— Будут стволы, — заверил Дехтерев военного. — Рыжов, остаетесь в штабе, Данилов — в тыл, обеспечивайте водопитание, Кулаков подскажет вам водоисточники. Найдите Николаева, передайте, что он назначается руководителем на южном секторе. Основной его задачей остается пробиваться к составам. Я — на северный сектор. Учтите, на большую помощь города рассчитывать не приходится. С бензином туго. Цистерны направляйте Николаеву, мне на северный сектор — насосы и людей.

Южный сектор нуждался в помощи. Главное — не хватало воды. Ствольщики Николаева, укрываясь за вагонами, пробираясь между составами и маневрируя, сбивали пламя. Но то и дело прекращалась подача воды. Тогда Медведев, возглавив группу красноармейцев, не обращая внимания на опасность взрывов, сам нырял под вагон и отцеплял его. Николаев не узнавал обычно тихого голоса своего замполита. По его команде красноармейцы откатывали объятый пламенем вагон, забрасывали огненные языки снегом и катили факел на колесах подальше от состава.

Не намного лучше была обстановка и в северном секторе. Воздух там накалился до предела. Казалось, вот-вот от нагрева взорвется не охваченный еще огнем состав из 27 вагонов, которые решено было рассредоточить. Взрывы на другом пути были совсем рядом. Они оглушали работающих пожарных, заставляли каждый раз прижиматься к земле. Дехтерев решил пройти на позиции стволов. Навстречу ему из-под одного вагона вынырнул невысокий пожарный и, придерживая болтающийся на боку противогаз, побежал к руководителю тушения пожара. Вдруг перед ним взметнулось облако пыли. Очевидно, разорвалась выброшенная взрывом мина. На миг утренний полумрак ярко высветился, и стало видно, как пожарный упал на рельсы. Испугался? Укрылся? Дехтерев подошел к лежащему. Раскинув широко руки, на земле лежала девушка, связная 12-й части. Направляясь с заданием начальника части [15] к руководителю тушением пожара, она была убита осколком мины. Приказав связному доставить тело убитой в штаб, Дехтерев подлез под вагон и вышел на позицию ствола 12-й части. Здесь работал начальник караула Иванов с подствольщиком Юдиным.

— Вот молодец Люба, как быстро вас отыскала, — крикнул Иванов, не выпуская из рук работающего ствола.

— Люба?

— Да, Люба Стаценко. Курсант пожарно-технической школы, временно расформированной. Начальник части просил еще пару стволов, иначе огонь не удержать!

— Нет вашей Любы. Убита Люба, — сказал Дехтерев, — а стволы подойдут.

Он огляделся. Да, Иванов прав. Такими малыми силами с пожаром явно не справиться. Кроме горящих вагонов, огромным костром полыхало разрушенное до основания здание вокзала. За путями пылала транспортная контора и прирельсовые склады. Чудом уцелевший при взрыве, очевидно, единственный из всех железнодорожников станции Ржевка пожилой сцепщик вагонов, нещадно ругаясь, пролезал между составами, расцепляя вагоны. Их немедленно откатывали красноармейцы и свободные пожарные из расчетов.

Совсем рассвело. В свете дня зарево пожара казалось более тусклым. Забор, отделявший от путей транспортную контору, развалился и тихо догорал. Уткнувшись в огромную воронку от взрыва, лежал на боку, как доисторическое животное, разбитый маневровый паровоз. Он еще дышал, пар тоненькими струйками сочился из потухшего котла. И то, чего теперь не мог делать паровоз, делали люди. Люди, побеждающие огонь.

 

Комментарий

 

Выписка из оперативной сводки № 440094 штаба противопожарной службы МПВО г. Ленинграда за 29 марта 1942 года

Станция Ржевка Октябрьской железной дороги.

Пожар возник в 6 часов 10 минут 29 марта 1942 года в результате взрыва боеприпасов в вагонах, находящихся на станционных путях. Взрывом было совершенно разрушено до 20 зданий, расположенных [16] на станции и прилегающих к ней улицах. Около 400 зданий, находящихся в радиусе до 2 километров, получили повреждения (разбиты крыши, выбиты рамы и пр.). Взрывом совершенно разрушено около 70 вагонов с боеприпасами и около 40 вагонов повреждено. Пожары возникли в 14 зданиях, находящихся в радиусе до 1 километра от места взрыва.

В процессе ликвидации пожара создалась большая угроза железнодорожным составам с боеприпасами в количестве 47 вагонов, стоящим в восточной части станции в непосредственной близости с горевшими домами, а также частично разрушенными, но еще не сгоревшими 10 вагонами с боеприпасами в северо-западной и южной сторонах территории станции, находившимися вблизи вагонов, в которых происходили взрывы.

Эвакуация железнодорожных вагонов с боеприпасами была связана с огромными трудностями. Железнодорожные пути в ряде мест оказались разрушенными. На их месте в центре пристанционных путей образовались воронки диаметром 30–40 метров и глубиной 10–15 метров. Взрывом на большое расстояние были разбросаны металлические и деревянные конструкции зданий и, вагонов, неразорвавшиеся снаряды, мины и гранаты, большие глыбы мерзлой земли и т. д. Вследствие этого откатка вагонов в ряде случаев была невозможна.

В распоряжение руководителя пожаротушением железнодорожной администрацией не было предоставлено ни одного паровоза. Поэтому с риском для жизни людей эвакуация была произведена вручную. Три вагона с порохом и снарядами были откачены силами 28-й ВГПК. и помогавшими красноармейцами; два вагона с гранатами и снарядами удалены из района взрывов силами пожарных подразделений, работавших на северо-западной стороне станции. Два состава в 47 вагонов были удалены силами воинских частей и пожарных подразделений. Всего спасено 52 вагона с боеприпасами.

Взрывы продолжались в течение 7–8 часов с начала первого взрыва. Пожарные подразделения самоотверженно и геройски работали на боевых позициях, несмотря на непрекращающиеся взрывы. Среди личного состава пожарных подразделений имеются убитые и раненые.

Принятыми мерами все многочисленные очаги пожаров удалось ликвидировать и несколько горевших зданий частично сохранить. К. 17 часам на месте взрыва не было ни одного активно действующего очага горения за исключением вспышек взрывчатых веществ в центре территории взрыва. Отдельные пожары, вследствие разрушений зданий и разбросанных всюду горючих предметов и боеприпасов, могли слиться в один огромный очаг пожара и принять стихийную форму. Однако путем активных действий пожарных подразделений, применявших не только огнегасительные средства, но и разборку горючего материала в центре станционной территории, где происходили взрывы, эту опасность удалось предотвратить. По состоянию на 9.00 30 марта 1942 года все очаги пожаров ликвидированы. Наблюдается лишь выделение дыма в центре взрыва, где продолжают тлеть засыпаемые землей горючие предметы. Взрывов не наблюдается. На месте пожара оставлена охрана в составе одного подразделения.

В результате взрыва и вследствие возникшего пожара полностью [17] уничтожены огнем 4 двухэтажных жилых дома, 4 одноэтажных барака, лесопилка, здание столовой и ряд мелких построек. Частично пострадали 2 двухэтажных жилых дома и 2 одноэтажных складских здания. Уничтожено взрывом около 20 и пострадало около 400 зданий, около 70 единиц железнодорожного подвижного состава (по предварительным сведениям). Имеется несколько человеческих жертв из населения, войсковых частей и пожарных подразделений.

Начальник Управления пожарной охраны УНКВД ЛО, начальник противопожарной службы МПВО г. Ленинграда полковник М. К. Сериков [18]

 

militera.lib.ru

 

Hosted by uCoz
На главную страницуу
Hosted by uCoz

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz