Могила Азо А.Г. на Северном кладбище


                                                                                                                                                                                                             © 2011 WALKERU

Азо Анатолий Георгиевич

АЗО Анатолий Георгиевич

( 31 октября 1934 - 25 ноября 2007 )

  Артист театра и кино. Родился в Ленинграде. Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (1958). В кино с 1960 года. Актёр киностудии "Ленфильм". Работал в Псковском драматическом театре, Ленинградском театре имени В.Ф. Комиссаржевской, Ленинградском театре имени Ленинского комсомола.

Из интервью ("Смена", Владимир Желтов):

"Если я правильно вас понял, вы театральный институт не заканчивали? — Нет. Я поступал к Борису Вольфовичу Зону, он меня принял, но я подумал-подумал и… передумал. Потому что предстояло жить на стипендию в двадцать рублей. В то время как на Ленинградском Металлическом заводе токарем-карусельщиком я зарабатывал шестьсот! Но потом меня все-таки сманил директор Драматического театра имени Пушкина из Пскова. И я уволился с завода, хотя на тот момент даже был представлен к званию Героя Соцтруда. Со спектаклем «Старик» мы отправились в Ленинград. Проходя мимо «Ленфильма», я заглянул на студию. И попался на глаза ассистенту режиссера. Он спрашивает: «Завтра можете приехать на пробы?» — «Могу». А ещё через день, по возвращении в Псков в гостинице меня уже ждала телеграмма: «Вы утверждены на главную роль в картине «Завтрашние заботы». И я подал заявление об уходе из театра. В Питер приехал с двумя копейками в кармане. Чтобы можно было позвонить на студию. На трамвай денег мне бы уже не хватило."

   Анатолий Георгиевич жил в Санкт-Петербурге, недалеко от Театральной площади. На стенах, столах, шкафах — работы из капа, из которого он много лет делал фигурки, скульптуры, посуду, утварь. Кап искал в лесу сам, привозил из киноэкспедиций... На даче, где все сделано своими руками, - мастерская со станками и инструментами. Снимать уникальные произведения мастера не раз приезжали москвичи. И только однажды актёру предложили выставить свои работы в рамках фестиваля «Звезды-93» Гильдии киноактеров России, проходившем в Калинине. А в основном он дарил их друзьям.

Роли в кино
2007 Улицы разбитых фонарей-8
2007 Брачные узы | 7-я и 8-я серии :: эпизод
2007 Морские дьяволы - 2 :: таксист
2007 Китайская ничья | 9 серия
2003 Русские страшилки :: проводник по зоне
2003 Чудеса за забором | 5 серия
1998 Дух
1992 Удачи Вам, господа
1991 Действуй, Маня! :: шеф
1989 Кончина :: Зобов
1984 Две версии одного столкновения :: эпизод
1983, 1984 Чокан Валиханов :: Гутковский
1983 Пробуждение :: Игнат Васильев
1983 На перевале не стрелять! :: Парамонов Сергей Антонович :: главная роль - начальник ЧК
1983 Демидовы :: солдат
1981 Любовь моя - революция :: эпизод
1981 Великий самоед :: Русанов
1980 Петля Ориона :: Николай Кречет
1980 Личной безопасности не гарантирую... :: Ковалев - инструктор райкома партии
1980 Испанский вариант :: сотрудник разведуправления
1979 Поэма о крыльях :: Архангельский А.А.  - участник создания большинства самолётов КБ Туполева.
1979 Необыкновенное лето :: Пастухов
1979 Вкус хлеба :: Илья Коперник :: главная роль
1978 Человек меняет кожу :: Николай Еремин
1978 Емельян Пугачев :: Григорий Орлов
1977 Первые радости :: Пастухов
1976 Рядом с тобой :: Дмитрий Степанович Лобанов - известный хирург, отец пионера Женьки Лобанова
1976 Потерянный кров :: Локис
1976 Обычный месяц
1976 Обыкновенная Арктика :: Арсений - полярный житель
1976 Быть братом :: Виктор Коваленко
1975 Надежный человек :: Виктор Петрович :: главная роль - геолог-нефтяник
1975 В августе 44-го... (не был завершен) :: старший лейтенант Евгений Таманцев :: главная роль
1974 Свет в конце тоннеля :: Григорий Мацура
1974 Ответная мера :: шофёр в тельняшке
1973 Хлеб пахнет порохом :: Петрунин
1973 Плохой хороший человек :: Егор Алексеевич Кирилин - пристав
1973 Назначение :: Федор Петрович Кидин
1972 Последний гайдук :: Иван
1970 Чудный характер :: инженер Соколов "Он умный, но у него бывают перерывы - как у всех."
1970 Взрыв замедленного действия :: Александр Родченко
1969 На пути к Ленину | Unterwegs zu Lenin (ГДР, СССР) :: литовский крестьянин
1968 Красные пески :: Сергей
1968 День ангела :: Назымов
1966 Путешествие (киноальманах) :: Валера Кирпиченко :: главная роль
1966 На полпути к Луне
1966 "Циклон" начнётся ночью :: Ланге - офицер СД
1965 Первый посетитель :: матрос
1965 Как вас теперь называть? :: Валерий - месье Жак :: главная роль - советский разведчик - повар в ресторане
1963 Крепостная актриса :: гусар (нет в титрах)
1962 Завтрашние заботы :: Глеб Вольнов - капитан
1959 Повесть о молодоженах :: Степан - брат Светы

Озвучивание
2004 Степфордские жены | Stepford Wives, The (США)

1978 Кугитангская трагедия

*   *   *

   Не совсем обычную фамилию коренной ленинградец Анатолий Азо получил от деда-эстонца. Когда тот в позапрошлом веке принимал российское подданство, спросили, как его записывать? Он по-эстонски ответил: «Ассо», что в переводе значит «хозяин». Вместе с фамилией Анатолий унаследовал многие черты своих прибалтийских предков: двухметровый рост, резкий характер, справедливость и хозяйственность. Позже Анатолий Азо рассказывал: «Как мои предки появились в Петербурге, я не знаю. Знаю, что дед был эстонец. В Народном театре Выборгской стороны, где я проходил свои актерские университеты, мне поручили роль эстонца. «Коль у тебя эстонские корни - играй! Но учти, ты должен говорить с акцентом. Примерно так: «Всялса за круть, так кавари что-нипуть». Я знал акценты кавказские, среднеазиатские, а эстонского не знал. Тетка советует: «Еще жива сестра деда, поезжай к ней…» Я приехал к старушке, послушал ее и заговорил с акцентом. Режиссер был в восторге!» 

   В актерскую профессию Анатолий Азо пришел из народного театра. Он так же был чемпионом Ленинграда по боксу, одновременно работал токарем-карусельщиком на Ленинградском металлическом заводе, мог получить звание Героя Социалистического труда, но бросил работу с высокой зарплатой в 600 рублей, которые зарабатывал на заводе, и ушел на ставку в 65 рублей в театр. Театральный институт, куда Азо приняли сразу на 3 курс, он так и не окончил, и уехал работать в Псковский драматический театр. Во время гастролей в Ленинграде, куда театр привез спектакль «Старик», на молодого актера обратил внимание ассистент режиссера фильма «Завтрашние заботы», и Азо был приглашен на главную роль в этом фильме. Он подал заявление об уходе из Псковского театра и переехал в Ленинград, где работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола и Ленинградском театре имени Комиссаржевской.

   Об этом этапе своей жизни в интервью Анатолий Азо рассказывал: «Я поступал к Борису Вольфовичу Зону, он меня принял, но я подумал-подумал и… передумал. Потому что предстояло жить на стипендию в двадцать рублей. В то время как на Ленинградском Металлическом заводе токарем-карусельщиком я зарабатывал шестьсот! Но потом меня все-таки сманил директор Драматического театра имени Пушкина из Пскова. И я уволился с завода, хотя на тот момент даже был представлен к званию Героя Соцтруда. Но питерскую прописку я не хотел терять и не стал выписываться. А без псковской прописки у меня почему-то отказывались принимать партвзносы. Дело дошло до разбирательства на заседании обкома. Первый секретарь спрашивает: «Вы хотите быть в партии?» - «Я на этот вопрос ответил, когда писал заявление о приеме». Некоторым членам обкома мое поведение показалось дерзким: «Молодой человек, как вы смеете так разговаривать с самим!..» После недолгих пререканий я ткнул пальцем в каждого из них: «С вами, с вами и с вами в одних рядах я быть не хочу!» И положил партбилет на стол. Почти в тот же день со спектаклем «Старик» мы отправились в Ленинград. Проходя мимо «Ленфильма», я заглянул на студию. И попался на глаза ассистенту режиссера. Он спрашивает: «Завтра можете приехать на пробы?» - «Могу». А еще через день, по возвращении в Псков в гостинице меня уже ждала телеграмма: «Вы утверждены на главную роль в картине «Завтрашние заботы». И я подал заявление об уходе из театра. В Питер приехал с двумя копейками в кармане. Чтобы можно было позвонить на студию. На трамвай денег мне бы уже не хватило. Но на вокзале меня встретили с машиной».

   С 1960 года Анатолий Азо стал актером киностудии «Ленфильм». Он играл роли разведчиков, красных командиров и немецких офицеров. «Я снимался с Борисом Андреевым, с Переверзевым, с Крючковым, - рассказывал он. - От них всему научился. У меня были великие партнеры, мне повезло. Школа довоенная».

   Самой большой удачей актера стала главная роль в приключенческом фильме «Как вас теперь называть» Владимира Чеботарева. Все мальчишки страны, посмотрев эту кинокартину, стремились походить на советского разведчика, действовавшего в тылу врага под видом повара-бельгийца. За исполнение этой роли актер был награжден грамотой КГБ СССР.

   Анатолий Азо рассказывал: «Завтрашние заботы» прошли как-то незаметно. Известность пришла после картины «Как вас теперь называть», где я сыграл роль советского разведчика, действующего под маской повара-бельгийца. Стало невозможно выпить даже кофе в общепите. Пьешь кофе, а за спиной шушукаются: «Азо, кажется, принимает уже с утра!» За эту роль я получил грамоту КГБ. Представитель комитета зачитывает приказ: награждается осветитель тем-то, художник по костюмам - тем-то. Потом: Копеляну и Стржельчику - именные часы. И последнее: исполнитель главной роли награждается почетной грамотой Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР! Сзади меня сидел Володя Татосов. Так он от смеха упал со стула! Потому что в этой команде я был единственный человек, который не имел часов! В театре зарплата-то какая была! Шестьдесят - семьдесят рублей. Картина имела шумный успех. Не так давно глава администрации Петроградского района мне сказал: «Я сам стоял по ночам в очереди, чтобы посмотреть этот фильм!» После картины «Как вас теперь называть» мне стали предлагать роли разведчиков, контрразведчиков, офицеров. Со среднеазиатской киностудии шлют телеграмму: «Предлагаем роль полковника Чингизова». Шлю встречную: «Пришлите сценарий». Они уточняют: «Предлагаем вам главную роль - полковника Чингизова!» - «Пришлите сценарий!» В третий раз спрашивают - открытым текстом: «Сколько хочешь?»

Однажды на имя Анатолия Азо поступила телеграмма. Никого не оказалось дома, и почтальон оставил извещение. Вернувшись домой, Азо позвонил на почту и попросил зачитать текст телеграммы по телефону. Читают: «А 30 прибыть на «Мосфильм» на съемки…» Забавно в этой ситуации было то, что произошла она, когда актер был крайне популярен. О своей популярности Азо рассказывал: «Случались какие-то романтические истории. Но одна - незабываемая. В спектакле Театра Комиссаржевской «Если бы небо было зеркалом» мой герой в третьем акте умирает. В четвертом товарищи его приходят на могилу, произносят какие-то слова. Идет спектакль, и вдруг на сцену из зала поднимается тетенька с букетом цветов. И, растроганная, кладет букет на мою могилку! Так она полюбила моего героя. Вызвали «Скорую помощь». Оказалось, она психически не совсем здорова». 

Во время съёмок в кино Анатолию Азо довелось работать с самыми разными режиссерами и партнерами. Среди них был и Владимир Высоцкий. Анатолий Азо рассказывал: «С Высоцким мы снимались в картине «Плохой хороший человек». Режиссер Иосиф Ефимович Хейфиц сказал мне: «Хватит тебе играть всяких негодяев у других режиссеров! Сыграй у меня в чеховской «Дуэли». Хейфиц снимал на какую-то очень дорогую пленку. Как-то не по своей вине я запорол кадр. Иосиф Ефимович говорит: «Толя, у меня очень дорогая пленка! Я не могу снимать по несколько дублей». С Володей Высоцким мы познакомились в гостинице Одесской киностудии за несколько лет до этого. Кира Муратова уговаривала меня на роль в картине «Короткие встречи». Я упорно отказывался - и правильно делал! Роль геолога Максима Высоцкий сыграл так, как мне не сыграть. Там же, в гостинице «Куряж», на картине «День ангела» я познакомился и с Борисом Андреевым, Николаем Крючковым, Иваном Переверзевым и Наташей Фатеевой. Наташа играла мою возлюбленную, и нас Говорухин заставил целоваться! Целых пять дублей! Наташа плевалась после каждого поцелуя! Мои борода и усы при поцелуе постоянно отклеивались! А я плевался - от ее помады и от своих отклеившихся усов! Удовольствия было мало!»

   В жизни актера было страстное увлечение – резьба по капу. Кап - это нарост, который встречается на деревьях. «Поэтому он и красивый такой, он же весь светится» - рассказывал актер о своем любимом материале, из которого много лет делал фигурки, скульптуры, посуду и любые другие предметы. Некоторые дверные ручки его дачи дома были выполнены в фаллической форме, что немало забавляло посетителей дачи. Однажды гости Азо провожали знакомую, которая была не в курсе скульптурных особенностей дверей дачи. Гостья, дама весьма почтенного возраста, протянула руку к двери и замерла. На лице отобразилось изумление: она на ощупь узнала твердый знакомый предмет.

   Кап Азо искал в лесу сам, и привозил его из киноэкспедиций... На его даче все было сделано руками актера, у него там была мастерская со станками и инструментами. Даже беседка с точеными столбиками, где расположился огромный стол на 25 человек, — тоже была сделана руками хозяина.  

   Актер был женат. О своей семейной жизни он рассказывал: «С Леночкой мы вместе летели в Среднюю Азию на съемки. Вынужденная посадка в Москве. И я прямо в самолете решил отметить наступивший день рождения. Достал непременные в таких случаях бутылочки и маринованные миноги. На миноги я и поймал Леночку. Она их обожает. Теперь ни одно семейное торжество без маринованных миног у нас не обходится».  

   В Ленинграде Анатолий Азо жил в доме недалеко от Театральной площади. На стенах квартиры, столах и шкафах красовались работы из капа. О своей коллекции работ Анатолий Азо рассказывал: «Вот «Страшила», а вот полумаска. Это азиат, я их только наполовину понимаю, потому и пол-лица. А это «Тоска», я ее сделал, когда евреи только начали уезжать. Еще не уехали, а уже плачут, потому и назвал так. А вот ваза под яблоки. Так встретишь — вкусненькое что-то, пузико, пупочек, а потом как повернется — оказывается, змея. Как в жизни бывает». Снимать работы актера по дереву не раз приезжали фотографы. Сам он так же охотно раздаривал фигурки друзьям. Однажды актеру предложили выставить свои работы в рамках фестиваля «Звезды-93» Гильдии киноактеров России.

   Одна из последних работ Анатолия Азо в кино стала роль проводника в «Русских страшилках» Юрия Мамина. Серия называлась «Сталкер». Фильм начинался с того, что герой Азо сидел на берегу реки с удочкой. К нему подходили корреспонденты газеты «Русские страшилки» и просили провести их в Зону, где под охраной жили жертвы ядерной катастрофы с зелеными и красными лицами, росли грибы, которые местные жители могли спилить только двуручной пилой. Режиссер Мамин, потрясенный работой актера, сравнил Азо с французским актером Жаном Габеном. А между тем сам Анатолий Азо даже не имел звания заслуженного артиста.

   Анатолий Азо скончался 25 ноября 2007 года от инсульта.

   Актриса Любовь Виролайнен рассказывала: «Хотя я вместе с Анатолием Георгиевичем не играла, мы довольно часто пересекались с ним на «Ленфильме». Относилась я к нему с большой симпатией. Он, по-моему, гениально сыграл в фильме «Вкус хлеба». Но главное, это был очень порядочный человек. И все, что он говорил, шло от чистого сердца…»

 

chtoby-pomnili

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz