Могила Чухновского Б.Г. на Гатчинском кладбище


                                                                                                                                                                                                             © 2011 WALKERU

Чухновский Б.Г.

ЧУХНОВСКИЙ Борис Григорьевич

( 9 апреля 1898 - 30 сентября 1973 )

 

   Один из первых полярных лётчиков. Родился в Санкт-Петербурге. Когда ему было четыре года, семья переехала в Гатчину. Любовь к авиации была с раннего детства.  Почти каждые выходные дни, он приходил на аэродром в Гатчине, который был построен воздухоплавательной школой в 1910 году. Он присутствовал на всех воздушных и авиационных праздниках, следил за новостями и результатами соревнований авиаторов. Поэтому не удивительно, что он выбрал именно профессию лётчика и уже в 1917 году, окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме.

   Во время Гражданской войны участвовал в боевых действиях на стороне красных в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии (начальник морской авиации), обеспечении ледового похода Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт (1918).

  В 1924 совершил свой первый полёт в Арктику на Новую Землю (после Я. И. Нагурского) для проведения гидрографических работ и проводки судов Карской экспедиции. Участвовал в поисках экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия» У. Нобиле (1928).

   Самолёт Чухновского «Юнкерс» ЮГ-1 был погружен на ледокол «Красин», совершал разведывательные полёты, 10 июля достиг лагеря Нобиле и сбросил на льдину припасы. 11 июля он обнаружил двух итальянцев — Мариано и Цаппи, которые за месяц до того вместе с Ф. Мальмгреном покинули лагерь и пытались добраться до Шпицбергена самостоятельно. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси. В радиограмме он настоял, чтобы «Красин» в первую очередь шел на спасение итальянцев, и экипажу самолета пришлось провести на льду пять суток.

   В дальнейшем, с 1929 по 1932 года, занимался ледовой разведке Северного морского пути. По его инициативе в 1933 году началась разработка и конструирование специализированного самолёта для использования в Арктике. Им были составлены специальные технические требования к такому самолёту. Самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) сконструировал Роберт Бартини, а он был первым лётчиком-испытателем этого самолёта. Испытания проходили в 1935-1936 годах.

   В 1937—1938 годах он участвовал в поисках пропавшего четырёхмоторный самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 Сигизмунда Леваневского.

   В Великой Отечественной войне 1941‒45 лётчиком морской авиации участвовал в боевых действиях Северного морского флота. Полковник. После войны ‒ в полярной авиации Главсевморпути. Член КПСС с 1932. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, а также медалями. Его именем названы улицы и переулки в Днепропетровске, Кольчугино, Омске, Ростове-на-Дону, Шахтах, Фурманове.

Чухновский Б.Г.

   Мемориальная доска, установленная на здании школы № 4 в Гатчине. Всем нужны СВОИ герои, в пример и назидание подрастающему поколению.  Но Чухновский Б.Г. так и не получил этого почетного звания Героя Советского Союза, хотя вся его жизнь была достойным примером другим - именно как ГЕРОЯ !

 

Лит.: Виноградов С. Ф., В дерзновенном полёте, М., 1975.

В кинофильме "Красная палатка" Калатозова М.К. (1969) - роль лётчика Чухновского сыграл Никита Михалков.

 

http://dic.academic.ru/
http://ru.wikipedia.org/

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz