Могила Делекторской Л.Н. на кладбище в Павловске
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Делекторская Лидия Николаевна

ДЕЛЕКТОРСКАЯ Лидия Николаевна

( 23 июня 1910 - 16 марта 1998 )

   Искусствовед, переводчик, деятель культуры. В 1924 была вывезена родственницей в Манчжурию, жила в Харбине. В 1929 уехала во Францию. В 1932 поселилась в Ницце, работала у А. Матисса помощницей, секретарем, моделью.
   В течение 22 лет была рядом с художником. В 1945 купила у художника на свои средства несколько его картин и передала в дар советским музеям.
   Автор книг «L’Apparente facilité… Henry Matisse: peintures de 1935-1939» (Париж, 1986) и «Henry Matisse: contre vents et marées...» (Париж, 1996). Переводила русскую и советскую литературу на французский язык.
   Передала в Государственный музей изобразительных искусств более 200 единиц хранения: фотографии, архивные документы, художественные произведения Матисса.
   В 1999 в Париже вышел сборник ее памяти.


Делекторская Лидия Николаевна

Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939.

   Беспрецедентно дорогим лотом аукциона «Кристис» в 2007 г. стал «Портрет в голубом манто» Анри Матисса, изображающий его секретаря и биографа Лидию Делекторскую. Другой портрет Лидии – «Одалиска. Голубая гармония» - был продан на предыдущих торгах за 33 млн. долл. Не только стоимость картин остается загадкой. Сами полотна скрывают тайну, завесу над которой сегодня уже вряд ли кто сможет приподнять. В одном из писем Лидия писала: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Я была 20 лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни»

Анре Матисс

   Когда они встретились, ему было 63, ей - 22. Он – известнейший художник, муж, заботливый отец. Она – нищая русская эмигрантка, не знавшая французского языка, с бесправным нансеновским паспортом, который отнимал надежду на приличную работу. Они не могли знать, что судьбы их сплетутся в один узор – мучительно-счастливый. И расплести его не сможет даже смерть.

Анре Матисс

   Матисс родился на северо-востоке Франции, в семье отца-торговца и матери-продавщицы, которые видели сына будущим адвокатом. Его детство прошло под задымленным небом от фабричных труб. Но на фабриках делали прекрасные, разноцветные ткани. Чудо может возникнуть прямо из серой обыденности. Анри – твердо выучил этот урок. Рано оторвавшись от дождливой родины и переселившись поближе к морю и цветам, он не забывал об этих ярких лоскутах. Практически на каждой его картине так много текстиля: шторы, скатерти, покрывала, женские платья и шали. Все его полотна словно «вытканные» кистью художника. И даже девушки на них становились частью дивного узора.

Анре Матисс

Анри Матисс. Автопортрет.

   Анри женился в 30 лет. Его избранницей стала южанка Амелия Прэйер, девушка из хорошей семьи. Матисс в то время учился в школе изящных искусств у Моро. Кроме того у него была внебрачная дочь Маргарита от некой Камиллы Жобло. Амелия сразу после свадьбы настояла, чтобы дочь мужа жила с ними. Но главное – она верила в дар Матисса, когда в него еще никто не верил, и готова была следовать за ним хоть на край света. Матисс относился к своей семье с трепетом. Это видно на знаменитом «Семейном портрете», где на фоне узорчатых ковров и диванов – оба сына, дочка и жена, его опора, друг и возлюбленная.


Делекторская Лидия Николаевна
 

   После Первой мировой Матисс жил в уютном доме в Ницце. Профессорская бородка, очки, застенчивая пластика доброжелательной улыбки, внимательный мягкий взгляд. Матиссу было 63 года, когда в его тихую жизнь постучалась русская беглянка, познавшая и нищету и отчаяние.


Делекторская Лидия Николаевна
Делекторская Лидия Николаевна

Дом, расположен по адресу Томск Кузнецова, 20а в нём жила Лидия Делекторская.

   Лидия родилась в Томске, в семье детского врача. Вследствие эпидемий – сначала тифа, потом холеры, свирепствующих в Сибири в начале 20-х годов, - к 1923 г. осталась круглой сиротой. Через год родственница, выезжая с детьми в Маньчжурию, увезла туда и Лиду. По окончании реального училища она попала в Париж и оказалась на положении эмигрантки, и к тому же не знавшей французского языка. В 19 лет она вышла замуж за русского эмигранта, но уже в 20 лет покинула его.


Делекторская Лидия Николаевна

   Спустя 2 года Лидия перебралась в Ниццу, а в октябре 1932 г, случайно нашла временную работу у Матисса. А когда, его больной жене, понадобилось заменить ее сиделку, вспомнили о Лидии. Какое-то время мэтр воспринимал ее не более чем прислугу. 22-летняя девушка, плохо разговаривавшая по-французски, не разбиравшаяся в современном искусстве и даже не знавшая, насколько знаменит ее хозяин, не сразу заинтересовала Матисса.


Делекторская Лидия Николаевна

   В конце концов, он обратил на нее свое внимание. И, дело было не только в ее внешности. Лидия оказалась очень восприимчива к искусству, а ее натура искала объект для поклонения и служения. Матиссу же хотелось быть Богом в девичьих глазах. Мастерская художника, стала для Лидии алтарем, на который она с тихим восторгом положила свою жизнь. Незаметно из помощницы жены она превратилась в секретаря мужа.


Делекторская Лидия Николаевна

   Лидии стало так много в жизни Матисса, что Амелии там уже не было места. Она уехала к дочери в Париж. А в 1940 г, после того, как на ее ультиматум: «Я или она», услышала жестокое: «она», подала на развод.
   Лидия осталась в доме Матисса полноправной хозяйкой, но за официальный статус жены она и не думала бороться. Она продолжала называть себя секретарем Матисса, или его другом.


Делекторская Лидия Николаевна

Портрет Делекторской. 1947.

   В 1941 году, у 72-летнего Матисса обнаружился рак кишечника. Он долго и тяжело болел. После выздоровления его депрессия и бессонница обострились. Руки отказывались служить. Лидия стала его «руками». Она помогала Матиссу делать его знаменитые декупажи из окрашенного картона, поддерживая в нем жажду жизни. Анри Матисс работал, передвигаясь в кресле на колесиках. 3 ноября 1954 г. его сразил удар, ему было 85 лет. Рядом с ним не было ни его детей, ни Амелии. Была лишь Лидия.


Делекторская Лидия Николаевна
Делекторская Лидия Николаевна

   Ежегодно Матисс дарил Лидии два своих рисунка: один – к Рождеству, другой – ко дню ее рождения. Он знал им цену и хотел обеспечить ее будущее: его жизнь клонилась к закату, а она оставалась одинокой. Лидия и сама покупала его творения. Из гордости, залезая в долги, зато по «рыночной» цене. Тем более что он платил ей за ее «работу» секретаря и помощницы вполне приличную сумму.


Делекторская Лидия Николаевна

   Однажды Лидия поняла, что ей невмоготу быть единственной владелицей несметного богатства и решила им поделиться. Она дарила много – в Московский ГМИИ и Ленинградский Эрмитаж. Привозила вещи сама или присылала, сопровождая каждую детальным описанием ее создания. Она читала все, что выходило о Матиссе в России, старалась помочь его исследователям, принимала их у себя в Париже.


Делекторская Лидия Николаевна

   Себе она не оставила ничего, кроме сорочки Матисса, которую завещала положить в свой гроб. По какой-то одной лишь ей ведомой причине она хотела остаться анонимом. В письме к директору Эрмитажа Пиотровскому, Лидия Делекторская писала: «…если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой бумаги».


Делекторская Лидия Николаевна

   Благодаря ее жертвенному дару Россия имеет сегодня лучшие в мире коллекции произведений Матисса: рисунки и гравюры, живопись, скульптуру, керамику, а также – личные вещи Делекторской, в которых она позировала Матиссу, их переписку и фотографии, запечатлевшие самые счастливые дни этих столь трепетно влюбленных друг в друга людей.


Делекторская Лидия Николаевна

Интерьер с этрусской вазой. 1940

   Поведение Делекторской после смерти Матисса тоже может показаться непонятным: она сразу собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили. Служение художнику она продолжила, написав 2 книги о его творчестве, третья осталась незаконченной. Делекторская любила показывать Россию французам и часто за свои деньги привозила друзей, которые не могли себе этого позволить. Ее можно было неожиданно увидеть в залах Эрмитажа. На вопрос: «Почему она не предупредила о своем приезде?», - отвечала: «Просто захотелось побродить одной»


Делекторская Лидия Николаевна

Дама в голубом. 1937

   В Париже она привечала русских: особенно любила К.Паустовского, книги которого переводила на французский язык. Будучи уже больным человеком, она сузила круг общения, боясь упустить время, отпущенное ей для работы, или не хотела, чтобы ее видели больной.


Делекторская Лидия Николаевна

   Живы еще люди, знавшие ее лично. Она умерла в 1998 г., в своей квартире на бульваре Пор-Руаяль в Париже. Урна с прахом Лидии, согласно ее завещанию, была привезена в Россию и покоится на кладбище в Павловске.
На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».


Делекторская Лидия Николаевна

   А на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа тоже стоит памятник над пустой могилой: «Лидия Делекторская 1910 -…». Она купила себе место загодя – вдруг Родина даже после смерти ее к себе не пустит? И теперь может показаться, что она до сих пор жива. Но она и будет всегда жива для тех, кто смотрит на полотна Анри Матисса, запечатлевшие летучий светлый образ мадам Lidia, дочери земского врача из Томска.


Делекторская Лидия Николаевна

 

Hosted by uCoz
На главную страницу
Hosted by uCoz

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz