ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Янкевский Александр Иванович © 2011 WALKERU 

Ново-Волковское кладбище.

Янкевский Александр Иванович

 

ЯНКЕВСКИЙ

Александр Иванович

( 12 октября 1902 — 11 апреля 1978 )


    Заслуженный артист РСФСР (1964). Актер театра и кино. Родился в г. Яранске Вятской губернии. В 1920-х годах служил добровольцем в Красной Армии. Был рабочим, студентом химико-механического института, работал нормировщиком на заводе. В 1929 году, после окончания драматической студии в Ленинграде, стал актером прославленного Ленинградского драматического театра имени А.С. Пушкина, бывшего Александринского. В 1933 году приехал в Харьков и поступил во вновь организованный тогда театр русской драмы, во главе которого стали такие знаменитые актеры, как А.Г. Крамов и Н.В. Петров.
   В 1937 году А.И. Янкевский вернулся в Ленинград, где играл в театре имени Ленсовета, в театре Ленинского комсомола, а с 1942 года был одним из ведущих актеров Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. В годы Великой Отечественной войны А.И. Янкевский оставался в Ленинграде и все 900 дней блокады провел в осажденном городе. Он участвовал в концертах для моряков Кронштадта, в воинских частях, оборонявших Ленинград, выступал по радио.
 


kino-teatr.ru

 

* * *

Натан Александрович Лялин.

Иван Игнатович Яценко.

Машинопись из архива Н.А. Лялина.


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЯНКЕВСКИЙ - ДРУГ И СОРАТНИК А.С. МАКАРЕНКО.

   Читатели “Педагогической поэмы” помнят, какое значительное место А.С. Макаренко отводил театру в воспитательной работе с колонистами. Театр в колонии был средством политического и художественного воспитания горьковцев, средством воспитания их общественной активности, одним из видов общественно-полезной работы. При помощи театра колония проводила большую политическую и культурно-просветительную работу среди окрестного населения.

   Хотя театр в колонии был самодеятельным и во многих отношениях кустарным, Макаренко прилагал немало усилий к тому, чтобы в условиях ограниченных возможностей колонии он находился бы на должном художественном уровне. И когда в 1928 году Алексей Максимович Горький посетил колонию в Куряже, то горьковцы могли себе позволить показать ему спектакль “На дне”, и автор остался доволен игрой актеров.

   Тот же опыт воспитания посредством театра Макаренко продолжил в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. Но здесь этот опыт он значительно углубил и поднял на несравненно большую высоту.

   Хотя созданный в коммуне театра был тоже самодеятельным, но по своему уровне приближался к профессиональному. Этому в значительной мере способствовало то обстоятельство, что с 1933 года между коммуной и Харьковским Государственным Театром Русской Драмы установилась очень тесная дружеская связь. Харьковский театр русской драмы был создан в 1933 году. До этого в Харькове, бывшем тогда столицей Украины, русского драматического театра не было. Вскоре после своего создания театр завоевал горячую симпатию зрителей и стал одним из любимых ими театров. Объясняется это в значительной мере тем, что труппа театра состояла из больших мастеров сцены, а оформление спектаклей было таким блистательным, что производило на публику неизгладимое впечатление.

   Труппу театра возглавлял народный артист СССР А.Г. Крамов. Она была пополнена актерами, которые приехали из Ленинграда. Ленинградскую группу возглавлял впоследствии народный артист РСФСР, профессор, доктор искусствоведения - Н.В. Петров. Приглашенный своим учителем Н.В. Петровым с Ленинградской группой актеров приехал в Харьков и А.И. Янкевский.

   Вот с этим театром в год его создания и подружилась коммуна имени Ф.Э. Дзержинского. Бессменным связным между этими двумя коллективами был Александр Иванович Янкевский. Он же и руководил театральной работой в коммуне.

   А.С. Макаренко - большой знаток театра, драматург, обладавший незаурядными актерскими и режиссерскими данными, принимал самое деятельное участие в работе театра при коммуне. В лице А.И. Янкевского он встретил единомышленника и прекрасного помощника. Совместная работа сблизила их и между ними образовалась крепкая дружба. В результате такого содружества театральная работа в коммуне достигла высокого совершенства. О ней и о ее руководителе А.И. Янкевском мы и расскажем подробнее.

  Как и в любом театральном коллективе, огромную роль в самодеятельном театре коммуны играла личность его руководителя. А.И. Янкевский уже тогда выделялся своим артистическим талантом и был одним из ведущих актеров Харьковского театра русской драмы. Он прошел большую шкоду жизни и это имело несомненное значение для формирования его высоких актерских качеств.

  Родился Александр Иванович в 1902 г. в г. Яранске Вятской губернии. (Все данные биографии А.И. Янкевского заимствованы из его личного дела, хранящегося в Ленинградском театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской). В 1920-х годах служил добровольцем в Красной Армии. Был рабочим, студентом химико-механического института, работал нормировщиком на заводе. Свою актерскую деятельность А.И. Янкевский начал в те же 1920-е годы в провинциальном театре на Черниговщине. В 1929 году, после окончания драматической студии в Ленинграде, стал актером прославленного Ленинградского драматического театра имени А.С. Пушкина, бывшего Александринского. Как уже говорилось, он в 1933 году приехал в Харьков и поступил во вновь организованный тогда театр русской драмы, во главе которого стали такие знаменитые актеры, как А.Г. Крамов и Н.В. Петров. В 1937 году А.И. Янкевский возвратился в Ленинград, где играл в театре имени Ленсовета, в театре Ленинского комсомола, а с 1942 года был одним из ведущих актеров Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

   В годы Великой Отечественной войны А.И. Янкевский оставался в Ленинграде и все 900 дней блокады провел в осажденном городе. Он участвовал в концертах для моряков Кронштадта, в воинских частях, оборонявших Ленинград, выступал по радио.

   В эти тяжелые для Ленинграда дни, исстрадавшийся от лишений и голода, Александр Иванович читал по радио отрывки из “Педагогической поэмы” и, напрягая иссякающие силы, поддерживал мужество и бодрость слушателей, заряжая их пафосом этого замечательного произведения.

   В 1978 году полный творческих сил А.И. Янкевский скончался от тяжелого сердечного приступа. Он был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР и отмечен правительственными наградами.

   Первое знакомство А.И. Янкевского с А.С. Макаренко и с коммуной имени Ф.Э. Дзержинского состоялось в 1933 году. В том же 1933 году вышла 1-я часть “Педагогической поэмы”. Когда сборник с напечатанной в нем “Поэмой” попал случайно в руки А.И. Янкевского, он прочитал ее “взахлеб” и долго находился под неотразимым впечатлением прочитанного. Его захватил не только драматизм описанных в “Педагогической поэме” событий, но и воплощенный в ней замысел, - изображенная борьба за нового человека, образы персонажей и главных героев коллектива и самого Макаренко. Его увлекла и постановка педагогических проблем, которые были очень близки Александру Ивановичу, как актеру. Он восхищался автором “Педагогической поэмы”, его личностью и талантом, его подвигом, но не думал тогда, что когда-либо их дороги встретятся. А встретились они благодаря дружбе между харьковским театром русской драмы и коммуной имени Ф.Э. Дзержинского.

   Общение и дружба с коллективом, состоящим из людей высокой внешней и внутренней культуры, очень много давала коммунарам для их воспитания и роста.

В беседе с представителями театра А.С. Макаренко следующим образом определил характер отношений между коллективами театра и коммуны:

   “Мы не ждем от вас материальной помощи, - говорил им Макаренко. - Мы в ней не нуждаемся. Мы сами достаточно богаты и можем другим ее оказать. У нас найдутся и материалы и рабочая сила. Мы просим о другом. Мы хотим дружить с вами, так как очень нуждаемся в общении с такими культурными людьми, как ваши товарищи. Вы для нас пример внешней и внутренней культуры, - культуры речи, манер, поведения, а нам это крайне необходимо. Мы просим вас быть не шефами, а нашими добрыми друзьями. Это очень важно для наших ребят. Но и вам тоже будет интересно прикоснуться к нашему миру и нашей жизни”.

   Вспоминая впоследствии эти слова Макаренко, Янкевский пояснял, что в них был выражен главный и основной смысл той дружбы между коммуной и театром, которой добивался Антон Семенович. Он имел в виду именно дружбу, а не шефство в обычном его понимании. По мысли Макаренко коллектив театра должен был стать близким другом коммуны: не шефом, поставляющим Коммуне спектакли и концерты, а активным участником всей ее жизни. Так оно впоследствии и было.

   Администрация и общественные организации театра поручили А.И. Янкевскому роль организатора этих отношений и роль представителя театра в коммуне. Он же, как уже было сказано, принял на себя и обязанности руководителя театральной работы в Коммуне. О том, как она была поставлена, рассказывали коммунары и сам А.И. Янкевский. Коммунары до сих пор с большим уважением и любовью вспоминают о том, как А.И. Янкевский руководил этой работой и каким он был человеком и руководителем.

   Драматический кружок, существовавший в коммуне, с приходом А.И. Янкевского зажил совершенно по-новому. А.И. Янкевский стал называть его самодеятельной драматической студией, и это новое его наименование как нельзя лучше выражало необычный для кружка характер его деятельности. Правда, в отличие от профессиональной студии, она не готовила коммунаров к специальной актерской деятельности. Но она давала им солидную подготовку, давала серьезное знакомство с театральным искусством. И не случайно, некоторые коммунары, обладавшие явно выраженными склонностями и способностями к профессии актера, впоследствии окончили театральное училище и стали артистами (Д. Терентюк, К. Борискина, А. Сыромятникова, И. Ткачук). Остальным участникам, хотя не сделавшимися актерами, студия очень много дала для их воспитания и культуры, и это не мало помогло им в общении с людьми в их дальнейшей работе.

   Студия выступала не только в коммуне, но и перед работниками НКВД, шефствовавшими над коммуной, в рабочих клубах и дворцах Культуры Харькова. Она много раз участвовала в конкурсах художественной самодеятельности в Харькове, Киеве, Москве, и завоевывала призовые места. О серьезности постановки дела свидетельствует осуществленный коммунарской студией репертуар. С 1933 по 1937 годы ею были подготовлены и поставлены такие спектакли: “Скупой рыцарь”, “Борис Годунов”, “Русалка”, “Ревизор”, “Юбилей” (Чехова), “Злоумышленник” (его же), “Бронепоезд-1469”, “Тартюф”, “Музыкантская команда” и другие. Наряду с этим студийцы выступали в концертах со сценами из пьес и с художественным чтением стихов и отрывков из произведений Пушкина, Гоголя” Чехова, Шевченко, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Д. Бедного и других авторов.

   Ставились также сатирические обозрения на местные (коммунарские) темы. Так под руководством А.С. Макаренко и А.И. Янкевского был поставлен спектакль “Коммунарский Онегин”, либретто которого написал А.С. Макаренко. Спектакль был посвящен коммунарской жизни, ее героике и будням, ее успехам и недостаткам. Была использована музыка Чайковского из его опер “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”. Роль Макаренко в этом спектакле исполнял Крамов.

   А.С. Макаренко и А.И. Янкевский, как руководитель студии, были в высшей степени строги в своих требованиях к игре студийцев. Никаких скидок на самодеятельный характер театра не давалось. Попутно заметим, что одним из главных принципов внеклассной работы вообще Макаренко считал ее высокое качество, приближающееся к высокому уровню профессионального искусства. Он отвергал ее кустарный характер, считая последний рассадником дурного вкуса. Спектакль считался подготовленным и принятым к постановке лишь тогда, когда все в нем, - игра, актеров, оформление, костюмы, грим, бутафория, декорация, - признавались безукоризненными и находящимися на высоком художественном уровне. Это достигалось, конечно, тщательной постановкой учебной работы в студии. Этой внутренней работой в ней руководил А.И. Янкевский. К проведению занятий и подготовке спектаклей привлекались и другие актеры, в том числе А.Г. Крамов, Н.В. Петров. Наряду с чтением выбранной пьесы, ее разбором и обсуждением, разучиванием ролей, - студийцам читались лекции, проводились с ними беседа по истории театра, об актерском мастерстве, о гриме, о психологии и логике сценического искусства. Разучивались этюды, проводились упражнения и т.п. В этих лекциях и беседах было много познавательного и полезного, как и в разучивании этюдов и упражнений. Они не просто интересовали, а захватывали студийцев, овладевали их вниманием и всем существом. Много было в них остроумного и занимательного.

   На занятиях студии обсуждались и разбирались просмотренные студийцами спектакли. Они, как и все коммунары, посещали все театры, имевшиеся в Харькове. Коммуна имела в них закупленные ею постоянные места. Посещению спектакля предшествовала беседа о пьесе, а после посещения устраивалось обсуждение и разбор просмотренной постановки. Такой, например, большой и длительной работой сопровождался просмотр коммунарами оперы “Евгений Онегин”. Занятия студии всегда были открытыми и на них могли присутствовать все желающие коммунары.

   Подготовка к спектаклю проводилась следующим образом. Когда была выбрана пьеса и решено было ее ставить, каждый должен был ее прочесть. Затем читал ее студийцам А.И. Янкевский. По ходу чтения давались объяснения, что и как понимать. Александр Иванович нередко спрашивал кого-нибудь из студийцев как он понимает то или иное место: диалог, монолог и т.п. После этого распределялись роли. Каждый получал срок, к которому он должен был ее подготовить. Затем начинались репетиции. Репетиции проходили очень интересно.

   Иногда ребята изрядно уставали. Ведь каждый из них до занятий в студии отработал на заводе, проучился в школе или на рабфаке. Хотя они и виду не подавали, но Александр Иванович всегда замечал обострившуюся усталость своих слушателей. Тогда он прерывал репетицию и бодрящим годовом предлагал: “У вас тут такой чудесный лес (коммуна находилась в непосредственной близости от Харьковского лесопарка), пойдемте вместе погуляем!” И все отправлялись на прогулку в лес. Сколько удовольствия и радости доставляли эти прогулки ребятам! Александр Иванович был удивительным рассказчиком. Он многое читал (в том числе и техническую литературу), многое умел делать (вплоть до изготовления изящной женской обуви), много знал. Ему было о чем рассказать ребятам, а искусством рассказа он владел в совершенстве. Сколько интересного и полезного узнавали ребята из разных областей науки, культуры, искусства во время прогулок в лесу с Александром Ивановичем.

   Случалось, что сам Александр Иванович прочитывал монолог или фрагмент из сыгранной или разучиваемой им роли. Делал он это мастерски. Даже, если все это было знакомо ребятам, все равно они слушали с огромным увлечением. Иногда Александр Иванович замечал, как заблестят глаза у студийцев во время рассказов, и тогда он говорил: “А вообще, мы с вами могли бы поставить эту вещицу, - вещица стоящая”. Так родилась идея поставить “Скупой рыцарь”, “Бронепоезд-1469”, и они вошли в репертуар студии.

   Было и такое. Студийцы явно устали, всем заметна была усталость и Александра Ивановича. А он говорит: “Сейчас бы нам в самый раз пойти погулять... а мы не пойдем, не имеем права”. И работа продолжалась с еще большей силой.

   Александр Иванович был не только талантливым актером, увлекавшим зрителей блестящей игрой, но он был и замечательным педагогом в обычном смысле, а не только театральным педагогом. Придя в коммуну со стороны, он очень быстро и незаметно вжился в нее, естественно и непринужденно сделался близким для коммунаров человеком. Важной стороной его деятельности в коммуне было то, что он отнюдь не ограничивался ролью руководителя драматической студии. Он и работу студии строил так, что она не замыкалась в узких рамках своей деятельности, и являлась неотделимой частью всей жизни коммуны. Точно также и коммунары относились к ней, как к органическому звену всей структуры коммуны. Сам Александр Иванович был активным участником общих собраний коммунаров, заседаний Совета командиров, практических дел коммуны. Он глубоко усвоил общий стиль и тон жизни коммуны, систему педагогических приемов, применявшихся Антоном Семеновичем. Александр Иванович учился у Макаренко подходу к ребятам, - влиял на них своим примером и обликом. Он по-Макаренковски умел разбираться в психологии и поступках ребят, и все это очень умело использовал как в повседневном общении, так и в работе со студийцами. Он стремился не только к тому, чтобы научить ребят игре на сцене, но и дать им эстетическое воспитание, больше того, - воспитать ребят, как граждан, тружеников, коллективистов.

   В коммуне было много кружков. Все они работали по строгому расписанию. Отведенные для них дата и часы соблюдались строжайше. Ни единого опоздания на занятия, а тем более срыва их никогда не было.

   Александр Иванович являлся на занятия студии за 5 минут до их начала. Занятия проводились на сцене или в зрительном зале, в так называемом громком клубе коммуны. Одет Александр Иванович был всегда очень просто, но с большим вкусом. Одежда сидела на нем очень ладно. Сложен был он идеально, - в этом отношении природа не обидела его. Был он красивым, энергичным, добрым, жизнерадостным человеком. Коммунары очень тянулись к нему, старались во всем быть похожими на него. Они подражали ему не только во внешнем виде, но и перенимали его манеру держаться, говорить, ходить, даже молчать. Им нравилась его речь, - грамотная, культурная, без затейливых завитушек, с четкой дикцией. Студийцы хорошо знали человеческие и актерские достоинства своего руководителя. Они знали, что он был одним из ведущих актеров Харьковского театра русской драмы, что его любили зрители, и сами коммунары не пропускали ни одной постановки в этом театре.

    Александр Иванович отлично владел искусством актера. Он жил жизнью персонажа. Иногда, без назидания, к слову, рассказывал как он отрабатывал элементы, необходимые для исполнения роли.

Ребята поражались его способности изображать мимику, жесты, изменять голос, речь, принимать соответствующую позу, исполнять танец, отщелкивать пальцами стук кастаньет.

   В характеристиках Александра Ивановича, как актера, хранящихся в его личном деле можно прочитать: “Как артиста, Александра Ивановича характеризуют большая творческая дисциплина и разноплановость актерского дарования”; “С большим успехом он исполняет роли ярко-комедийные и роли драматические”; “Успех исполнения объясняется не одним дарованием, но и упорным трудом и углубленным изучением образа”; “А.И. Янкевский создал более 60 раэноплановых образов”.

    Александр Иванович удивительно умел понять, почему у кого-нибудь при подготовке роли что-то не получается. Он умел изобразить “неудачника” так, что тот совершенно не обижался. Способность “скопировать” у него была поразительна. С коммунарами, в том числе со студийцами, он вел себя так, что совершенно не чувствовалось начальственного тона, давления авторитета. Это воздавало атмосферу душевной дружбы и активного творчества.

   Во время репетиции пьесы “Музыкантская команда” у студийцев не получалась сцена заседания группы подпольщиков. Александр Иванович несколько раз просил повторить сцену. Прислушивался, присматривался и вдруг приостановил репетицию, заговорил: “Это не похоже на заседание подпольщиков. Это чушь какая-то, а не заседание подпольной группы. Вместе этого у вас получается будто вы находитесь в скучном доме отдыха. До обеда пропасть времени, делать нечего, деть себя некуда, одним словом, тоска зеленая, и вы не знаете как убить время... Вот все, что я, зритель, увидел в вашей игре. А надо, чтобы зритель увидел:

1. Над вами опасность провала.

2. Вам надо решить важный, очень важный вопрос, именно в этом смысле всей вашей жизни.

З. Должно быть видно ваше понимание огромного риска в предстоящих действиях, понимание вашей ответственности за судьбы людей”.

После этого для примера произносил реплики за одного, за другого:

“Примерно, так должно быть, но каждый это должен делать по-своему, и тогда будет то, что надо. Это должно идти от понимания. И у вас получится лучше, чем я показал”.

   В 1934 году Александр Иванович отдыхал в Святогорске вместе с коммунарами в лагере Коммуны. Он был зачислен в состав 1-го отряда. Жил в палатке. А в палатке девочек проводила отпуск тоже одна из ведущих актрис этого же театра Людмила Александровна Скопина. Оба были завидной внешности, оригинального склада ума и, безусловно, людьми высокой культуры. Одно их присутствие в коммунарском коллективе, да еще на положении коммунаров, приводило ребят в восторг. Они безукоризненно выполняли распорядок дня, ходили с ребятами в походы по интересным местам, в лес за орехами...

   Во время отдыха А.И. Янкевского и Л.А. Скопиной в Святогорске был организован большой концерт, в котором кроме самодеятельных коллективов коммунаров участвовали и актеры театра. Сцена была оборудована на плоту. Впечатление от спектакля было изумительным, и о нем долго и с восторгом вспоминали коммунары.

   Группе актеров театра - А.Г. Крамову, Н.В. Петрову, А.И. Янкевскому и другим - было присвоено звание коммунаров-дзержинцев. Коммунарам было приятно, что эти товарищи с гордостью носили значок коммунаров.

   Мы уже говорили о том, что А.И. Янкевскому были очень близки идеи воспитания А.С. Макаренко, логика его педагогического искусства. Он находил в них много полезного и для себя как актера. Ведь в педагогическом искусстве Макаренко содержится немало элементов актерского мастерства.

   Александр Иванович часто выступал с воспоминаниями о Коммуне и Макаренко, широко пропагандируя его идеи и опыт. Несмотря на свою занятость, он никогда не отказывался от многочисленных просьб выступать со своими воспоминаниями. И слушатели всегда воспринимали выступления Александра Ивановича с волнением, с огромным интересом и благодарностью.

   3 апреля 1978 года А.И. Янкевский выступал с воспоминаниями об А.С. Макаренко в Центральном лектории общества “Знаний” в Ленинграде. Это было его последнее выступление. Вскоре не стало близкого друга и соратника А.С. Макаренко, любимого друга и воспитателя коммунаров, замечательного человека, гражданина и актера - Александра Ивановича Янкевского.

Н.А. ЛЯЛИН, кандидат педагогических наук, доцент.

И.И. ЯЦЕНКО, подполковник в отставке, бывший воспитанник Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского.

 


назад к 2024 году
по годам

На главную страницу

 Найти: на

  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика