Могила Сливникова А.М. в д. Кисельня


                                                                                                                                                                                                                © 2010 Walkeru
Сливников А.М.
СЛИВНИКОВ Анатолий Иванович

( 14 февраля 1950 — 29 июня 2005 )

   Актёр театра и кино

 

Анатолий Михайлович Сливников родился в деревне Никоново Чагодощенского района Вологодской области 14 февраля 1950 года. Мать Толи, Ефросинья Александровна, была из крестьянской семьи. Еще при жизни она рассказывала, что родила Толю в поле по дороге в больницу, и уже с ребенком приехала туда на телеге. Детство Анатолия прошло в деревне, где он, как рассказывал впоследствии, был единственным мальчишкой, все остальные были девочки, и потому был избалован вниманием представительниц противоположного пола. Его все любили.
Отца Анатолия, Корсакова Михаила Максимовича, еще до рождения Толи отправили в другую деревню на лесозаготовки. Отец звал Ефросинью Александровну, мать Толи, к себе, но она уехать из своей деревни отказалась. Впоследствии отец Анатолия встретил другую женщину и женился на ней. В течении всей своей жизни Анатолий ни разу не видел своего отца.

Мать Анатолия Михайловича - Ефросинья Александровна
( 08.07.25 - 23.02.96 )
Лишь в 2000 году им было получено письмо от сводной сестры с припиской в конце рукой Михаила Максимовича: "Сын! Я всю жизнь помнил о тебе и любил тебя. Приезжай ко мне в любое время со всей своей семьей". После получения этого письма, в семье Корсаковых побывали жена и сын Анатолия - Валентина Алексеевна и Михаил Сливниковы. По ряду причин Анатолию съездить к отцу не удалось.

Отец Анатолия Михайловича - Михаил Максимович Корсаков
(фотография сделана 29 июля 2006г.)
Михаил Максимович Корсаков родился 15 октября 1928г. В настоящее время живет в г. Тихвине. Вдовец. У него две взрослые дочери- Надежда и Татьяна, которые живут вместе с ним. У сына Владимира- семья, он живет в своей квартире отдельно от отца.
По рассказам родных, фамилия Корсаковых- одно из ответвлений известной дворянской фамилии, Римских - Корсаковых. Анатолий носил девичью фамилию матери - Сливников. В начале 60- х годов мать с Анатолием переезжает в поселок Кисельня Волховского района Ленинградской области и вскоре выходит замуж за Семенова Ивана Михайловича. Через некоторое время у Анатолия появляется сводный брат - Александр. Своей школы в поселке не было. Анатолию, вместе с другими сельскими ребятами, приходилось ходить в школу пешком в Старую Ладогу за несколько километров от Кисельни. На день ему выдавалось полбуханки хлеба и бутылка молока... По его рассказам, все это он благополучно съедал еще по дороге в школу, затем садился на какой - нибудь пенек в лесу (дорога в школу проходила через лес), и, если позволяла погода, наслаждался природой: наблюдал за птичками, рассматривал цветочки, травинки.
Были случаи, что, не дойдя до школы, он без всякого зазрения совести возвращался домой. Время было голодное, мать с отчимом много работали, особенно за учебой Анатолия не следили, и, по результатам учебы за 5 класс он был оставлен на второй год, чем очень сильно расстроил Ефросинью Александровну. В конце шестидесятых Анатолий, как и большинство его друзей - деревенских ребят, поступает учиться во Всеволожский сельскохозяйственный техникум. Именно в эти годы стала проявляться его тяга к сцене. Он активно участвовал в художественной самодеятельности, пел песни под гитару в составе модных в то время вокально - инструментальных ансамблей. По окончании техникума был распределен мелиоратором в одно из хозяйств Ленинградской области.

 

Титульный лист выпускного фотоальбома

Фото Анатолия - крайняя слева

 
Приезжая домой в поселок , он был зачинщиком и участником молодежных вечеринок во вновь открывшемся тогда Кисельнинском Доме культуры. Однажды он признался матери, что обеспокоен недостатком собственного культурного развития, (как ему казалось), и что он хотел бы получить высшее образование в Институте культуры, находящемся в Ленинграде. Семья не имела достаточных средств для обучения Анатолия на дневном отделении. И мать обратилась в поселковый Совет за помощью. В результате, Анатолий был принят в Ленинградский Государственный институт культуры им Н.К. Крупской (ныне Санкт - Петербургская Академия культуры) по направлению от поселка, как поселковый стипендиант, с рекомендациями руководства Дома культуры и выдержав вступительные экзамены. Это дало ему возможность обучения на дневном отделении.
Все годы учебы в Институте он был благодарен матери, не сидел " на шее" у семьи, подрабатывая где можно. Некоторое время он работал дворником, убирая территорию вокруг института , в котором учился. Он попал на курс замечательного педагога - мастера по режиссуре Чистякова Сергея Александровича. В группе было много талантливых ребят, которые впоследствии интересно проявили себя в различных областях культуры и искусства, а также административной деятельности. Среди однокурсников Анатолий выделялся трудолюбием и упорством. О годах совместного обучения с Анатолием на курсе вспоминает Михаил Анатольевич Ильин, доцент кафедры режиссуры Санкт- Петербургской Театральной Академии:

"В Толе Сливникове поражал контраст между внушительной внешностью и очень деликатным, скромным стилем поведения. Будучи одним из самых старших студентов на курсе, он, казалось бы, должен был задавать тон, заявить себя явным лидером. Мне же помнится его молчаливая сосредоточенность на занятиях по мастерству, не суетное, вдумчивое погружение в литературный или драматургический материал, осторожные пробы в ролях, работу над которыми он обычно начинал с неспешного освоения внутренней линии.
Кажется, что он изначально склонялся к актерской профессии. Возможно, поэтому мне не запомнились его режиссерские опыты. Наиболее объемной совместной актерской работой стал для нас спектакль "Протокол одного заседания" по пьесе А. Гельмана "Премия". Там Толя сыграл роль волевого руководителя производства, столкнувшегося с нестандартной ситуацией. В надуманной, но востребованной в то время пьесе играть было не просто. Но Толе удалось прорваться сквозь полуправду сюжета к настоящей человеческой искренности, которая так важна была для него, как главное условие сценической работы.
Похоже, что обманчивая внешность не позволила там, в институте, педагогам как следует рассмотреть и использовать в работе Толино основное актерское свойство, столь редкостное на нынешней сцене,- это его удивительное простодушие. Думаю, что это позволило бы ему в дальнейшем ярче и разнообразнее проявить себя.
Все, кто общался с Толей, помнят его сердечное расположение и доброту. У любого нашего однокурсника при воспоминании о Толе теплеет на душе."

 

Курс Сергея Александровича Чистякова

 
За год до окончания института в его стенах Толя познакомился со своей будущей женой Валентиной, которая училась на параллельном курсе у мастера Никулина Александра Сергеевича. Летом 1978 года Анатолий получает диплом, и признается Валентине, что мечтает быть артистом. Возникает идея : уехать в какой - нибудь периферийный театр, наработать актерский опыт и вернуться в Ленинград. После поездки в Москву на актерскую биржу, Анатолий, счастливый, уезжает работать в город Кокчетав в качестве актера в Русский драматический театр. Еще не будучи женой Анатолия, через несколько месяцев после его отъезда, к нему в Кокчетав приезжает Валентина. 17 ноября 1978 года Кокчетавским ЗАГС был зарегистрирован брак между Анатолием и Валентиной. Таким образом, начало актерской карьеры Анатолия совпало с началом его семейной жизни.

 

Здание Кокчетавского театра

Титульный лист рекламного буклета театра для гастролей

 
Вспоминает бывшая актриса Кокчетавского театра, а ныне заместитель директора музыкально- драматического театра "Премьера" в Санкт- Петербурге Алексанова Ирина Ивановна:

"В середине 70- х годов в Кокчетаве был образован Русский драматический театр, куда устремились талантливые режиссеры, актеры, художники. Желание было одно - создать театр, не похожий на другие, со своей темой. Там мы и познакомились с Толей и Валюшей. Не смотря на климатические и бытовые условия, совсем не соответствующие нашим представлениям о "маленькой Швейцарии", мы были одержимы, дружны, мы были молоды, нас связывало творчество. Сколько было дебатов по решению того или иного образа! По решению сценографии! Тем более с такими маститыми режиссерами, как М. Шнейдерман, Я.А. Куклинский, А.Г. Урбанович, тогда начинающий, а сейчас известный художник Миша Яхилевич.
Вскоре бытовые условия решились, и так случилось, что мы с Толей и Валюшей поселились в одной квартире.
Милые, добрые времена... С какой любовью Толя и Валентина рассказывали о Ленинграде! Тем самым, передали эту любовь и нам. А посылки с апельсинами, которые часто приходили из Ленинграда. С какой щедростью ребята делились ими с нами! Толя был замечательный. Он откликался на любую просьбу, был верен театру, друзьям, семье. Таким я его и помню."

 
Анатолий и Валентина (она работала в театре заведующей литературным отделом) отработали в Кокчетавском театре с 1978 по 1981 год. Для Анатолия это были годы настоящей актерской школы. За эти годы Анатолий сыграл следующие роли:

Сват в спектакле "Власть тьмы" по пьесе Л. Толстого
Верзила в спектакле "Похожий на льва" по пьесе Р. Ибрагимбекова
Неплюев в спектакле "Давным - давно" по пьесе А. Гладкова
Барден в спектакле " Обвинительное заключение" по пьесе Н. Думбадзе
Мрачный в спектакле "А поутру они проснулись" по пьесе В. Шукшина
Жона в спектакле "Антигона" по пьесе Ж. Ануя
и другие.

 

В роли Неплюева в спектакле "Давным - давно"

Сцена из спектакля "Обвинительное заключение", где сокамерники бьют ногами Бардена - Анатолия

 

Премьерная программка спектакля "Обвинительное заключение" с поздравлениями Анатолия Михайловича от режиссера - постановщика А.Г.Урбановича

 

Премьерная программка сказки "Жила - была Сыроежка" с поздравлениями Анатолия от режиссера - постановщика спектакля Я.А.Куклинского

 
Здесь, в Кокчетавском театре Анатолий пробовал себя как композитор, написав по просьбе режиссера А.Г. Урбановича несколько песен к спектаклю "Последний подвиг комиссара" поставленного по пьесе Н. Мирошниченко и Н. Мишина. Кроме того, несколько спектаклей Анатолий вел, как помощник режиссера. В коллективе театра Анатолий пользовался большой и заслуженной любовью и уважением, он никогда не отказывался ни от какой работы. Было время, когда из - за отсутствия монтировщиков сцены на гастролях, он выполнял и эту работу. Его, как актера, стал узнавать Кокчетавский театральный зритель. Казалось, наработано много, и хотелось двигаться дальше в актерской карьере. Было ощущение, что пришло время возвращаться в Ленинград.
Толя давно тайно мечтал о кино. Но было обстоятельство, которое каждый раз при мысли об этом как бы говорило: "Нет, тебе туда путь закрыт".
Дело в том, что у Анатолия было врожденное косоглазие. Он знал, что кино часто требует показа крупным планом лица актера, что, как ему казалось, с его дефектом было невозможно. Первый раз он совершил попытку поверить, что ситуацию можно изменить, летом 1980 года. Во время отпуска, будучи в Ленинграде, он лег на операцию. Были подтянуты мышцы правого глаза. Но операция не принесла желаемого результата, через три месяца косоглазие вернулось.

Летом 1981 года Анатолий с женой все же возвращаются в Ленинград. Наступило трудное время, здесь, как актера, его никто не знал, и ни в один театр его не брали. Семье нужно было на что - то существовать, жена была беременна. В конце августа 1981 года Анатолий вновь ложится на операцию. Эта операция оказалась успешной, и вселила веру в возможность осуществления мечты. Как случилось, что Анатолий стал сниматься в кино, легенд существует масса Но вот как он сам рассказывал об этом: "Я шел по коридору киностудии, меня остановил режиссер Алексей Герман и спросил: " Ты актер?" Я ответил: " Да". Снова последовал вопрос: " А где ты работаешь?" Я ответил, что работал артистом в Кокчетавском театре. Герман пригласил меня на пробы, а затем взял на съемки запускавшегося в тот момент фильма "Мой друг, Иван Лапшин". Счастливый случай. Анатолия начали приглашать на съемки другие кинорежиссеры. Предложения сниматься стали поступать одно за другим. Почти одновременно Анатолий снимается у В.Воробьева в фильме "Остров сокровищ", у И.Масленникова в фильме "Шерлок Холмс", далее "Блондинка за углом" режиссера В.Бортко, "Чужая белая и рябой" режиссера С.Соловьева, "Иди и смотри" Э.Климова и т.д. Часто в те годы Анатолий снимался параллельно в нескольких фильмах...

 

Кадр из кинофильма "Мой друг, Иван Лапшин"

Кадр из кинофильма "Остров сокровищ"

 

Кадр из кинофильма "Блондинка за углом"

Лето 1982г. - с сыном Михаилом

 
На пике известности после роли молчаливого Гены в фильме "Блондинка за углом", Анатолий поступает на работу актером в Ленинградский государственный Молодежный театр на Фонтанке. Наступило время, когда нужно было совмещать работу в кино и в театре. Теперь приоритет отдавался театру. Анатолий понимал, что театр- это ежедневная школа, которая помогает "держать форму" и для съемок в кино. В театре Анатолий сыграл несколько главных ролей, в том числе:

Кавторанга в спектакле "Пять углов" по пьесе С.Коковкина
Ленни в спектакле "Дорога на Литл - Дот" по пьесе Д.Стейнбека "Люди и мыши"
Диму в спектакле "Утиная охота" по пьесе А.Вампилова
и другие.

 
Известная актриса Большого Драматического Театра имени Г.А.Товстоногова Нина Усатова, в то время работавшая в Молодежном театре, вспоминает о Толе так (текст разговора по телефону записан с разрешения актрисы):
"С Толей впервые я встретилась на картине С.М.Овчарова "Небывальщина". Меня удивило тогда то, что он не похож на других актеров. Он большой, фактурный, Бог дал ему такую природу, а внутри он мне всегда казался большим ребенком. И когда работали в Молодежном театре, у него были разные роли, но Ефим Михайлович увидел в нем то, что я в нем видела. Он дал Толе роль Ленни, большого ребенка, в спектакле "Дорога на Литл - Дот" по пьесе Д.Стейнбека "Люди и мыши". Доброта - это было его основное качество. Как он рассказывал о своей маме, о маленьком сыне Мишке! Потом у Толи было много ролей (вы, их, наверное, перечислите)... Интересно, что когда мы с Толей встречались, мы почти не разговаривали, улыбнемся друг другу - и все, возникало такое теплое чувство, и каждый из нас шел по своим делам дальше. Он был молчаливым и улыбчивым. Я не помню, чтобы он когда - нибудь на что - либо жаловался. Сколько и где бы мы ни работали, я никогда не помню, чтобы он с кем - либо конфликтовал. Когда я приходила к нему на квартиру, он был такой же и дома. Я помню его радость, когда он получил квартиру. Я была в гостях в его семье. Там я познакомилась с Валей, с сыном Мишей. И там я увидела его самым счастливым и разговорчивым! Сбылась его мечта - он занимался любимой профессией, у него было все...
Жаль, сейчас жить бы и жить.
Он был большой и настоящий.
Пусть печаль наша о нем будет светла, светла воспоминаниями.
Похожего, второго такого актера не найти. В каждой, даже маленькой роли, Толя был настолько убедительным!...
Но, Мишка, надеюсь, займет достойное место отца. Я недавно его видела, он очень похож на Толю. У него светлое лицо и я желаю ему счастливой актерской судьбы".

 

Сцена из спектакля "Пять углов", главная роль - Кавторанга

 

Программка спектакля "Пять углов"

 

Главная роль в спектакле
"Дорога на Литл - Дот" - Ленни

Первое интервью
( Газета "Вечерний Ленинград"
за 9 ноября 1984г. )

 
В Молодежном театре Анатолий Михайлович отработал около 8 лет. В 1989 году у него произошло прободение язвы желудка, он попал в больницу на операцию, после которой некоторое время вынужден был не работать. В театр пришел новый режиссер, и после выхода Анатолия Михайловича на работу, контракт с ним был расторгнут. После некоторого перерыва у Анатолия возобновились съемки в кино. Годы перестройки не повлияли на любовь кинорежиссеров к такому самобытному, талантливому актеру, и вплоть до последнего времени, Анатолий Михайлович активно снимался, и, кроме того, пытался реализовывать свои творческие замыслы.

 

Кинофильм "Менты"

Кинофильм "Возвращение Ричарда"

 
Некоторое время он снимал рекламу, не отказывал молодым режиссерам в просьбах сняться в их дипломных работах, делал юмористическую программу для кабельного телевидения , занимался подготовкой абитуриентов к поступлению в Театральные ВУЗы. Популярный сейчас актер Михаил Пореченков - выпускник подготовительных курсов Анатолия Михайловича.
С точки зрения своей профессии он был большой труженик и, справедливости ради надо сказать, был любимчиком и баловнем зрительского интереса и внимания к себе, как к личности, так и к своему творчеству. Когда долго не было предложений, он придумывал себе эпизод сам и шел с этим предложением к режиссеру. Так родился не один персонаж. Или он узнавал о запуске картины, выбирал себе типаж, и просил режиссера снять именно его в этой роли. Так появилась очаровательная Ольга Михайловна в сериале "Менты". Он любил свою профессию.
Фильмография Анатолия Михайловича насчитывает более 70 фильмов, среди которых есть и неизвестные широкому зрителю. Некоторые фильмы по ряду причин не выходили на экраны нашего отечественного проката, как, например, фильм "Пустыня" режиссера Михаила Каца, где Анатолий Михайлович сыграл одну из главных ролей - апостола Петра, которого впоследствии озвучивал на иврите.
На проходившем в городе Заречном под Свердловском в декабре 1990 года Первом фестивале-салоне "Лики нестыдного кино" большое жюри присудило победу фильму "Пустыня", а в 1991 году режиссер фильма Михаил Кац получил за этот фильм два приза: на кинофестивале в г.Заречном - Приз Профессионального жюри "За художественную уникальность кинематографической разработки масштабной исторической темы", на международном кинофестивале в г.Картахене - Гран-при "Золотая медаль".

 

Кадр из кинофильма "Пустыня"

Кадр из кинофильма "Пустыня"

 
Летом 1985г. Анатолий Михайлович, был участником культурной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
В январе 1989г. Анатолий Михайлович принимается в члены Союза театральных деятелей РСФСР (ныне Союз театральных деятелей РФ).
С июня 1992г. Анатолий Михайлович - член конфедерации Союзов кинематографистов.
С 1993г. Анатолий Михайлович - член Гильдии актеров кино Санкт-Петербурга.

 
В 2000 году Анатолий Михайлович был приглашен на главную роль в антрипризный спектакль "Профи" по пьесе Душана Ковачевича режиссером Юго Петровичем (Югославия). Некоторое время спектакль шел на сцене Театра "Комедианты". Спектакль участвовал в театральных фестивалях в Белграде (2000 г.) и в Милане (2001 г.)
В этом спектакле Анатолий Михайлович показал себя, как Актер - Мастер.
Это одна из его лучших театральных работ, наполненная драматизмом и достоверностью.

 

Гастрольная афиша спектакля "Профи"

Статья Сергея Окмана о спектакле "Профи" -
"Смена псов"

 
Анатолий Михайлович был дружен со многими известными творческими людьми, в том числе, из литературных кругов, которые часто дарили Анатолию свои произведения со словами признательности за его талант.

 

Сборник произведений Семена Альтова "Шанс"
с автографом для Толи

 

Книга "Русский транзит" с автографом для Толи от Барковских

 
В последние годы Анатолий Михайлович был воодушевлен работой в сериале Ю.Мамина "Русские страшилки". Ему очень нравилось самому сочинять стишки, которые должен был сочинять его герой по сюжету фильма. Природа актера как нельзя лучше ложилась на своеобразную стилистику фильма. Юрий Мамин признается в статье, посвященной 55-летию Анатолия Михайловича ("Телесемь" 14-20 февраля 2005 г. статья "Анатолий Сливников - амбал с душой поэта"):

"Я люблю этого артиста, и в дни его юбилея от всей души желаю ему здоровья, и только его!..."

 

Съемочная группа сериала "Русские страшилки"

 
Рано утром 29 июня 2005 года, на 56-м году жизни, Анатолий Михайлович скоропостижно скончался у себя дома. Как указано в справке, смерть произошла от правостороннего крупозного воспаления легких.

 
За 2 дня до смерти Анатолия Михайловича, 27 июня, его сын Михаил получил диплом выпускника актерского отделения Санкт-Петербургской Театральной Академии.

 
2 июля 2005 года в Санкт-Петербурге, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, совершилось отпевание усопшего раба Божия Анатолия Сливникова.
Захоронение прошло в родовой могиле кладбища поселка Кисельня Волховского района Ленинградской области.

Надгробная плита на могиле Анатолия Михайловича
на кладбище п. Кисельня Волховского района Ленинградской области


 
В студенческие годы Анатолий сочинил песню и часто пел ее под гитару в кругу однокурсников и друзей. У нее был припев с запоминающейся мелодией и красивыми словами, который с удовольствием подпевали все присутствующие:
    "Острова любви ты мне подари, подари просто так, на прощание!
    Пусть они порой напомнят о тебе, и любовь забудет расстояния...
    Подари просто так, на прощание..."
Через всю жизнь Анатолия Михайловича прошла любовь к нему многих и многих людей, знавших его близко, и не очень. Привлекала внимание и рождало симпатию в общении с ним необычное сочетание - крупный, запоминающейся внешности мужчина, отнюдь не красавец, внутри он был очень мягким, и эту свою мягкость как бы прятал за "корявой" внешностью. К нему подходили обычные люди на улице, в метро, как к давно знакомому человеку, просили автографы, дарили какие- то предметы, что могли придумать в качестве подарка в этот момент. Однажды человек прямо на улице снял с себя достаточно дорогую кожаную куртку и одел ее на Анатолия Михайловича со словами, что для "такого артиста" ему ничего не жалко. Анатолий по-детски радовался подаркам.

Большой талант, профессиональное трудолюбие, человеческое обаяние и большая, творческая любовь Анатолия Михайловича к своей профессии достойны почитания.

Он очень хотел БЫТЬ АРТИСТОМ, и СТАЛ ИМ.

Светлая память этой одаренной и необыкновенной Личности !

 
Фильмография А.М.Сливникова


 
Подготовка материала: В.Сливникова  сайт памяти Анатолия Михайловича
Редакция: С.Окман

© Copyright 2005 Семья Сливниковых
  e-mail: slivnikova@yandex.ruu

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz