Могила Дворецкого И.М. на Ново-Волковском кладбище

                                                                                                                                                                                                                © 2011  WALKERU

ДВОРЕЦКИЙ Игнатий Моисеевич

( 2 мая 1919 - 20 мая 1987)

   Драматург, очеркист, прозаик.

       Отец Дворецкого до 1917 участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров-максималистов, за участие в террористическом акте отбывал в Сибири каторжные работы, потом остался в Сибири, был после революции рабочим и служащим. В 1938 репрессирован, погиб в лагерях. Мать происходила из семьи, отправленной в Сибирь на поселение, родилась в Александровском централе — знаменитой тюрьме. В начале 1920-х родители Дворецкого расстались. Отец уехал в Москву, мать второй раз вышла замуж.
       В детстве Дворецкий не раз убегал из дому. Не поступив после окончания школы в институт, уехал в Херсон, работал там на верфи. Через год поступил в Московский институт государственного права, где проучился 2 года. В июле 1940 Дворецкий с группой студентов был арестован и осужден по уголовной статье. Однако решение вынес не суд, а Особое совещание, и всем, как вспоминал Дворецкий, «дали по восемь лет срока и статью "социально опасный элемент"». Дворецкий добавили еще срок как сыну «врага народа». Несколько раз он пытался бежать, за последний побег был осужден еще на 3 года заключения и отправлен на Колыму. Во время Великой Отечественной войны Дворецкий подал 6 заявлений с просьбой об отправке на фронт, но его не отпустили. На Колыме Дворецкий «работал как все — землекопом, слесарем, возчиком, статистиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, а последний год руководителем лагерной агитбригады».
       В 1946 Дворецкий был амнистирован. Вернулся в Иркутск, работал на хозяйственной работе, затем три года в газете. Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец». 2 года заочно учился на филологическом факультете Иркутского университета. Первая публикация состоялась в 1949. В том же году Дворецкий участвовал в творческой конференции молодых писателей Иркутской обл. К этому был приурочен выпуск местным отделением СП его машинописного сборника рассказов, написанных в 1947-49. В них Дворецкий писал о том, что видел в корреспондентских поездках.
       В 1952 вышла повесть Дворецкого «Тайга весенняя» о сибирском леспромхозе, в 1954 — книга рассказов «Полноводье».
       С 1955 Дворецкий — член СП СССР. Он переехал в Москву, учился на Высших литературных курсах вместе с Кулиевым, Аграновским, Айтматовым, Падериным и др.
       В 1956-1959 в центральных журналах публиковались очерки Дворецкого о строительстве Братской ГЭС.
       В 1957 в «Молодой гвардии» была напечатана во многом автобиографическая повесть «Командировка».
       В 1958 Дворецкий получил заказ на пьесу от московского Театра им. А.С.Пушкина.
       27 окт. 1959 состоялась премьера пьесы «Трасса» в Ленинграде, в БДТ им. А.М.Горького. Днем позже прошла премьера в Москве. Так Дворецкий стал драматургом.
       В 1964 Дворецкий переехал в Ленинград.
       В 1967 по заказу ТЮЗа (Театр юного зрителя) написал пьесу о школьниках «Мужчина семнадцати лет», которая пользовалась большим успехом. В то же время «Ленфильм» заказал Дворецкому сценарий. «Инженер» — так Дворецкий назвал его — был написан, но студия им не занималась. Театр им. Ленсовета предложил Дворецкому переделать сценарий для театральной сцены. Так родилась самая известная пьеса Дворецкого — «Человек со стороны» (1971), положившая начало т.н. «социологической драме». В «Человеке со стороны» Дворецкий вывел на сцену нового героя — человека начала 1970-х, полностью подчинившего себя делу, которым он занят.
       «Человек со стороны» стал в творчестве Дворецкого переломной пьесой. Дальнейшая эволюция героя его драматургии идет от максималиста, требующего полного подчинения делу («Человек со стороны»), к максималисту, воспринимающему дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу. Такой герой живет в согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих («Ковалева из провинции», 1973; «Проводы», 1975; «Веранда в лесу», 1977; «Директор театра», 1984; «Члены общества кактусов», 1986). Возможно, на такую эволюцию героев Дворецкого в какой-то мере оказало влияние руководство созданной им драматургической мастерской, из которой вышли С.Злотников, А.Галин, Л.Разумовская, А.Соколова, А.Кургатников и другие — драматурги «новой волны», сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.
       Последней пьесой Дворецкого стала «Колыма», увидевшая свет уже после смерти автора. Первый вариант пьесы был написан еще в начале 1960-х.
       В 1987, значительно изменив пьесу по форме, Дворецкий создал вторую редакцию. В ней наши современники репетировали пьесу о Колыме на сцене народного театра, пытаясь одновременно понять характеры своих героев и объяснить себе и зрителям, людям конца 1980-х, смысл жизни в тяжкое и страшное время. Эти попытки помогали им разобраться в собственной жизни.
       Дворецкий не создал того драматургического единства, которое можно было бы назвать театром Дворецкого. Но он создал своего героя — человека, который под разными именами переходил из одной пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.

Соч.:
       Веранда в лесу: пьесы. Л., 1986;
       Члены общества кактусов: Трагикомические диалоги // Звезда. №10;
       Колыма: Героическая хроника // Нева. №12;
       Колыма: Героическая хроника // Современная драматургия. 1988. № 1.

Лит.:
       Чепуров Ан. Игнатий Дворецкий: Драматург и его дело. Л., 1989;
       Голикова Н. Анемподист, где ты? Эволюция производственной пьесы в творчестве И. Дворецкого // Современная драматургия. 1987. №4.

О.И.Козлова

www.az-libr.ru

*   *   *

Байки и легенды философа Веллера

...Так вот, в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, у меня есть старинный друг писатель Олег Стрижак. Однажды он попал на Всесоюзное совещание молодых драматургов в Соловках, где председательствовал Игнатий Моисеевич Дворецкий. Маленький, лысенький, толстенький, но очень авантажный (любящий: 'баба, водка, по морде'), представлял всех: 'Это товарищ такой-то, он написал то-то, а это товарищ такой-то, написал пьесу о том-то, а вот это - Олег Стрижак. Сделал паузу и добавил - он ...бывший моряк. Похлопал Олега по плечу и перешел к следующему. Олег пришел в совершеннейшее бешенство, это ограничение по биографии его задело. И вечером, после примерно литра водки он гонял по длинному коридору монастыря, ремнем с бляхой объясняя молодым драматургам, что такое жизнь. Молодые сочинители от него спасались, как могли.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz