Могила Особик В.В. на Серафимовском кладбище
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Особик Владимир Васильевич

ОСОБИК Владимир Васильевич

( 29 октября 1943 - 18 июля 1997 )

   Актёр театра и кино. Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Актёр Ленинградского театра им. В.Ф. Комиссаржевской и последние пять лет своей жизни служил в Театре Сатиры на Васильевском. Родился в  г. Череповец.
   К нему первая известность пришла из кинематографа. Обаятельный юный актёр, сыгравший главного героя в фильме Юлия Карасика "Дикая собака динго" (1962) сумел так искренне и светло рассказать о первой любви, о первых человеческих разочарованиях и первом счастье человеческого взаимопонимания, что надолго стал одним из самых любимых молодых актёров поколения.

Особик Владимир Васильевич

Особик Владимир Васильевич

   Чуть позднее в театре имени В.Ф. Комиссаржевской, он сыграл молодого романтика в спектакле "Если бы небо было зеркалом". За популярным молодым актёром надолго закрепилось амплуа юного максималиста, вступающего в жизнь и предъявляющего к жизни и к людям высокие нравственные требования.
   В 1972 году он потряс питерских театралов своим исполнением роли Царя Федора в спектакле Рубена Агамирзяна на сцене театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где сыграл разом и драму власти, и трагедию личности, и необычайную душевную чистоту, и горечь человеческого бессилия.
 О царе Федоре в его исполнении писали взахлеб ведущие критики в обеих столицах. Смотреть трилогию А. Толстого в "Коммиссаржевку" приезжали зрители со всей страны. Трагический образ, созданный им на сцене, стал его звездным часом, его творческой вершиной.

Особик Владимир Васильевич
Фото: Нины Алловерт

Особик Владимир Васильевич
Елизавета Акуличева


   Там же, в "Комиссаржевке", Особик дебютировал как режиссёр спектаклем "Зверь". Время изменило солнечный облик ясноглазого юноши, но не сумело изменить его человеческой и художнической сути. Маститый актер принес в молодой театр не только свои талант и мастерство, но и нравственный максимализм и благоговейное отношение к искусству. В 1974-1978 годах — вёл актерский курс в Театральном институте (группа из Абакана).

Особик Владимир Васильевич


   В Театре Сатиры на Васильевском, он как режиссер поставил по пьесе и на музыку Юлия Кима яркое музыкальное представление "Театр мадемуазель Клерон"; сыграл роли в спектаклях "Трудные люди" и "Прощальная гастроль князя К." ("Дядюшкин сон"). В качестве самостоятельной работы с актерами Театра Сатиры он поставил спектакль-концерт по мотивам песен Леонида Утесова "А у нас есть тоже патефончик".




Особик Владимир Васильевич

 

Роли в кино:

1992  Рин. Легенда об иконе | Rin (Россия, Япония)
1981  Страницы кондуита (фильм-спектакль) :: Лёлька :: главная роль
1981  Объявлен розыск... (фильм-спектакль) :: Сергей Иванович Миронов
1981  Похищение чародея (фильм-спектакль) :: Акиплеша
1981  Жизнь и приключения четырех друзей :: друг учёного 3-я серия - "Игра с огнем".
1980  Я - актриса :: Александр Блок
1978  Комиссия по расследованию :: Природин - сотрудник института ядерной физики
1977  Жена
1975  Необыкновенное воскресенье (фильм-спектакль) :: Папа :: главная роль
1968  Шаги по земле :: Андрей - участник археологической экспедиции профессора Журавлева
1967  Дорога домой
1966  Первая любовь (фильм-спектакль) :: Вольдемар
1962  Дикая собака Динго :: Коля Сабанеев :: главная роль
1960  Ребята с Канонерского :: Слава :: главная роль

 

kino-teatr.ru

 

*   *   *

 

Игорь Шульмин

...О «Дикой собаке Динго», наверное, можно написать отдельную книгу, — слишком этот фильм дорог для поколения Особика, поколения, чуть опаленного войной, но все же не тронутого ею так, как предыдущее. В фильме нет даже малейшего намека на какие-либо политические реалии времени, но сама атмосфера, воздух этой картины разлит так свободно! Легко дышится героям, легко дышится зрителям…

   В начале 80-х годов я специально ездила в Москву, чтобы записать интервью с Юлием Карасиком об этой картине. Галина Польских стала настоящей кинозвездой, а Владимир Особик был театральной звездой Ленинграда.

   Юлий Карасик вдруг разволновался, стал нервничать, говорить, что не готов к интервью. Его немало удивило, что журналистка специально из Питера приехала в Москву для записи интервью. «А что, Особик так знаменит в Питере?» — спросил Карасик. «А разве вы не знаете, что он сыграл роль царя Федора Иоанновича?» — вопросом на вопрос ответила я. «Он получил звание и выдвинут на Государственную премию. И собственно это интервью — для программы на Радио о нем», — продолжала я гордиться причастностью к Владимиру Особику.

   Карасик сразу как-то просветлел, ожил и стал вспоминать о съемках:

— Почти для всех ребят, снимавшихся в «Дикой собаке» это был дебют в кино. Володя уже учился в Театральном институте, и я знаю, был вынужден из-за съемок пропустить год. Я увидел его фотопробы, которые мы делали в Ленинграде, и сразу отметил это лицо — тонкое, нервное, но удивительно гармоничное, со светлыми, светящимися глазами. В нем в целом была какая-то удивительная гармония. Володя был высок, худ, с пепельными волосами, подстриженными по тогдашней моде ежиком.
Почему-то я сразу понял, что это то, что нужно. С другими героями были сомнения, но Володю утвердили сразу, без кинопроб, только по фотопробе. Он дотошно выспрашивал меня о своем персонаже, что он должен надеть, как играть в баскетбол — профессионально или по-школьному, что главное в характере Коли.
Помню, что сказал ему, что это ты — в состоянии первой любви, у тебя была первая любовь? Володя как-то засмущался, и я еще подумал, что ж я так, в лоб об этом. Но он сказал, что понял меня. А дальше на съемках было немало проблем, ведь они почти дети еще были. Возникали ссоры, влюбленности, размолвки. Самой опытной была, конечно, Галя Польских, она была и постарше, и уже училась во ВГИКе…
   Снимали в очень тяжелых условиях под Ленинградом. Володя был хрупким, здоровье неважное, и все девочки в группе трогательно заботились о нем, варили кашки, чай в термосе всегда был готов для него.
Кажется, на съемках была мама и еще кто-то из близких. Однажды снимали сцену, когда Коля и Таня уехали кататься на собаках, и Коля подвернул ногу. Мороз, вьюга настоящая, и я чувствую, что Володя совсем замерз. Когда приехали в гостиницу, начали отогреваться, смотрю, да он в одних легких брюках. Я, конечно, отругал его. Вот эта деталь мне запомнилась.
   Во время съемок все схватывал на ходу. И если что-то не получалось, то потому что не было опыта. Актерский дар без сомнения преобладал над прозой жизни…

   Для Владимира этот дебют в большом кино был очень важен. Фильм Юлия Карасика возвел в ранг звезд и Галину Польских и Володю Особика. И они стали звездами: Польских — в Москве, Особик — в Ленинграде. Для Гали главным стал кинематограф. Для Владимира — Театр…

*   *   *

Особик Владимир Васильевич

Владимир Гулин

В конце 80-х Володя Особик, приехав в Москву, снял трубку телефон автомата и позвонил Галине Польских.
-Галочка, это ты?
- Кто это?
- Это я, Галочка
- Кто ?
- У меня так изменился голос? Это твой Коля.
- Коля?
- "Валя, Валентина, что с тобой стряслось?.."
- Володенька, ты? Боже мой!
И они плакали. Долго-долго

*   *   *

Особик Владимир Васильевич

Семён Лосев

  Особик! Володя! Володенька! Володик! Это ДПШ конца 50-х Смольнинского района г. Ленинграда - Кикины палаты. И он - Том Сойер. Это был настоящий театр. Да, детский, но руководил им сокурсник Татьяны Дорониной, Михаила Казакова, Олега Басилашвили, Евгения Евстигнева - Владимир Петрович Поболь. Петелька-крючёчек, МХАТовская школа. Сценический круг , декорации, списанные из ЛЕНКОМа, светорубка, киносъмки, гримёр Татьяна Ивановна Успенская, замечательный помощник В.П. Поболя Циля Юльевна Герасимова, а какие ребята занимались! Слава Пази, Леночка Рахленко, Лена Федотова, Толя Егоров, Юра Овсянко, Саша Агафонов, Игорь Окрепилов, Люда Старицына, Володя Шубин - все стали артистами, Слава Пази - удивительным режиссёром. У Володи Особика были прямые волосы. А у Тома Сойера на всех картинках вьющиеся, как у Пушкина. И вот его несколько часов завивали. А ещё пиджак. Ни у кого из нас в конце 50-х не было пиджаков, а Володе для Тома сшили. Органика киношная. Когда они с Борей Логиновым (Гек Фин) и Юрой Мелентьевым (Билли) играли в пиратов, сбежав на остров, сцена была настолько яркой, что подходили и поздравляли молодые тогда ещё Георгий Антонович Штиль и Иван Иванович Краско

   Потом Владимир Поболь, Володя Особик и Юра Мелентьев сыграют в фильме "Ребята с Канонерского". Фильм, как недавно написали, был сокращён, порезан, перемонтирован. Не получился, а жаль. Но мы всё равно гордились нашими, снявшимися в кино.

   А кто знает, что в самом начале фильма "Дорогой мой человек", где в главной роли Алексей Владимирович Баталов, есть пролог, и там главный герой Устименко в детстве. Возникает надпись "Володька". И этот "Володька" - мальчик Владимир Особик.

   Затем с Юрой Овсянко братья "Налево", "Направо" в спектакле по пьесе М.Светлова "20 лет спустя". Уже после институтов они снова в Комиссаржевке у Лянцевичуса замечательно сыграют Принца и Нищего. Володя поступил к Б.В.Зону, но был отчислен за участие в съёмках "Дикой собаки Динго". Через год он поступил к Сойниковой. Дипломная работа Иван в пьесе В. Розова "Перед ужином". И уже тогда был потрясающим педагогом. Если он брался подготовить в театральный, то абитуриент поступал.

   Он читал жадно. И не любил не читающих. Если "Война и мир" , то помнил микро подробности. Если о французской революции, то рассказывал о ней, будто там побывал. Он был болен. Иногда репетировал, сжимаясь. И когда в "Царе Феодоре" говорил -"Под ложечкой сосёт", - то ничего не красил, извиняясь, оправдывался

Особик Владимир Васильевич



   А кто видел, как Володя Особик, Кирилл Николаевич Чернозёмов, Наталья Тенякова играли в телеспектакле "Повесть о первой любви"? По-моему Лев Абрамович Додин поставил. Ранняя, великолепная работа

   А спектакли по Нодару Думбадзе. "Если бы небо было зеркалом" и "Я вижу солнце" вышли почти одновременно. Первый в Комиссаржевке, второй - в ЛЕНКОМе. Произведение одно, но как же выиграл спектакль Агамирзяна! Абросимова, Особик, Ландграф. Атмосфера, колорит - тема. Пронзительный был спектакль

Особик Владимир Васильевич



   Володя Особик обязан был сыграть и Раскольникова, и Гамлета. Сколько мы потеряли из-за не свершившегося.
Но те, кто видел "Царя Феодора" - потрясение живёт десятилетиями
 

*   *   *

Особик Владимир Васильевич

Ольга Сенчурова

Да, действительно, "Царь Федор Иоаннович" это потрясение на всю жизнь ! И мне так повезло, что это был вообще первый спектакль, который я увилела в Комиссаржевке. А потом ещё были прекрасные спектакли, где играл Особик "Чао", "Продавец дождя ", "Швейк" и человек от театра в "Герострате "
Незабываемый АКТЁР !

*   *   *

Нина Алловерт
(изумительный театральный фотограф, долго работала в Ленинграде, затем в США - стала персональным фотографом Михаила Барышникова).

...«Одаренный пластически, актер сделал пластику тела «вторым голосом», способом актерского существования. В своих белых одеждах Царь Особика временами не ходил, а как будто летал, особенно в сцене, где хотел всех примирить. Вскидывал руки, как крылья, и летел от Ирины - к Годунову, от Годунова - к Шуйскому, от Шуйского - к Ирине. Неожиданно останавливался и вслушивался в каждую фразу, всматривался в лица собеседников, затем зажмуривал глаза, чтобы эти лица не видеть и только сердцем постичь сплетение лжи и предательства. Новое испытание обрушивается на Царя, он узнает, что его хотят развести с женой.

   И это самый страшный удар: посягнули на его святыню - на человеческое сердце, на любовь. И Царь-Особик больше не «видел» сердцем, не способен был понимать, где правда, где ложь. Полет прекращался, начиналось метание по сцене. Как безумный бросался он с печатью в руке к столу и падал сверху на стол, припечатывая приказ об аресте Шуйского, одним движением решая участь Шуйского и свою, потому что с этой минуты начиналась гибель Царя. В агонии метался он между враждующими боярами. И наступал момент, который я помню не только зрительно, я и сейчас в любое мгновение могу «услышать» страшный, из глубины сердца исторгнутый вопль Царя: прижавшись спиной к стене, вытянув вперед руки, как бы отталкивая Годунова, Особик кричал: «Я правду от неправды не отличу! Аринушка!» … Я и сейчас слышу этот предсмертный вопль, и сейчас вижу лицо, залитое слезами, мечущиеся по стене тонкие, нервные руки...

   За исполнение Царя Федора Иоанновича Всероссийское театральное общество присудило Особику премию за лучшую роль года, на Всесоюзном смотре творческой молодежи в 1973 году ему были присуждены первая премия и звание Лауреата.

   Особик был не просто рожден великим артистом, его творчество было «голосом времени», тем голосом, который твердил людям «империи зла» о чистоте сердца, о его зоркости, о личной ответственности каждого за зло вокруг. Он был на сцене чем-то сродни своему сверстнику, артисту того же поколения, но в балете - Михаилу Барышникову. Недаром в своем последнем русском интервью Барышников сказал, что самый его любимый артист - Владимир Особик»  
 

*   *   *

 

 

Hosted by uCoz
На главную страницу
Hosted by uCoz

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz