Могила Мигай С.И. на Новодевичьем кладбище
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Кивин Александр Иванович

МИГАЙ Сергей Иванович

( 30 мая 1888 - 8 декабря 1959 )

   Народный артист РСФСР (1939). Оперный певец, (лирико-драматический баритон), педагог. Родился в Могилёве в семье священника. С шести лет пел в церковном хоре, затем в хоре Могилёв. гимназии (иногда сольные партии), увлекался игрой на флейте.
   В 1907—1909 годах,  учился на юридическом  факультете Петербургского университетата, одновременно занимался вокалом в Петербургской консерватории (класс С. И. Габеля). За участие в студенческих волнениях был исключен из университета.
   Переехав в Одессу, поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Одновременно в 1909—11  годах, обучался пению в Одесском муз. училище (класс Ю. А. Рейдер).
   Впервые выступил на концертной эстраде 4 декабря 1909 с исполнением арии Князя Игоря (из одноименной оперы А. Бородина). В 1911 году, по рекомендации А. Неждановой был принят в Большой театр.
   На сцене которого выступал до 1924 и в 1927—1930 годах, а также гастролировал здесь  в 1935—1938 годах.
11 апреля 1912 дебютировал в партии Валентина — "Фауст" Ш. Гуно. С февраля 1912 года обучался пению (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим руководством  подготовил партии Дон Жуана и  Фигаро  из опер  В. А. Моцарта,  и  Жермона  "Травиата" Дж. Верди .
   С 1916 года совершенствовал сценическое искусство у К. Станиславского, подготовил под его руководством партии Евгения Онегина из оперы П. Чайковского  и Грязного  "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова (1917), Риголетто  из оперы Дж. Верди  1919—1920 года.
   В 1921 году впервые с большим успехом выступил совместно с Л. Собиновым в концерте в Большом зале Петроградской  консерватории.  В 1924—1926 годах  и 1929—1941 годах,  солист ленинградского ГАТОБа (дебютировал в партии Дон Жуана — одноименной опера В. А. Моцарта). В 1926—1927 годах выступал в Московской  оперной студии — театре им. К. С. Станиславского.
   В 1925—1935 годах гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Свердловске, Баку, Тбилиси (здесь выступал неоднократно; в спектакле "Кармен" Ж. Бизе, посвященном памяти певца В. П. Сараджишвили, исполнил  партию Эскамилио на груз. яз.).
   Обладал сильным, ровным, гибким, красивым голосом чарующего "бархатного" тембра и широкого диапазона (свыше двух октав), виртуозной техникой, мастерством филировки, редкостным дыханием и умением петь на mezzo voce.
   В зависимости от стиля произв. и вокального характера партии певец менял манеру пения и окраску звука. В. Шкафер писал: "Безупречная кантилена, верхние ноты, в которых, казалось, он „купался“, были легкими, непринужденными, лишенными всякой фразировки, и, наконец, четкое, ясное слово при абсолютно чистой интонации. Голос был ему послушен на форте и пиано...
   Он пел на беспрерывно льющемся звуке. Да, это была кантилена в самом лучшем значении этого слова. Мягкость его голоса сливалась с прекрасным тембром, создавала пластичность, при которой речевые интонации были тесно связаны с музыкой, что в целом составляло характерную, живую, музыкальную речь". Благодаря виртуозному техническому мастерству с равным успехом выступал в лирических и драматических партиях.
   Критики отмечали, что певец не обладал яркими артистическими способностями, однако "исходил всецело из вокального интонирования, насыщая его как бы "изнутри" драматической выразительностью... Его всегда обуревало стремление докопаться до мельчайших литературных и музыкальных деталей и найти соответствующие им интонационные качества" (П. П. Гусев).
   С. Я. Лемешев вспоминал о певце: "Мигай увлекал широкой волной своего действительно „бархатного“ звука. Он мог спеть на одном дыхании десять-двенадцать тактов, иногда делая непростительные с точки зрения логики слова и действия ферматы, как, например, в заключительной фразе Грязного („Царская невеста“): „Страдалица невинная, прости“, — а у многих навертывались слезы, потому что неповторимое по красоте звучание голоса волновало само по себе, приобретая выразительное содержание.
   В фразе Онегина: „Ах, счастье было так возможно, так близко“, — где с точки зрения логической правды нужно подчеркнуть слово „так“, Мигай нередко задерживался на слове „счастье“, и мы упивались его звуковой красотой, одновременно представляя себе, какое же это действительно могло быть огромнейшее счастье! Заключительную фразу ариозо Онегина: „Мечтами, мечтами, легкие мечты“ — Сергей Иванович пел на одном дыхании, филировал верхнее „фа“ на широком crescendo, замирая потом на нежнейшем pianissimo, и повергал этим в бурный восторг зрительный зал.
   Он мог своим голосом делать все, что угодно, купаясь в широте и льющейся пластичности звука. Порой то, что он себе позволял, было с драматической точки зрения просто безграмотно, но это мало кто замечал: все искупало изумительное мастерство вокальной выразительности, неповторимая красота голоса. Интересно, что сам Сергей Иванович логически разбирал роль абсолютно правильно, но стоило ему выйти на сцену, как он поддавался обаянию музыки и стихии вокального порыва".


Репертуар насчитывал. 65 партий (из них 43 ведущих).

1-й исп. партий: в моск. Большом т-ре — 2-го корабельщика ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, 1913), Де Бретиньи ("Манон" Ж. Массне, 1915), Ивана-королевича ("Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова, 1917).

Лучшие партии: Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина, в этой роли, по мнению дирижёра Ю. Гамалея, "значительно уступал в качестве исполнения" П. З. Андрееву), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского), Роберт ("Иоланта" П. Чайковского), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского); Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Граф ди Луна ("Трубадур" Дж. Верди), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

Др. партии: Веденецкий гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Тень Вергилия ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова, 1912); Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Миллер ("Луиза Миллер" Дж. Верди), Фредерик ("Лакме" Л. Делиба).

Партнёры: А. В. Богданович, Р. Г. Горская, Н. С. Ермоленко-Южина, П. М. Журавленко, С. Зорич, В. И. Касторский, Е. Катульская, К. Кузнецова, М. К. Максаков, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. Петров, Ф. Петрова, Л. В. Собинов, Е. Степанова, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у Н. С. Голованова, Э. А. Купера, С. А. Самосуда, В. И. Сука, Н. Фёдорова.

В 1912—46 вёл конц. деят-сть. Дуэты А. Даргомыжского и М. Глинки неоднократно исп. с А. Неждановой и Л. В. Собиновым, часто выступал в ансамбле с Е. А. Степановой. С 1912 участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки, В 1912 исп. кантату "Весна", в 1913 — "Колокола" С. В. Рахманинова п/у автора (под его рук. подготовил также ряд романсов). После 1917 принимал активное участие в концертах для рабочих, с 1918 давал сольные концерты (в ансамбле с пианистом В. Ульрихом) в Москве, Ленинграде, Казани, Пензе, Смоленске. В годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях, госпиталях, у моряков Краснознаменного Балтийского флота. В камерном репертуаре насчитывалось свыше 500 произв. Конц. программы составлялись из произв. одного-двух композиторов (М. Глинка и А. Даргомыжский, П. Чайковский и С. Рахманинов) или посвящались определенной теме. В февр. 1937 М. провёл в Большом зале Ленингр. филармонии концерт памяти А. Пушкина, в к-ром исп. романсы А. Верстовского, Н. Титова, А. Гурилева, К. Кавоса, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. К. Глазунова, Ю. Шапорина ("Заклинание", 1-е исп.), Г. Свиридова ("Роняет лес багряный свой убор", "Подъезжая под Ижоры"; один из 1-х исп. его романсов); в сезоне 1937/38 — "Вечер итал. арий и неаполитанских серенад"; в июле 1941 концерт в зале Ленингр. акад. капеллы, посвященный 100-летию со дня гибели М. Лермонтова, в к-ром исп. романсы Н. Титова, А. Варламова, А. Гурилева, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, М. Балакирева, А. Рубинштейна. В его камерном репертаре были также романсы К. Кавоса, В. Кажиньского, Э. Лангера, Конюса. Из зарубеж. классики певец предпочитал произв. Ф. Шуберта (с пианистом К. Игумновым подготовил 12 песен), Э. Грига.

С. Ю. Левик отмечал: "в классических романсах его звук был полон какого-то интимно-музыкального шарма. Умение петь на идеальном пиано, и всегда только вовремя, а не для эффекта, великолепная филировка иногда даже обманывали слушателя в ощущении силы, мощи этого голоса".

В 1941—49 солист, рук. вокальной группы Всесоюзного радиокомитета и консультант вокально-хоровых передач. В 1946 гастролировал с концертами в Баку, Тбилиси, Ереване, Батуми, Сухуми, Кутаиси. В том же году состоялся прощальный концерт певца в Малом зале Моск. конс.

В 1948—59 преподавал в Моск. конс. (с 1952 проф.).

Среди его учеников: — В. Я. Агафонов, Л. Т. Геохланян, П. П. Гусев, Н. Дидученко, А. Лазарев, Ю. А. Мазурок (в 1955—59), А. Савченко, А. Тихонов, И. П. Шапарь (в 1956—59).

Принимал активное участие в муз. жизни страны (был членом жюри ряда смотров и вокальных конкурсов, внештатным рецензентом и консультантом ЦГАЛИ по вопросам истории рус. оперного искусства).

Записывался на грампластинки, а также на радио (в т. ч. арии из опер в сопровождении симфонич. оркестра п/у Н. С. Голованова в 1937, А. Орлова в 1939, О. Брона в 1951, 1952; романсы рус. композиторов, а также дуэты с Г. М. Нэлеппом в 1947 и Н. Рождественской в 1948).

В 1947 участвовал в грамзаписи оперы "Ночь перед Рождеством" Н. Римского-Корсакова (партия Головы, Москва, оркестр и хор Моск. радио. Дирижёр Н. С. Голованов). В 2006 М. В. Никифоров выпустил 3 диска с архивными записями певца в серии "Выдающиеся исполнители": "Арии из опер, песни", "Русский романс" и "Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов" (фирма "AQUARIUS").

Многие архив. записи М. — в ГЦММК, ГЦТМ, в фондах Радио.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).

В Могилёве переулок, где в юности жил певец, переименован в улицу им. Мигая.

Соч.: Театр в провинции // Рабочий и театр. 1926. № 20;

Смотр вокальных сил // Сов. искусство. 1938. № 165;

Творческие встречи // Известия. 1940. 16 мая;

Елецкий и Онегин // Чайковский и театр: Статьи и материалы. — М.; Л., 1940;

Методический доклад на конференции по вокальному образованию // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. — М.; Л., 1941. С. 178—182;

Слушая Обухову // Сов. искусство. 1947. 27 июня;

Из воспоминаний (о А. Неждановой) // Сов. искусство. 1951. 26 июня;

Леонид Витальевич Собинов. Из воспоминаний о друге // Сов. музыка. 1952. № 6. С. 68—72;

Великий певец (о Л. В. Собинове) // Огонек. 1952. № 24. С. 30;

Живая традиция (о В. Петрове) // Сов. искусство 1952. 24 сент.;

Художник и народ (о Ф. И. Шаляпине) // Сов. искусство. 1953. 11 апр.;

Дыхание в пении: Методич. очерк / Там же. 1953. 30 мая;

Русская классика на болгарской сцене // Сов. культура. 1953. № 50. 27 окт.;

Растущее мастерство // Сов. культура. 1954. 11 марта;

Жемчужина украинской оперной классики // Сов. культура. 1954. 11 мая;

Талант и труд (о Л. В. Собинове) // Сов. культура. 1954. 16 окт.;

Большой мастер (о певице из ФРГ Л. Зютхаузе) // Сов. культура. 1955. 25 окт.;

Концерты для народа // Сов. музыка. 1957. № 11;

Памяти учителя и друга // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. — Воспоминания о Лосском. — М., 1959;

Жизнеутверждающее искусство // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967;

Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М., 1969.

Лит.: Самойло К. Выдающийся певец // Веч. Москва. 1948. 2 июня;

Памяти ушедших: С. И. Мигай // Сов. музыка. 1960. № 2. С. 207;

Гусев П. С. И. Мигай. — Л., 1975;

Гамалей Ю. В. "Мариинка" и моя жизнь (воспоминания дирижёра). Санкт-Петербург. Издательство "Папирус". 1999.
 

Отечественные певцы. 1750—1917

На главную страницу
Hosted by uCoz

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее

 

 


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz