Могила Карпичева В.Г. на Гатчинском кладбище

                                                                                                                                                                                                             © 2011 WALKERU

Карпичев Владимир Григорьевич

КАРПИЧЕВ Владимир Григорьевич

( 13 октября 1937 - 1 декабря 2006 )

   Профессиональный водолаз-глубоководник. Главный водолазный специалист Госкино СССР, руководитель Базы подводных киносъемок, Член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной литературной премии Республики Крым. В 1956-1957 годах, прошел полный курс подготовки по программе водолаза-глубоководника в Балаклавской школе водолазов, после чего был направлен на Северный флот для водолазного обеспечения первых атомных подводных лодок.

   В 1960г. в качестве спасателя и водолаза-глубоководника приступил к работе во вновь создаваемой аварийно-спасательной службе Мурманского Арктического пароходства. Работал сначала водолазом, а затем – начальником аварийно-спасательной партии (в западном районе проводки судов северного морского пути от Мурманска до мыса Челюскина).

   С 1964 года строил гидротехнические сооружения, в том числе нефтегавань «Шесхарис» под Новороссийском, занимался судоподъёмом и подводно-техническими работами (строительство глубоководных выпусков на Кавказе и в Крыму), проводил геологоморфологическую съёмку шельфов Кавказского и Крымского побережий.

   В 1977 году, встав у истоков создания Базы подводных киносъёмок Госкино СССР, до 1991 года являлся её бессменным руководителем, организатором подводных киносъёмок в 72-х полнометражных художественных фильмах отечественных и зарубежных киностудий. Среди фильмов, снятых при его непосредственном участии на Базе подводных киносъемок, - «Пираты XX века», «Акванавты», «Через тернии к звездам» и др.

Карпичев Владимир Григорьевич

   Прошел путь от водолаза-глубоководника до главного водолазного специалиста. За сорокалетний трудовой период на морях отработал под водой двенадцать тысяч часов.

Автор нескольких научно-популярных книг о людях, работающих в океанских глубинах, среди них:

Карпичев Владимир ГригорьевичКарпичев Владимир Григорьевич

Путь в глубину, Мысль, 1984
Вкус воздуха, Просвещение, 1993
Курс к опасности, Экономика 2003
Русское водолазание, Вагриус 2009

   Имеет многочисленные публикации в журналах «Спортсмен-подводник», «Октопус», «Подводное обозрение», «Подводный клуб», всегда уделял большое внимание развитию подводного спорта в России. Им написаны «Правила по организации и проведению подводных киносъёмок. Требования безопасности», изданные Госкино СССР.

   Документальный фильм «Портрет, написанный глубиной» о Владимире Григорьевич Карпичеве (режиссер Леся Мацко, Киев, Украина) в 2005 году стал лауреатом Всемирного фестиваля подводного изображения в г. Антиб, где получил специальный приз как лучший документальный дебют.

 

*   *   *

Выпуск газета Сегодня №264 (1908) за 20.11.2004

Карпичев Владимир Григорьевич

В СЕВАСТОПОЛЕ НА ВОЕННОЙ БАЗЕ СНИМУТ ФИЛЬМ О ДУБЛЕРЕ "ЧЕЛОВЕКА-АМФИБИИ"

   На территории Севастопольского военно-морского института им. П.С. Нахимова пройдут съемки нескольких эпизодов видеофильма "Портрет, написанный водой" о легендарном водолазе-глубоководнике, главном водолазном специалисте бывшего Госкино СССР, подводном каскадере Владимире Карпичеве. Снимать будут в спецбассейне института.

  Как сообщили "Сегодня" в пресс-службе министра обороны Украины, отснимут водолазные спуски, выход из торпедного аппарата, борьбу с затоплением и пожаром на судне... Над фильмом работает съемочная группа киностудии "Кинематографист" Нацсоюза кинематографистов Украины.

  Режиссер картины Леся Мацко рассказала "Сегодня", что это не коммерческий, а документальный фильм. Часть уже отснята, на базе доснимут недостающие моменты. Владимир Карпичев внес огромный вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа, работая главным водолазным специалистом бывшего Госкино СССР, руководителем базы подводных киносъемок Ялтинской киностудии.

Карпичев Владимир Григорьевич

   Он помогал снимать десятки картин с подводными сюжетами. В их числе "Пираты XX века", "Акванавты", "Через тернии к звездам" и многих другие. Карпичев, например, был дублером Ихтиандра в фильма "Человек-амфибия".

Карпичев Владимир Григорьевич


   Кроме того, Владимир Карпичев известен и как писатель. Наибольшую популярность ему принесла книга "Курс к опасности". В ней автор повествует об истории развития водолазного дела; о захватывающем, порой трагическом, пути в глубину; о сложных аварийно-спасательных операциях на пароходе "Адмирал Нахимов", на линкоре "Новороссийск" и о работе спасателей-глубоководников в Арктических и Тихоокеанских широтах, на Балтийском и Черном морях с подводными лодками, кораблями и ледокольным флотом; ну и конечно же о профессиональных подводных киносъемках.

Карпичев Владимир Григорьевич

www.rtc.ru

 

*   *   *

Владимир Карпичев - человек-легенда

«...Говорят, что красота жизни определяется тем, что после нее остается» Н.В. Эльштейн.

    В Санкт-Петербурге с 17 по 19 ноября 2006 года проходил Второй Парад подводного кино - «Аквафильм». Организатор Парада Владимир Иннокентьевич Лютов пригласил французских коллег-создателей подводных кинофильмов для участия в демонстрации их произведений. Приехали Андрэ Лабан, друг и сподвижник Жана-Ив Кусто, Даниэль Мерсье - Президент Всемирного фестиваля подводных изображений и Кристиан Петрон - подводный кинооператор.

   Французские коллеги обратили внимание, что в кинотеатре «ПИК», где проходил показ фильмов, в этот раз отсутствовал наш неутомимый создатель подводных киносъемок Владимир Григорьевич Карпичев. Им объяснили, что Владимир Григорьевич болеет. Председатель «Ассоциации водолазов России» Александр Викторович Демидов организовал нам с В.Г. Карпичевым встречу.

   На квартире у В. Г. Карпичева нас ждали. Владимир Григорьевич встретил нас улыбкой лежа в постели. В комнате стоял стол со всевозможными закусками, и его супруга Ольга Владимировна угощала нас кофе и чаем. В.И. Лютов и я напомнили французским коллегам о деятельности Владимира Григорьевича в создании подводных фильмов на киностудии в г. Ялте. Обаятельная переводчица Олечка переводила с русского на французский. Я напомнил о многочисленных статьях и книгах В.Г. Карпичева, подчеркнув его принципиальность в вопросах защиты водолазного дела в стране. Ольга Владимировна принесла подготовленную к печати рукопись новой книги Владимира Григорьевича, которую он надиктовал уже будучи тяжело больным. Это был подвиг. Уходя, мы все пожелали Владимиру Григорьевичу быстрейшего выздоровления. Я расцеловал Володю и попросил разрешения в ближайшее время приехать и взять у него интервью для моей книги «О войне и службе, о любви и дружбе». Володя и его супруга согласились.

  К сожалению, встреча не состоялась, 2 декабря мне позвонил А.В. Демидов и сообщил, что вчера в 17 часов Владимир Григорьевич Карпичев скончался. В.Г. Карпичев личность легендарная и память о нем будет жить в сердцах многих поколений.

Карпичев Владимир Григорьевич

   Родился он 13 октября 1937 года в поселке Коноша Архангельской области далеко от моря. В школьные годы Володя больше всего любил книги о людях морских профессий. Летом 1954 года после окончания школы он поехал в город Николаев, где познакомился с водолазами. Упросил их спустить его под воду. Этот первый спуск под воду решил его дальнейшую судьбу. Когда через год его призвали в армию, он не раздумывая попросился в водолазы. В Балаклавском водолазном техникуме прошел полный курс подготовки по программе водолазов-глубоководников.

  Владимир Григорьевич рассказал мне, что Нептун несколько раз испытывал его на прочность. Первый раз на Балтике в 1957 году при спуске с аппаратом «ИСА-М-48» в результате разыгравшегося шторма его с силой швырнуло на грунт и он ударился дыхательным мешком о валун. Извлекли его друзья из воды и ужаснулись. Вся голова была в синяках и ссадинах, а изо рта шла кровавая пена. От баротравмы легких Володю вылечили, и он поехал на Север.

  При работе под водой с океанского буксира «Вайгач», во время учения по подъему подводной лодки, Карпичев после выполнения задания решил отдохнуть на понтоне. Неожиданный рывок сбросил его с понтона на глубину, возник общий обжим, кровь хлынула к вискам. Перед глазами заплясал золотисто-огненный раскаленный шар, и он потерял сознание. Его спасло то, что стоявший на пульте управления водолаз быстро отрегулировал подачу воздуха в соответствии с глубиной, а голова Владимира лежала на травящем клапане, что предотвратило его выбрасывание с глубины на поверхность.

   В другом случае на строительстве Новороссийского глубоководного выпуска произошел взрыв. Пострадал он один - обгорело лицо, шея, волосы, а веки склеились. На дежурной машине его отвезли в больницу. Лицо его было настолько ужасным, что девушке-практикантке медучилища при его появлении стало плохо. А при работе на реке подо льдом Карпичев чуть не погиб. Стоящий на сигнальном конце парнишка упустил сигнальный конец и сильным течением Владимира отнесло от проруби. Карпичев сумел задержаться на мелководье и стал водолазным ножом вырезать себе отверстие во льду. Это ему удалось сделать до того, как кончился воздух в акваланге, и он спасся.

Карпичев Владимир Григорьевич

   В 1977 году В.Г. Карпичев возглавил отдел подводных съемок на Ялтинской киностудии. Им были проведены съемки подводных эпизодов к 72 кинокартинам. При этом ни одного несчастья под водой не случилось. Актер А.С. Ростоцкий вспоминает, что начальник специального цеха В.Г. Карпичев каждое свое занятие по безопасности подводных погружений начинал с фразы: «Вода - среда агрессивная». Владимир Григорьевич Карпичев организовал и учебную базу и провел курсы по подготовке специалистов для подводных киносъемок. Всего было подготовлено 56 человек - уникальнейших специалистов, способных воплотить на экране творческие замыслы любой постановочной сложности.

   Возможность использования в подводной съемке самой современной производственной базы и привлечения высококлассного творческого персонала, подготовленного В. Карпичевым, привлекло многих зарубежных кинопродюсеров на Ялтинскую студию. Немцы и югославы, американцы и поляки, все киностудии Советского Союза снимали именно там подводные эпизоды для своих кинокартин. Интересно, что написал о В.Г. Карпичеве мой соученик по ВММА врач-физиолог водолазного техникума Илья Иванович Оскольский. «Одни говорят, что Карпичев - первоклассный водолаз. И это правда. Другие говорят, что Карпичев гидронавт-спасатель. И это тоже верно, потому что в начале шестидесятых годов он принимал участие в спасении и подъеме многих кораблей и судов. Третьи утверждают, что Карпичев гидростроитель. Да, это соответствует действительности, потому что он один из создателей крупнейшей нефтегавани в Новороссийске. Четвертые заявляют, что Карпичев гидрогеолог и гидрогеограф. И опять нельзя ничего возразить. В семидесятых годах Владимир Григорьевич успешно осваивал эти прикладные науки во время геологогеоморфологической съемки шельфа Кавказского и Крымского побережий».

   К этому необходимо добавить, что он искуснейший подводный кинооператор и писатель. Еще в Заполярье он начал собирать материал для первой своей книги «Путь в глубину» (1984 г.) Она была потом переведена на французский язык. Он является автором ряда научно-популярных книг о людях, работающих в океанских глубинах. Среди них: «Водолазы-профессионалы» (1986 г.), «Вкус воздуха» (1993 г.), «Курс к опасности» (2003 г.). Им были написаны «Правила по организации и проведению подводных киносъемок. Требования безопасности» (1988 г.), которые не потеряли значения и в наше время, кроме того, он активно сотрудничает с водолазными журналами «Спортсмен-подводник», «Октопус», «Подводный клуб», «Капитан» и «Подводное обозрение».

   В.Г. Карпичев являлся членом Союза кинематографистов России и Украины, лауреатом Государственной литературной премии Республики Крым (1966 год) за книгу «Вкус воздуха», а также лауреатом литературной премии имени А.П. Чехова (2004 год) за книгу «Курс к опасности». К этому остается добавить, что В.Г. Карпичев великий труженик, классный специалист своего дела и очень скромный человек.

О таких людях неизвестный мне поэт написал так:

Судьба не всех
нас награждает,
А только избранным дает
Достоинств массу,
будто знает,
Что только тот
с лихвой вернет
Другим своей души богатства,
Кто дружбы верность,
чувство братства
По жизни бережно несет.
В ком скромность
с благородством рядом
И чести занимать не надо -
Она с рожденья в нем живет.
Кто к людям добр
и щедр душою,
Трудиться смолоду привык,
Своим трудом всего достиг.
Но в ком поистине гордыни
Как прежде не было - нет ныне.
Таких людей, увы, немного,
Но, к счастью, все же они есть.
Нам повезло. Одной дорогой
Идти с ним выпала нам честь.

Таким человеком-легендой при жизни был Владимир Григорьевич Карпичев. Таким он навсегда будет в памяти покорителей морских глубин.

Автор: Полковник медицинской службы в отставке В. ТЮРИН, врач-физиолог

Морская газета, 2007

Карпичев Владимир Григорьевич

 

«Акванавты» — первый художественный кинофильм, снятый на Базе подводных киносъемок Госкино СССР в Крыму, в котором организации съемок подводных сюжетов была отведена ведущая роль.

 

«Штабная» подготовка

События в фильме в основном развиваются в водах океана. Поэтому потребовалось создать многоцелевой технический комплекс для подводной киносъемки. Начались инженерные поиски и изготовление подводных носителей, отсека, боксов, подводной декорации, механических рыб. Студия приобрела и оснастила оборудованием специальное судно. Водолазный пост превратился в своеобразный штаб и учебный центр. Здесь 38 работников студии прослушали 140-часовой курс по водолазному делу с учетом специфики подводных киносъемок.

Районом съемок на подводной натуре был выбран Тарханкутский полуостров. В прибрежных водах бухты Малый Атлеш удобно было строить сложный комплекс подводных декораций.

Фантастические декорации

Установке подводной декорации предшествовали месяцы напряженной работы: расчеты остойчивости конструкции, промеры глубин моря, пробные съемки, подбор и испытание материалов, монтаж.

Вот как устанавливали декорации станции «Дейтерий–1010». Двадцатитонную металлическую пирамиду высотой 5 и диаметром 15 метров с тремя рабочими отсеками опустили на восьмиметровую глубину. Под водой ее сориентировали по сторонам света, и металлические «ноги» с точностью до дециметра установили на площадке. Затем смонтировали осветительные приборы. На декорацию и вблизи нее установили светильники, так что общая мощность освещения составила 10 киловатт. Впоследствии штормы не раз заносили опоры песком, вымывали под конструкцией воронки и траншеи, но она прочно стояла до последнего дня съемок.

На подводную съемочную площадку был спущен самолет — самый настоящий. Он свое уже отлетал, а теперь пригодился для кино. Мы переместили его под свод тоннеля так, чтобы можно было снимать глубоководные сцены в любое время. В съемках участвовало также судно-носитель «Гидронавт» с глубоководным аппаратом на борту.

Но как создать иллюзию вечной ночи вокруг подводной декорации, как избавиться от солнечных бликов на белых стенах отсеков? Выход найден — устанавливаем над декорацией тент из плотной ткани. Система поплавков, якорей и оттяжек удерживает его в нужном месте. Осветительные приборы усиливают иллюзию вечной ночи океанических глубин.

Для передвижения акванавтов использовались изготовленные в студии подводные носители-скутеры, что-то вроде буксируемых подводных планеров. Скутер сделан из водостойких нержавеющих материалов и оснащен дублирующей системой жизнеобеспечения пилота-подводника. Надежная конструкция и хорошая маневренность позволяют использовать его не только как объект съемки, но и при выполнении подводных работ.

Сконструированного в студии бутафорского ската манту размерами три на пять метров приводил в движение электродвигатель мощностью два киловатта. Механические плавники довольно точно имитировали движение плавников настоящей манты.

Жаркое лето Тарханкута

Большая экспедиция по кинокартине «Акванавты» беспокойным табором выехала с территории Ялтинской киностудии в район Тарханкутского полуострова. Все подготовлено, люди прошли обучение и тренировки, съемочная, осветительная и водолазная техника проверена, испытана, отрегулирована. А предстартового волнения все же избежать не смог.

Фильм сложный, фантастический. По сценарию в нем работают подводники-супермены без дыхательных аппаратов, люди будущего. Более трети фильма снимается под водой. Нам предстоит иногда работать под водой большими группами — до 20 человек.

На роль дублера главного героя приглашен ведущий спортсмен сборной страны, обладающий всеми титулами спортсмена-подводника европейского и мирового ранга. В «Акванавтах» многое в нашем кинематографе создавалось впервые, а опыт каскадерских подводных работ фактически отсутствовал.

Наш приглашенный чемпион — красивый, высокий, светловолосый парень — во время съемок не смог справиться с поставленной перед ним задачей. Три дня безуспешных попыток при хорошем море вызвали волнения в съемочной группе. На четвертый день парень, оставив записку, ранним утром, когда еще лагерь спал, уехал домой в Москву. В записке он указал, что не представлял всей сложности поставленной перед ним задачи, убедился в этом только во время съемок, понял, что дал согласие на непосильную для себя работу, и извинялся перед группой.

Мы были в растерянности. Все понимали, что без подводных кадров фильм не состоится. Но главное, пожалуй, было в другом: мы надеялись на «Акванавтов» как на этапную кинокартину в развитии зарождающегося российского подводного кинематографа.

Новая профессия: каскадер-подводник

День прошел вяло. Вечером ведущий состав группы собрался в штабном домике. Решили, что начнем снимать с самого сложного — с проплывов на подводном планере и скутере. Водолазные носители были уже мной испытаны, мне же предстояло на них и работать. Обсудили план съемок следующего дня и собрались расходиться, когда неожиданно для всех режиссер-постановщик фильма Игорь Вознесенский обратился ко мне:

Владимир Григорьевич, ты профессионал-подводник, выступал на соревнованиях по комплексному подводному плаванию, спортивная закваска, чувствуется, на уровне, и сейчас сложные технические проплывы с аппаратами и носителями все равно придется тебе проводить и выполнять, давай, попробуем сработать во всем комплексе подводных каскадерских работ. Смотришь, может, и создадим новую профессию — каскадер-подводник.

Высказался и смотрит на меня с улыбкой. Все загалдели, поддерживая Игоря. Я молчал. Не ожидал подобного предложения, не думал заниматься подводными трюками и не был готов к ответу. Своих основных забот организатора подводных киносъемок было выше головы, а тут еще это предложение, которое я посчитал несерьезным. Не сказав ни слова, я вышел из домика, ушел в ночную поющую цикадами степь. Горьковато пахло полынью, покойно думалось под черным звездным небом. Теплом дышала утомленная от дневного светила земля, отдыхала.

Я ходил и думал. В сущности, Игорь был прав. Каскадером-подводником может быть только классный профессионал-подводник, владеющий навыками спорт- смена-подводника, с развитым чувством контакта со съемочной камерой и оператором, обладающий знаниями поставленных перед кинематографом задач. Нет этой копилки — каскадером-подводником не станешь, мелкие задачи выполнишь, а по большому счету не сработаешь. Ко всему этому каскадер должен быть художником в душе.

В лагерь я вернулся под утро с твердым решением, что справлюсь с работой. Возникали допол-нительные сложности. Совмещать работу каскадера-подводника и руководителя-подводника очень тяжело, но удобно в смысле безопасности для подводников. Я как объект съемки нахожусь всегда в центре подводных работ рядом с подводниками, они все в поле моего зрения. Физически устаешь сильнее, часто приходится работать на задержке дыхания, но психологически спокойнее, так как могу вовремя прийти на помощь попавшему в аварийную ситуацию подводнику.

Я дал согласие, и мы выехали на съемку в бухту Чуча в район Малого Атлеша.

Внимание! Мотор!

Как каскадеру мне приходилось работать на задержке дыхания без дыхательного аппарата. Это отнимало много энергии.

К вечеру порой уставал до красных кругов перед глазами. Но все-таки хорошего было больше. Какое, например, огромное удовольствие получаешь, летя на подводном скутере!

…Вечером, как обычно, сидим вдвоем с Георгием Зелениным, обсуждаем предстоящие съемки, делаем детальную раскадровку. Завтра во второй половине дня думаем заснять акванавта на подводном скутере у подводного маяка.

Маяк стоит в сквозном гроте, — говорит Георгий. — Под цветным колпаком маяка, изготовленным из органического стекла, установим пятикиловаттную лампу. Свет будет достаточно ярким, так что ориентир будет хорошо просматриваться со скутера. У тебя, Володя, сложная задача. Нужно проплыть на скутере по узкому гроту. Движение акванавта должно быть видимым на фоне горящего маяка. Придется плыть с большой скоростью и на удобном для съемки расстоянии от маяка.

Георгию понравились проходы, и он увлекся дублями. На шестом дубле я врезался в скалу и разбил лицо.

Дубль получился что надо! — с восхищением произнес Зеленин. — Но вот камера опять «засалатила»…

Веха кинематографа

«Акванавты» — особая страница в нашей работе, она, действительно, стала этапной по причине не только большого объема полезного метража, снятого под водой.

Мы убедились в своем умении, в наших возможностях перестали сомневаться даже скептики. Если водолазные работы проводятся в снаряжении с обязательным присутствием специальных средств обеспечения, то каскадерско-подводные работы изменяют границы водолазных понятий. Что в водолазных работах считается аварийной ситуацией, то в работе каскадера — нормой. Нередко искусственно создается сложная аварийная обстановка, посредством которой экран знакомит зрителя с экстремальной средой и людьми, преодолевающими трудности.

На съемках «Акванавтов» приходилось действовать в скоростных проплывах на задержке дыхания без дыхательных аппаратов, нырять на глубину опять же на задержке дыхания, проводить там работу без акваланга, обыгрывать схватки под водой, быть штурманом подводных скутеров и планеров, работать с подводными механическими животными, например, с мантой, плавать в закрытых подводных гротах, где выбрасывание на поверхность не дарит глотка воздуха. Наибольшую сложность представляли кадры, требующие согласованной работы оператора, актеров и нескольких конструкций, например, манты и скутера...

И пусть не все получилось так, как мы хотели, но тогда «Акванавты» убедили всех, что в советском кинематографе есть подразделение, которому под силу подводные съемки сложных художественных фильмов.

К сожалению, База подводных киносъемок, где с 1978 по 1991 годы снимались подводные кадры 72 полнометражных картин, была смыта в одночасье «штормом перестройки».

ww.aquafilm.su

 

На главную страницуу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz