Могила братьев Костанди
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Братья Костанди

КОСТАНДИ Георгий (Юрий) Константинович

( 19 апреля 1876 - 22 мая 1933 )

КОСТАНДИ Владимир Константинович

( 1878 - 20.02. 1915 )

   Лучшие клоуны предреволюционного цирка России. Цирковые артисты, братья. Настоящая фамилия этих клоунов — Толчи-оглы. По национальности они греки, а их творческая жизнь прошла на аренах цирков России.
   Георгий в двадцать лет, бежал из дома от родительских нареканий в цирк, а через год он туда же взял своего брата Владимира. Цирковую карьеру братья Костанди начали как ученики талантливого клоуна Сергея Кристова из цирк Альберта Саламонского в 1893 году. Первые годы Костанди выступали как партерные акробаты и воздушные гимнасты.

Братья Костанди

 Слева на право:
Энрико Растелли - выдающийся жонглер
Сергей Кристов - клоун
Иванов - коммерсант
Георгий Костанди - эксцентрик
Саратов, 1898 г.


  В 1900 году они создали комико-акробатический номер "Трубочист и повар", созданный на основе старинного лацци «Повар и черт». Это номер имел огромный успех у публики.
   На арене ставилась декорация кухни, около плиты хлопотал Владимир, игравший повара. Наверху, на крыше, распевая песню, трубочист (Георгий) прочищал трубу. Увлекшись работой, он проваливался в трубу и летел прямо на плиту, все на ней переворачивая. Далее начиналась погоня повара за трубочистом, сопровождаемая акробатическими трюками. Потом эту сюжетную линию взял в "Три толстяка" Юрий Олеша (продавец шаров влетает в торт).
   В том же духе, был поставлен номер «Китайский стол», где они выступали акробаты-эксцентрики
В 1901 они перешли на амплуа музыкальных клоунов-эксцентриков. Они подготовили музыкальную клоунаду в духе «Бим-Бом», где клоунские сценки (антре) и забавные словесные репризы сочетались с игрой на мандолинах, гитарах и других музыкальных инструментах, в том числе и на необычных эксцентрических.

Братья Костанди

 Георгий Костанди —соло на одной струне


  Особенно виртуозно Юрий  исполнял мелодию на метле, на которую была натянута одна струна. Известные мастера музыки, слушая игру Костанди, выражали свое восхищение его талантом. Высокое профессиональное мастерство и самобытные клоунские маски вывели братьев в лидеры. У них было много поклонников, ходивших в цирк исключительно ради братьев Костанди.

Братья Костанди

 Братья Костанди


   Старший Юрий был Рыжим, а роль Белого играл младший Владимир. Молодой, красивый, обаятельный, в традиционном костюме, он привносил на арену благородство и интеллигентность. Он создал маску нервного, все время торопящегося куда-то человека. Белый постоянно подгонял Рыжего, а тот действовал в маске флегматичного, глубокомысленно размышляющего персонажа, неспешно высказывающего свои суждения.
   Но главным в дуэте был Юрий (Георгий) Костанди. Одетый в черную визитку и котелок, он почти не пользовался гримом. К острым эксцентрическим приемам братья прибегали редко, выступления строили по преимуществу на словесных диалогах, добиваясь при ведении их естественности. Эта пара на фоне большинства дуэтов выделялась тонким юмором и, что было большой редкостью, культурой. Вот как оценивал выступление этих артистов критик: «Что особенно отличает братья Костанди от многих других их собратьев, это удивительная мягкость и простота тона. В их «работе» есть мера и грация, которые покойный А.Н. Островский считал «именно искусством».
   Костанди были великолепными музыкантами, и дело заключалось не столько в виртуозности, сколько в задушевности исполнения. Костанди иногда прибегали к злободневным остротам, но чаще оставались в пределах безобидных шуток. Они приглашали на свой бенефис тех, кто любит беззлобно пошутить, посмеяться. Тех же, кто всякую шутку считал за грех, просили к ним на бенефис не приходить.

Братья Костанди

 Братья Костанди в сценке «Муж и жена»


   Ю. Костанди создал образ маленького человека своего времени, робкого, застенчивого, в чем-то беспомощного, в чем-то смешного и даже жалкого, но с поэтической душой. Он терялся, тушевался рядом со своим роскошным партнером. Так, Юрий говорил брату, что сегодня он был свидетелем, как некий господин сорвался с трамвайной подножки и упал в грязь, а все окружающие смеялись над беднягой.
— Да, но, наверное, ты так же смеялся ?
— Нет.
     Но почему ?
— Потому что этот господин был я сам.
   В номере братьев все было отрепетировано до мелочей, однако они разыгрывали эти репризы, как бы импровизируя. В сезон 1911/12 года клоуны Костанди исполняли сценку, называвшуюся «Зажигалка». Владимир выходил на арену и намеревался зажечь от спички папиросу. Юрий Константинович тушил спичку и тут же говорил: «Брось, брат, со спичками возиться. Ты посмотри, какая замечательная вещь! — Он показывал зажигалку и продолжал объяснять: — Видишь ли, дорогой брат, чем эта зажигалка хороша. Во-первых, прекрасно сделана, а во-вторых, возьмешь ее вот так, сделаешь — чик! (Он крутил при этом колесико зажигалки, но огня не появлялось.) И все готово. И можно закурить...». Владимир наклонялся и протягивал папиросу, чтобы прикурить.
— А ты сочти, во сколько тебе в месяц спички обходятся? А тут экономия.
   Вот так — чик! (машинка опять не зажглась) и закурить можно. А на охоте она просто незаменимая вещь. Стоишь в болоте, в карман попала вода, спички размокли, а с зажигалкой практично и хорошо: воды она не боится. Возьмешь вот так — чик! (снова крутит безрезультатно колесико зажигалки, она не зажигается) закурить можно.
   После этого Юрий несколько раз произносил «чик» и «закурить можно». Партнеру надоедало это слушать, он отворачивался, вынимал спичку и закуривал. Пускал дым, наслаждаясь папиросой. А Юрий продолжал повторять «чик» и «закурить можно»... Он случайно поворачивался к брату и видел, что тот уже пускает клубы дыма. Тогда он делал паузу и говорил:
— Слушай, брат, дай-ка прикурить.
Так неожиданно и трогательно заканчивалась эта сценка....
   Среди музыкальных номеров братьев Костанди был номер «Игра в карты». Артисты сидели за карточным столиком, в который были вмонтированы пищики различной тональности. Делая ходы, они нажимали на пищики, и звучала популярная мелодия.

Братья Костанди

 Братья Костанди—дуэт на колокольцах


   Юрий Константинович был автором многих номеров. Среди них — одноактная пантомима «Наш Иван — мастер на все руки».
   После смерти брата Юрий работал в дуэте с Мишелем (М. Пясецким), затем с Петролли (П. Любовским).

Братья Костанди

 Братья Костанди—дуэт на автомобильных клаксонах



  Братья Костанди запомнились публике как выдающиеся клоуны, настоящие короли манежа.
 

*   *   *

Д.С. Альперов    «НА АРЕНЕ СТАРОГО ЦИРКА»

   Большим успехом у публики пользовались братья Костанди. Они работали как акробаты, участвовали в интермедиях, давали музыкальные номера, исполняли очень интересную акробатическую сценку «Трубочист и повар». На манеже была сделана кухня с трубой. Стоял большой стол. Повар готовил обед. Из трубы неожиданно вылезал трубочист. Повар пугался. Трубочист его успокаивал и предлагал проделать несколько акробатических упражнений. Упражнения проделывались на столе. В это время загоралась кухня. Трубочиста подбрасывали вверх, и он попадал на трубу, лил туда воду, случайно обливал повара, и начиналась погоня друг за другом в кухню и из кухни, причем кухня была вся на шарнирах, и, бегая, очень удобно было влезать наверх, проваливаться, появляться в неожиданных местах и т. д.

*   *   *

Славский Рудольф Евгеньевич     ВИТАЛИЙ ЛАЗАРЕНКО СЕРИЯ «ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ»

...В записках Лазаренко находим упоминание о его приятельских отношениях со многими артистами цирка. Однако более всего дорожил он расположением людей старше себя. Большую симпатию питал, например, к музыкальному клоуну Юрию Костанди, человеку уже зрелому, разница в их возрасте была четырнадцать лет. Свою дружбу с Костанди называл замечательной. Скупой на похвалы, Виталий Ефимович дает высочайшую оценку комедийному дарованию этого артиста: «Клоуном он был настоящим, очень талантливым, обладавшим тонким природным юмором. Играл на разных оригинальных инструментах и особенно виртуозно исполнял мелодии на метле. Помню, известные музыканты, слушая его игру, выражали свое восхищение. У братьев Костанди было много подражателей. Этот дуэт обожала публика и партера и галерки, а завоевать признание одновременно обеих категорий посетителей цирка — дело нелегкое».
   Юрий Костанди действовал в образе некоего чудаковатого малого, невозмутимого флегматика; этот философски настроенный простак умел столь ловко ввернуть ироническое словечко в напыщенные тирады партнера-краснобая, что цирк грохотал от смеха, сраженный неожиданной игрой ума.
   Братьев Костанди приглашали только в самые крупные цирки. Начинали они выступать с акробатическим номером «Китайский стол», а потом специализировались как музыкальные клоуны и довольно скоро сделали себе громкое имя. Лазаренко нравилось в Юрии Костанди все: и его изысканная, элегантная одежда, и его независимые суждения, и широкая осведомленность, и остроумие, доступность, простота в обращении. Этот человек никогда ничем не подчеркивал своего превосходства. Лазаренко чувствовал себя с ним непринужденно, без той невольной «ранговой» почтительности, какая хочешь не хочешь, а была в его дружбе с хозяйским сыном Никитиным. Узнав братьев Костанди поближе, он недоуменно пожимал плечами: «Вот те на, говорили — греки, а какие же греки, когда по-нашему говорят и пишут лучше иного русака».
   Вскоре Юрий Константинович привел Виталия к себе, в гостиницу Братанова на Трубной площади, где издавна селился цирковой люд. Лазаренко ни разу еще не приходилось видеть, чтобы в комнате у артиста цирка стоял письменный стол, будто у канцеляриста какого, заваленный бумагами и книгами. Книги громоздились на подоконниках, на кровати и даже на полу. Отметив, что гость внимательно приглядывается, хозяин стал не без гордости показывать ему одну книгу за другой. Выбирал редкие издания, не преминув при этом называть цену. Виталий тогда подумал: «Не хватит никаких заработков».
   Костанди живо рассказывал о содержании книг. И Лазаренко, позавидовав начитанности нового приятеля, недоумевал: когда же, скажите на милость, умудрился вот этак мозги наточить? Ведь жизнь вроде начинали одинаково. Мальчишками братья Костанди находились в учении у клоуна Кристова, а там, известное дело, не до грамоты, там только успевай от затрещин почесываться. Да, умные люди сами себя создают, сами до всего доходят.
   С тех пор Юрий нередко приглашал его веселым, дурашливым тоном в поход по книжным лавкам: «Мои шер, вперед — к новым потерям!» Им было необыкновенно интересно разговаривать на профессиональные темы — Костанди не придерживался распространенного в цирке обычая скрытничать. Они откровенно обменивались своими наблюдениями над загадками комизма.
   Во время летней поездки они частенько после представления отправлялись на лоно природы, брали лодку и уезжали с ночевкой куда-нибудь в «рыбные места» — Юрий Костанди был заядлым рыбаком. «Занимаясь рыбной ловлей,— записал Лазаренко,— мы говорили о наших антре, о репризах, придумывали что-нибудь новенькое». За то время, что друзья были вместе, они нафантазировали немало интересного, вошедшего в их репертуар, и в частности большую сатирическую клоунаду «Заседание городской думы», которую Лазаренко впервые показал на манеже Иваново-Вознесенского цирка.
   Как-то раз в беседе Костанди заметил: «Вы обязаны, приятель, великолепно знать свое дело, иначе уподобитесь Фаэтону». Что еще за Фаэтон? Юрий Константинович пояснил: в древнегреческом мифе говорится, что Фаэтон, юный сын Гелиоса, бога солнца, упросил отца разрешить ему управлять солнечной колесницей, однако не сумел справиться с бешеными конями, слишком приблизился к земле и едва не спалил ее. А сам погиб...
   Лазаренко подметил: когда его друг заводил речь о Древней Греции, то весь оживлялся, глаза начинали блестеть — из карих становились черными, в голосе появлялись теплые нотки, обычно вялое лицо, выбритое до синевы, вдруг покрывалось румянцем. Видать, питает слабость к земле своих предков. Позднее Костанди и сам признавался: «Эллада — моя нежная любовь». Говорить о ней мог часами. Увидев, как глубоко захвачен слушатель, рассказчик углублялся в подробности. Ему нравилось просвещать. Он увлеченно рассказывал своему любознательному другу о веселых празднествах в честь Дионисия, покровителя скотоводства, земледелия и виноградарства, представил их с такой яркостью, что Лазаренко будто воочию увидел всю картину. Перед ним открылся целый мир, дотоле совершенно неведомый и глубоко заинтересовавший. Он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы еще порасспросить у так много знающего друга.
   Воспоминания об этих беседах неизменно связывались у Лазаренко со звуками гитары младшего Костанди — Владимира, постоянно поглощенного своим инструментом; он то настраивал его, то брал резкие аккорды — струны жаловались на что-то, нервно и протяжно вибрируя, а то вдруг яростно вызванивали огневую арагонскую хоту. Гитаристом он был отменным, но по натуре — полная противоположность брату: неразговорчив, замкнут, компаний не водил, частенько впадал в дурное расположение духа. Всякий раз при звуках - беспокойной гитары в Лазаренко вселялось неосознанное чувство тревоги, он сердцем чуял, что зреет какая-то беда... И действительно, три года спустя он станет свидетелем тягостной драмы, разыгравшейся на его глазах.
   Младший Костанди начал жаловаться на адские головные боли, сделался чрезвычайно возбудимым и рассеянным, забывал в манеже текст. «А в конце концов стал невменяемым, тихо помешанным,— записал Лазаренко.— В феврале 1915 года Владимир стал совсем плох: буйствовал, бил окна, кричал: «Когда мой выход?» Пришлось связать его и отвезти в психиатрическую больницу, где он и скончался. На похоронах была масса народу, а над могилой сказано много проникновенных слов».
....В архиве Лазаренко хранится несколько писем Юрия Костанди. В своих пространных посланиях маститый комик всячески уговаривал молодого артиста работать с ним в дуэте вместо брата, перечисляя преимущества и выгоды этого предложения. Сколь ни заманчив был союз с даровитым артистом и человеком недюжинного ума, однако после долгой внутренней борьбы, что видно из писем, Лазаренко решил остаться соло-клоуном. Он привык надеяться только на себя и твердо верил в свое будущее.

*   *   *

....В конце сентября за кулисами объявился Юрий Костанди. Рассказал, что еще состоит на военной службе, однако, пользуясь хорошим отношением к нему начальства, занимается организацией петроградского отделения РОАВЦа*, по делам которого и приехал в Москву. Описывал положение в Петрограде. Столица сейчас, по его словам, как вулкан. Многие бегут в деревни. Цирк «Модерн», где они вместе, казалось, еще вчера смешили публику, превратился в арену политической борьбы. Целый день там митингуют. Уходят одни, набиваются другие. Он просто удивлен: есть нечего, а люди тянутся к слову, как бабочки к свету фонаря. Слушают — не наслушаются. И о чем речи? Постоял несколько раз, хотел понять. Подумать только! О новой революции — пролетарской!

*   *   *

...После того как Москва стала столицей, сюда зачастили по делам петроградцы. Второй раз в этом году Лазаренко встречался со своим другом Костанди. Теперь он — председатель петроградского отделения профсоюза «Сцена и арена». Не без гордости сообщил, что на днях сделал доклад в Театральном отделе Наркомпроса, говорил, что цирк должен стать настоящей школой эстетического воспитания.

*   *   *

...Имя Мейерхольда Лазаренко помнил еще по Петрограду. У Костанди на письменном столе стопкой лежали журналы со странным названием, которое прочно засело в его памяти,— «Любовь к трем апельсинам». Пока листал страницы, Костанди рассказывал об издателе и редакторе этого журнала. «Между прочим, пламенный почитатель цирка. Мальчишкой, говорят, в балаган удрал из дому». А немного позднее там же, в Петрограде, когда попал на отчетный вечер студии Мейерхольда, поразился мастерству, с каким студийцы владели акробатикой и пантомимой. Друзья рассказывали потом, что готовят молодежь почти по-цирковому: делать сальто их учит старый клоун Морено, которым восхищался когда-то Станиславский, а мэтр, кроме того, постоянно заставляет их, даже обязывает ходить на цирковые представления.

*   *   *

...Особо выделял Костанди группу клоунов, считая, что будущие мастера этого жанра должны основательно знать литературу и историю. Заканчивая свой доклад, Костанди говорил: «Для выявления лучших видов циркового искусства можно было бы иметь образцовый государственный или городской цирк, где могли бы подвизаться лучшие как русские, так и иностранные цирковые деятели. Работающий в этом цирке, свободный от жестокой зависимости (антрепренера.— Ю. Д.), образованный не хуже любого деятеля сцены, легкий, грациозный, смелый в движениях, изобретательный, остроумный, цирковой деятель занимал бы в обществе равное с прочими деятелями сцены положение, мог бы свободно дать подлинное цирковое искусство».
   Таким образом, Костанди утверждал необходимость организации государственной школы циркового искусства и государственного цирка. Профсоюзу «Сцепа и арена» в 1918 году принадлежала инициатива организации в Москве Дома цирка. Здесь находились артистическая биржа труда, столовая, играл театр миниатюр, руководимый конферансье Н. С. Орешковым. Иногда в Доме цирка устраивались концерты, в которых вместе с замечательными мастерами русской сцены выступали и цирковые артисты.
В Доме цирка работала студия для подготовки артистов цирка и страды. По понедельникам, в день отдыха артистов, организовывались щенуты и доклады о путях развития циркового искусства.

*   *   *

Петербург 1914г. Цирк. - Ну и зубики! Посылка. - Горшки, гвозди и шампанский вальс.

Владимир и Юрий Костанди - греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной - к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл.

Как типаж они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично.

Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна.

В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой.

Братья Костанди, в особенности младший Юрий - Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко.

Ну и зубики! Посылка.

Из главного выхода выходит Рыжий с перевязанными зубами, а с артистического середине манежа встречаются.

- Юрий, что с тобой? Заболел?

- Заболел, Володя. Зубы. Всю ночь не спал.

- Ты бы обратился к врачу, или к бабке, чтобы заговорила.

- К кому только не обращался, ничего не помогает. Уж на что лучше - один из приятелей рекомендовал верное средство, и то не помогло, а ты говоришь - заговорила бы!

- Какое же верное средство?

- Он советовал мне поехать на вокзал, постараться попасть к отходящему поезду, взять с собой веревку, и один конец веревки привязать за больной зуб. А друррй к буферу последнего вагона отходящего поезда, подождать отправления поезда, и, когда он поедет, пойти за ним, а потом сразу остановиться, рвануть, и больной зуб будет вырван.

- Ну, как же ты поступил?

- Купил веревку, поехал на вокзал. Смотрю, на 5-й линии товарный. Узнал, что через 5 минут отправляется. Я скорее за последний вагон. Завязал конец веревки за больной зуб, другой за буфер последнего вагона. Слышу второй звонок - жду. Третий звонок. Старший дает свисток. Рывок. Поезд медленно двигается. Я за ним. Он быстрей - и я тоже. Пошел полным ходом - и я полным ходом. Ну, думаю, нужно решиться. Остановился, рванул.

КЛОУН - Ну, и вырвал больной зуб?

РЫЖИЙ - Нет, два последних вагона оторвал.

КЛОУН - Ну и зубики!

РЫЖИЙ - Да, моими зубами в ресторане (называет самый модный ресторан)рубленные котлеты есть.

Выходит Шпрех и обращаясь к клоунам, говорит:

ШПРЕХ - Кто из вас Владимир Костанди?

КЛОУН - Это я.

РЫЖИЙ - Не верьте! Костанди - это я. В чем дело?

ШПРЕХ - Здесь пришла посылка на имя Костанди.

КЛОУН - Костанди - это я. Я жду посылку уже больше месяца.

РЫЖИЙ - Посылка Костанди! Я 12 лет жду эту посылку! Клоун и Рыжий вырывают чемодан из рук Шпреха.

ШПРЕХ - Постойте! Посылка пришла наложенным платежом на 10 рублей. Кто заплатит 10 рублей, тот и возьмет посылку.

РЫЖИЙ - Это его посылка.

КЛОУН - Нет, я посылки не ожидал. Это его посылка.

ШПРЕХ - (обращаясь к Рыжему) Вы сказали - вы Костанди?

РЫЖИЙ - Да, Костанди - это я, а заплатит он.

ШПРЕХ - Как вам не стыдно, господа! Не ужели вы не можете заплатить по 5 рублей?

КЛОУН - Как пять? Вы сказали - десять рублей.

ШПРЕХ - Ну да, вы пять, и он пять. Это будет десять рублей.

РЫЖИЙ - Ну да, пятьдесят процентов скидки! Ты пять и он пять - это будет десять.

КЛОУН - Пять рублей чепуха! Сейчас вам отдам. Какими - золотом, серебром или бумажками? Роется в карманах. Рыжий подражает Клоуну, тоже роется в карманах.

РЫЖИЙ - Чепуха - пять рублей! Вам какими?

ШПРЕХ - Все равно.

РЫЖИЙ - Мне тоже все равно. Старые беговые билеты берете?

ШПРЕХ - Нет.

КЛОУН - Получите пять рублей.

Вынимает из кармана руку, якобы с деньгами и дает Шпреху апач. Тот убегает вслед за ним.

РЫЖИЙ - Стойте! Я не заплатил! На чай берете? (Шпрех машет рукой и оставляет чемодан) Смотри, на чай не берет, на кофе перешел!

КЛОУН - Давай посмотрим, за что мы с тобой заплатили.

Рыжий открывает чемодан и достает оттуда сюртук. Клоун берет сюртук у Рыжего.

КЛОУН - Теперь понял! Я заказывал у портного сюртук, он мне его и прислал!

РЫЖИЙ - Вот что, брат! Я тебя знаю, а ты меня. Сюртук мой!

КЛОУН - Давай померим. Кому придется, того и будет. Держи!

РЫЖИЙ - Согласен. Держи!

Оба стараются надеть сюртук и разрывают его пополам. Клоун, увидев, что сюртук разорвался, сердится, швыряет в Рыжего.

РЫЖИЙ - Смотри, сломался!

Клоун лезет дальше в чемодан и достает оттуда женское платье.

РЫЖИЙ - Э, да тут, кажется, ошибка!

КЛОУН - Нет, это господин Шпрех хотел над нами подшутить. Но ничего. Сейчас начался сезон маскарадов и мы с тобой исполним интересный номер. Ты переодевайся женщиной, а я пойду к нам в гардеробную и найду в пандан тебе костюм для себя. И мы с тобой изобразим сценку на маскараде. Ну, переодевайся женщиной.

РЫЖИЙ - Я некогда не был женщиной.

КЛОУН - Тебе здесь помогут (уходит за кулисы)

Рыжий просит униформистов помочь ему одеться. Надевает платье. Униформист подает завязки. Рыжий вскрикивает и хохочет.

ШПРЕХ - В чем дело?

РЫЖИЙ - Нахал! Щекочет! Ну, как я вам нравлюсь!

ШПРЕХ - Не очень. Вас природа не одарила женскими формами.

РЫЖИЙ - Вы хотите сказать, что я не имею женской формы? Так тут природа не причем. Красивые женские формы приобретаются у хорошей портнихи. Но у меня есть хорошее средство. У вас есть... Говорит Шпреху на ухо.

ШПРЕХ - Чем самовар раздувают? Есть.

РЫЖИЙ - Давайте сюда! И все будет в порядке!

Выносят мех. Рыжий просит вставит мех в карман и спрашивает Шпреха, показывая на униформу. РЫЖИЙ - Кто из них умеет лучше всех надувать? Вон тот, черненький, мне два года пять рублей и должен. Пойдите сюда, дуйте!

Униформист раздувает меха. Рыжий постепенно раздувается, под конец получается довольно полная карикатурная фигура.

РЫЖИЙ - Ну, господин Шпрех, как я вам нравлюсь? Идет карикатурной походкой. Достает из чемодана шляпу, надевает.

РЫЖИЙ - Господин Шпрех, я пойду сяду на места. Придет мой ухажер, вы ничего ему не говорите. Пусть он найдет меня.

Рыжий идет на места, хочет сесть в кресло, но толщина не позволяет. Он приподнимает зад и садится в кресло в первом ряду. Из-за кулис появляется Клоун. Он одет в костюм толстяка, сделанный из камыша с обручами до пояса, что дает возможность двигать костюм, создавая смешные положения.

КЛОУН - (обращается к Шпреху) Как я вам нравлюсь? Правда, чахоточный? Похож на подрядчика на железных дорогах. Вы не видели моей мадамы?

ШПРЕХ - Вон, посмотрите. Рыжий на местах кокетничает. Клоун тоже кокетливо подходит к Рыжему.

КЛОУН - Ну, Маруся, пойдем спляшем!

РЫЖИЙ - Нахал! Разве с дамой так обращаются? Пойдем спляшем! Нужно интеллигентно, по-французски.

КЛОУН - Вы видали? Вчера селедками торговала, а сегодня по-французски! Хочет по-французски, так по-французски! Пардон, мадам. Авек плизир, муз танце кэк-уок.

РЫЖИЙ - Вуи, мусью. Выходят с места. Вступает оркестр. Танцуют Кэк-Уок. Танцем уходят за кулисы.

Горшки, гвозди и шампанский вальс.

Клоун и Рыжий появляются на манеже, идут одновременно по барьеру и встречаются у главного входа, столкнувшись так, что дальше пройти нет возможности.

РЫЖИЙ - (с пафосом) Пусти, шестерка! Туз идет!

КЛОУН - А ты знаешь, что козырная шестерка туза бьет? Дает Рыжему пощечину, тот летит с барьера, падает, лежит на манеже. Встает.

РЫЖИЙ - Жулик, шулер! Сказал шестерка, а ударил пятеркой (показывает на руку). Ну, брат, мне некогда с тобой заниматься. Спешу домой. Дайте мои горшки! Униформа подает горшки для цветов, вставленные один в другой.

КЛОУН - Куда ты?

РЫЖИЙ - Домой. Невский 54, квартира 26, второй этаж.

КЛОУН - Зачем тебе горшки?

РЫЖИЙ - Люблю заняться огородничеством. Этой весной я добился огромных результатов.

КЛОУН - Каких же?

РЫЖИЙ - Живу я на Невском. 2-й этаж. Солнечная сторона. Весной взял я большой ящик, просверлил в дне дырки, чтобы вода стекала, открыл окно, выставил ящик за окно. Натаскал земли, посадил арбуз, дыню и тыкву. Каждое утро и к вечеру по ведру воды расходовал на поливку. Не прошло и десяти дней - взошел. И как ты думаешь, кто первый?

КЛОУН - Это ясно - тыква!

РЫЖИЙ - Нет!

КЛОУН - Арбуз?

РЫЖИЙ - Нет!

КЛОУН - Ну, тогда - дыня!

РЫЖИЙ - Да нет же!

КЛОУН - Ну кто же тогда первый взошел?

РЫЖИЙ - Первым взошел околоточный надзиратель и крикнул: "Убрать к черту ящики с окна!" Да, я забыл тебе сказать - у меня горшки музыкальные.

КЛОУН - А кто же на них играет?

РЫЖИЙ - Я. Разве ты не знаешь, что я окончил консерваторию в аптекарском магазине?

КЛОУН - Тогда давай сыграем: я на венской гармошке, а ты - на горшках.

РЫЖИЙ - Горшечный марш!

Берет палочки от ксилофона, расставляет горшки и под аккомпанемент, венской гармошки выстукивает на горшках марш. Затем берет в униформе пятиаршинную доску и собирается уходить.

КЛОУН - Брат, куда ты? Что это за доска у тебя?

РЫЖИЙ - Послушай, расскажу. В последнее воскресенье я был за городом -решил подышать воздухом. Вдруг, вижу - горит двух этажный деревянный дйм. В окне второго этажа стоит женщина и кричит: "Спасите, спасите!" Огонь бушует. В двери войти нельзя. Я не растерялся. Вижу забор. Оторвал от забора доску. Подставил к окну и кричу: "Садись верхом на доску, спокойно съедете! Садитесь!" Она так и сделала: села верхом и съехала прямо ко мне. КЛОУН - Что бы поблагодарить тебя?

РЫЖИЙ - Нет, начала ругать и чуть не применила действие.

КЛОУН - За что?

РЫЖИЙ - Я не досмотрел - в доске были гвозди.

КЛОУН - А что это за доска?

РЫЖИЙ - Владелец забора требует, что бы я забил забор. Вот, заготовлю и поеду забивать. Дайте гвозди и молоток! Забивает в доску 6 штук 12-ти дюймовых гвоздей в ряд. КЛОУН - Слушай, брат, гвозди немного велики.

РЫЖИЙ - Неважно, можно и отпилить. Дайте пилу-ножовку! Униформа дает контрабасовый смычок.

РЫЖИЙ - Держи, брат, доску - я отпилю.

КЛОУН - Нет, пусть держит другой, а я посмотрю, как ты будешь пилить. Рыжий завет униформиста. Тот держит доску. Рыжий проводит по гвоздю контрабасным смычком слышится мелодичный, очень певучий звук.

РЫЖИЙ- Слыхал?

КЛОУН - Да. Я тебе на гитаре, чтобы было веселей. А ты пили. Садится, берет гитару. РЫЖИЙ - Дайте еще одну пилу. Я буду пилить в две пилы, а ты сыграй русскую песню.

Клоун играет на гитаре певучую русскую песню. Рыжий водит смычками по гвоздям. Получается мелодичный звук, что зависит от настройки гвоздей, которые у Костанди были серебренные. Смычки хорошо наканифолены. Играют "Солнце всходит и заходит".

КЛОУН - Да, брат! Я хотел тебя спросить, что это с тобой произошло вчера, когда мы с тобой гуляли? Мимо нас промчался автомобиль. Раздался автомобильный гудок. Ты весь задрожал, вбежал в дом и я не мог тебя найти. В чем дело?

РЫЖИЙ - Я тебе все объясню. Слушай! Год тому назад я пошел со своей женой гулять за город. Вдруг раздаются звуки автомобильных рожков, к нам подъезжает автомобиль, из машины выскакивают шесть человек в масках, хватают мою жену, втаскивают в машину и увозят. И до сих пор ее нет. С тех пор, как только я услышу автомобильный рожок, меня бросает в пот.

КЛОУН - Ты так боишься автомобильного сигнала?

РЫЖИЙ - Да нет.

КЛОУН - А что же?

РЫЖИЙ - Я боюсь, чтобы мою жену не привезли обратно.

КЛОУН - Ну вот что, брат! Я решил угостить тебя сегодня шампанским, но ты, пожалуйста, сходи за ним.

РЫЖИЙ - В буфет?

КЛОУН - Нет, за кулисы.

РЫЖИЙ - Странно - за кулисы! Ну что ж, пойду! Дайте шампанское! Бежит за кулисы и тут же возвращается обратно, приносит два винных ящика - в каждом по шесть бутылок шампанского.

РЫЖИЙ - Давай посмотрим что за марка. Клоун берет между пальцев по три бутылке. Рыжий рассматривает бутылку.

КЛОУН - Рассмотрел - какой марки?

РЫЖИЙ - Ни дна, ни покрышки! Надевает бутылку на руку, оказывается у нею нет дна.

КЛОУН - Да, это шампанское музыкальное! На нем нужно играть, вот так! Нажимает большим пальцем пробки - бутылки играет. Рыжий пробует, нажимает, бутылки не играют. Клоун ударяет его ногой по ^аду - бутылка заиграла.

КЛОУН- Понял?

РЫЖИЙ - Даже почувствовал! Давай играть! Шампанский вальс! Играют. На этом уход за кулисы.

*   *   *

Братья Костанди. Пуля - Цирк Никитиных, 1910

Клоун и Рыжий выходят на манеж.

КЛОУН - Ты можешь меня поздравить, я придумал новый механический револьвер и уже сконструировал его. Если выстрелить из обыкновенного револьвера, то пуля летит на определенное расстояние. А в этом револьвере... Вынимает и показывает револьвер. РЫЖИЙ - Но, но! Убери эту конфетку!

КЛОУН - Ты что, боишься?

РЫЖИЙ - Нет, я запаха не перевариваю.

КЛОУН - Ах, так не боишься. Мне такой и нужен. Представь себе, вот видишь этот винтик? Я поверну его и остановлю пулю у твоего рта - ты поймаешь пулю ртом.

РЫЖИЙ - Что? Пуля меня поймает?

КЛОУН - Нет, ты поймаешь пулю.

РЫЖИЙ - И для кого ты это делаешь?

КЛОУН - Вот чудак! Для удовольствия публики.

РЫЖИЙ - Вот видите, господа! Для вашего удовольствия я должен умереть!

КЛОУН - Что ты - с ума сошел? Ты думаешь что, я тебя убью?

РЫЖИЙ - Нет, только я буду - брык - и готово!

КЛОУН - Да нет, мы с тобой объедем всю Европу с таким аттракционом. Как ты думаешь, сколько мы получим вдвоем?

РЫЖИЙ - Положим, ты один получишь 15 лет каторжных работ, а может быть и больше.

КЛОУН - Ты все клонишь в одну сторону.

РЫЖИЙ - А ты хочешь, чтобы я клонился в другую сторону?

КЛОУН - На тебе тарелку и открой рот.

РЫЖИЙ - Зачем?

КЛОУН - На тарелку будем класть пулю. А рот открой - покажи публике, что у тебя во рту ни чего нет. Открой рот!

РЫЖИЙ - Вот дурак! Пуля сама рот откроет! Идет и становится на барьер боком.

КЛОУН - Как ты стал? Надо ровно стоять.

РЫЖИЙ - Как она полетит, а я ее - хам!

КЛОУН - Какой хам? Ты сам хам, это я знаю! А пулю надо ловить ровно. Я начинаю стрелять со счетом - раз, два, три!

РЫЖИЙ - ПОСТОЙ! Имей в виду, что если ты меня убьешь - я не отвечаю!

КЛОУН - Хорошо! Я отвечаю! Как ты встал - спиной? Повернись! Я должен стрелять тебе в рот!

РЫЖИЙ - (стоя спиной) Стреляй на сквозь!

Рыжий поворачивается. Клоун считает: Раз, два, три! Раздается выстрел. Рыжий ловит пулю и выбрасывает ее на тарелку.

КЛОУН - Ну, вот, а еще боялся! Пойди, покажи пулю публике! Рыжий идет по первому ряду и показывает.

РЫЖИЙ - Смотрите, настоящая пуля! Сами отливаем!

КЛОУН - Ну, давай проделаем еще раз! (считает) Раз, два; Рыжий выплевывает пулю на тарелку со счетом два, не дождавшись выстрела. Клоун возмущен, подходит к Рыжему и разбивает у него на голове тарелку.

КЛОУН - Я тебе говорил - со счетом три, а не два! Ты мне все испортил! Уходят.

*   *   *

КОСТАНДИ Екатерина Георгиевна

( 1902 - 1916 )

Дочь

КОСТАНДИ София Георгиевна

( 1906 - 1987 )

Дочь

 

Hosted by uCoz
На главную страницу
Hosted by uCoz

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz