Родился Иван Билибин 4 (16) августа 1876 года в семье военного врача в селе
Тарховка (сейчас это Курортный район Петербурга). В 1900 году он закончил
полный курс юридического факультета Петербургского университета и
одновременно стал членом объединения художников «Мир искусства». Живописи
Иван Билибин учился в школе Антона Ажбе в Мюнхене (среди учеников Ажбе —
Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин), художественное образование
получил в школе Общества поощрения художеств, где работал под руководством
Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой.
Позже Билибин писал об обучении у Репина: «Я помню такой случай со мной в
академической мастерской Репина. Я сугубо трудился с углем в руках над
каким-то очередным Антоном, и что-то с этим Антоном не клеилось: не стоял он
как-то, валился; вообще что-то там было сильно наврано. Проходит Репин… Даже
не остановился, а так, на ходу, ткнул куда-то в мой рисунок большим пальцем,
мазнул по углю средним, потом огрызком угля сделал два или три резких удара,
и мой Антон был спасен. Во всяком случае, это было сделано мгновенно и
молча. И это был Репин!».
Товарищ Билибина по мастерской, Владимир Левитский, вспоминал: «Наши
ученические годы в Тенишевке проходили как-то удивительно лучезарно… Было у
нас все, мы были богаче миллиардеров — музыка, живопись, пение, танцы,
литература, и всё
—
свое. Какие-то неистощимые Крезы молодости! До всего нам было дело, шли
бесконечные споры о новой поэзии… но, конечно, главное место в разговорах
занимала живопись».
В течение 1899—1902 годов Билибин завоевал известность благодаря
иллюстрациям к детским книгам сказок. Уже первая из них, «Сказка об
Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке», стала событием в мире графики, в
частности, в оформлении книг. Особый стиль книжного дизайна, продолжающий
традиции древнерусского орнамента, в технике подробного узорчатого
контурного рисунка тушью, расцвеченного акварелью, позже назовут билибинским, сам же Иван Ефимович называл его облагороженным лубком.
В этот период также вышли иллюстрированные Билибиным «Василиса Прекрасная»,
«Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». С 1902 по 1907 год Билибин
создает графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула», «Добрыня
Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и
«Сказке о Золотом петушке». Формированию билибинского стиля способствует
поездка по заданию этнографического отдела Музея Александра III (ныне —
Русский музей) в 1902—1904 годах по Вологодской, Архангельской, Олонецкой и
Тверской губерниям, где художник собирал произведения народного творчества. Об интересе к древнерусскому искусству сам Билибин писал так: «Только
совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь,
вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была
прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших
ее: вернуть! вернуть!».
Иван
Билибин переносит свой стиль из иллюстраций к сказкам в журнальную и
промышленную графику: он сотрудничает со многими издательствами и журналами,
для которых исполняет плакаты, афиши, открытки, календари, эскизы почтовых
марок (в частности, серию к 300-летию дома Романовых). В годы первой русской
революции Билибин в своем же стиле рисует политические карикатуры.
С осени 1907 года Иван Билибин по предложению директора Школы Императорского
общества поощрения художеств Николая Рериха становится преподавателем класса
графики, а затем класса композиции, которые Билибин будет вести вплоть до
1917 года. Художник участвует почти во всех выставках «Мира искусства», а в 1914 году
становится председателем комитета этого творческого союза. С 1904 года Иван Билибин начинает заниматься сценографией, он создает эскизы декораций и
костюмов к спектаклям многих российских и европейских театров. Билибин
становится признанным театральным художником. В 1908—1909 годах он участвует
в оформлении оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и танцевальной сюиты
«Пир» для антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
Октябрьские события 1917 года заставили художника переехать из Петрограда в
Крым, откуда позже он эмигрирует из России.
Позже он напишет: «С волною беженцев отплываю на пароходе в неизвестном
направлении». Какое-то время Билибин живет в Каире, затем в Александрии, а в
1925 году переезжает в Париж. Работает для русских издательств в Берлине,
для французских издательств иллюстрирует сборники русских, французских и
немецких сказок. Занимается оформлением обложек, титульных листов, адресов,
афиш, торговых марок. Продолжает успешно заниматься сценографией. Так, в
1927—1931 годах Билибин работает над эскизами костюмов и декораций для
спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе
Салтане» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П.
Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. В Праге и Амстердаме проходят персональные выставки Ивана Билибина. Он же
является одним из инициаторов проведения последней выставки «Мира искусства»
в 1927 году в Париже, в 1920—1930-х годах участвует в многочисленных
выставках русского искусства в Европе.
На родину Иван Билибин возвращается в 1936 году. Он преподает во
Всероссийской Академии
художеств,
становится доктором искусствоведения, продолжает работать как иллюстратор
(«Петр I» А.Н. Толстого, «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова) и
театральный художник («Сказка о царе Салтане», «Полководец Суворов»).
Великая Отечественная война застала Ивана Билибина в Ленинграде. По
некоторым данным, Иван Яковлевич Билибин сам отказался покинуть Ленинград в
сентябре 1941 года, когда еще была такая возможность: на предложение
тогдашнего наркома просвещения Владимира Потемкина эвакуироваться в тыл
Билибин ответил: «Из осажденной крепости не бегут — ее защищают…».
Но Ивану Билибину не суждено было пережить даже первую блокадную зиму. Он
умер от голода и холода в начале февраля 1942 года в больнице при Академии
художеств. В своих «Автобиографических записках» художница Анна
Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш
замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел так
почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко
распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил,
изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей
его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале
Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»…