Могила Дрозжина М.М.и Гибшман К.Э.на погосте при церкви Михаила Архангела на Алеховщине


                                                                                                                                                                                                                © 2010 Walkeru

Гибшман К.Э.

ГИБШМАН Константин Эдуардович

( 15 сентября 1887 - 17 марта 1942 )

   Заслуженный артист РСФСР. Известный петербургский комедийный актер, драматург и эстрадный конферансье XX века. Родился в городе Ромны, Полтавской губернии. Происходил из обрусевших остзейских немцев и имел баронский титул и приставку Гибшман-фон.

   В 1904 году проживал по адресу Средняя Подъяческая 15, 1909 году  наб. реки Пряжки 26, 1911 году Офицерская 32, 1913 году 6-я Рождественская 7 (артист). До войны, проживал по адресу ул. Разъезжая 16\18 кв. 22

   Учился в Политехнический институт в Лесном. Получил образование инженера. Там же увлёкся театром. Участник видных театральных экспериментов «серебряного века» и эпохи «театрального Октября», близкий сподвижник В. Мейерхольда, Н. Еврейнова и их окружения. Сценическую деятельность начал в 1905 как актер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Играл роль Первого мистика в «Балаганчике» А. Блока с Пьеро- Мейерхольдом (1906). Покинул этот театр вслед за Мейерхольдом (1907), гастролировал в составе его труппы по юго-западу России: в драме К. Гамсуна «У царских врат» играл Чучельника с Иваром Карено — Мейерхольдом (1908). В петербургском театре-кабаре Мейерхольда «Лукоморье» дебютировал как драматург пародией «Блэк энд уайт, или Негритянская трагедия», с набором якобы английских слов (соавтор поэт П. Потемкин, 1908); в 1910 - 1911 г. ставил и играл ее же в «Доме интермедий» Мейерхольда. Выступал в летних театрах Куоккалы и Терийок (Репино и Зеленогорск), в кабаре «Бродячая собака» (1912-1915) и «Привал комедиантов» (1916- 1919); в группе мастеров студии Мейерхольда на Бородинской (1913).

   Кроме того, был актером «Веселого театра для пожилых детей» Евреинова и Ф. Комиссаржевского (1909); «Невского фарса» В. Лин (1911); Троицкого театра миниатюр А. Фокина (1911-1913); «Кривого зеркала» А. Кугеля и Евреинова (1913), в сезоне 1913 -1914 г.  исполнял свой репертуар чтеца-эксцентрика и заменял конферансье Н. Балиева на просцениуме «Летучей мыши» (Москва). В 1919 сыграл в петроградском «Эрмитажном театре» (руководитель Мейерхольд) главную роль Мужика в пьесе Л. Толстого «Первый винокур» (режиссер Ю. Анненков); тогда же выступал в театре «Студия» и написал для него кукольное урбанистическое обозрение «Цирк». После преобразования «Студии» в Малый драм, театр (1919) играл, в числе других ролей, Трумфа в комедии И. Крылова «Трумф» (режиссер С. Радлов) , выполняя по ходу действия серию кульбитов.

   В 1920-1922- актер театра «Народная комедия», участник цирковых комедий-импровизаций руководителя театра Радлова; играл Нижнего жильца в «Работяге Словотекове» М. Горького, затем Фальстафа в «Виндзорских проказницах» Шекспира и др. В 1926 - 1927 г. исполнил свыше десятка ролей на сцене Ленинградского театра Сатиры (гл. реж. Д. Гутман).

   В 1939 - 1941, не расставаясь с эстрадой, возвратился к Радлову и в руководимом им Театре им. Ленсовета (в «Пассаже») сыграл Робинзона в «Бесприданнице» А. Островского и другие роли. Образцовое мастерство словодвижения, уменье «зеркалить» себя со стороны (терминология Мейерхольда), тонкий музыкальный слух, чувство ритма- все это сообщало непринужденную точность образно-смысловым решениям актера. Главные его творческие достижения принадлежали эстрадному конферансу. Заторможенная эксцентрика и словно бы невольный гротеск определяли ракурсы и оттенки его оригинальной маски, близкой маске маленького человека Ч. Чаплина, потерявшегося на дне жизни, маске, отчасти дополненной туповатым непониманием происходящего вокруг. Удивленно воспринимая причуды судьбы, весьма существенно выраженные в его личных маленьких невзгодах, и неловко пытаясь от них увернуться, его герой мрачновато замыкался в себе, отчуждался от зала: не искал сочувствия, а опасливо сторонился, отступал от зрителей, от объявляемых исполнителей, даже от предметов эстрадного убранства. Он создал переливчатую маску конферансье поневоле.

   Выйдя на просцениум, терялся, пятился, запинался, пробовал в чем-то оправдаться. Спохватывался, косноязычно рекомендовал следующий номер и вздыхал с улыбкой облегчения, спешил поскорей улизнуть за кулисы, но по пути за что-нибудь цеплялся, путался в складках занавеса, судорожно отбивался от него руками… Словом, возникал смешной и грустноватый образ конферансье «наоборот»: не болтливого и развязного, а испуганного и скованного в слове и жесте. Находки антиконферанса целиком принадлежали ему и преломили в эстрадном плане начала эпического театра Мейерхольда и его школы, пародийные негативы Евреинова, импровизационное самочувствие актера ранних спектаклей Радлова.

Снимался в кино довольно успешно. Им сыграны несколько характерных, запоминающиеся ролей.

Фильмография:

1937-1938 Петр Первый :: Буйносов
1937 Женитьба
1936 Юность поэта :: Кошанский Николай Федорович профессор российской словесности
1934 Поручик Киже :: Обер-лекарь
1933 Иудушка Головлев :: эпизод (нет в титрах)
1928 Золотой клюв
1923 Торговый дом "Антанта и К" (короткометражный)

 

   С началом войны, ушёл добровольцем. Красноармеец 7 армии 4 РАБ. Потом попал во фронтовую бригаду артистов, где выступал вместе с женой Гибшман К.С. и дочерью Гибшман И. К. - которых чудом удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Зимой 1942, во время переезда с концерта на концерт был ранен. Лечился в госпитале в селе Алеховщина. Рана заживала плохо, он торопился на фронт, но организм был очень ослаблен. Умер от приступа бронхиальной астмы в госпитале за шахматной доской, во время игры.

ЦАМО н.ф 58 н.оп.81883 н.и.и. 73

Титры

 Литература:

Флит А. Божественные конферансы // Жизнь искусства. 1923. № 17. С. 18-19;
Владимиров А. Эстрадный дневник // Рабочий и театр. 1934. № 21. С. 16;
Дорохов А. Художник просцениума // Там же. 1935. № 7. С. 22;
Воображаемый концерт: Сб. статей. Л., 1971;
Золотницкий Д. Зори «театрального Октября». Л., 1976;
Тихвинский Вл. Минуты на размышления. М., 1978. С. 131.
Марков П.А Театральна энциклопедия // Советская энциклопедия, М., 1965
Уварова Е.Д. "Эстрада России. ХХ век." М.,2004

Титры

Титры

Титры

Титры

Титры

Титры

 

 

http://www.kino-teatr.ru/

 

 

ДРОЗЖИН Михаил Михайлович

( 1 июля 1907 - 18 октября 1941 )

   Первый в СССР актер-кукольник получивший звание Заслуженный артист РСФСР (1939). Родился в семье художника, ювелира. Отец - Дрозжин Михаил Иванович, потомственный почетный гражданин, купец. Имел магазин золотых и серебряных изделий. Проживали по адресам: Апраксин переулок, 20 (1907), Караванная 24 (1917). После октябрьского переворота, всё имущество экспроприировано. 6 сентября 1918 года, в "Красной газете" начали публиковаться списки заложников. Позже он был расстрелян в Петропавловской крепости.

   Судьба благосклонно отнеслась к сыну. Не последнюю роль, сыграло покровительство друга отца - известного артиста и руководителя Александрийского театра, Юрия Михайловича Юрьева, который был многим обязан семье Дрозжиных. После гибели отца, он взял опеку над его сыном, взял его себе в ученики. И уже в 1928 тот дебютировал в Ленинградском театре марионеток под руководством Евгения Деммени, с которым у него складываются очень хорошие, дружеские  отношения.

   В спектакле "Гулливер в стране лилипутов" автор Елена Яковлевна Данько - он дебютирует в роли Гулливера. В дальнейшем выступал в ведущих ролях в этом театре, как актер-кукловод (первые роли - Жигалин и Дымба в "Свадьбе" Чехова), художник, резчик кукол, режиссер.

   В 1932 году, к отмечавшемуся юбилею Константина Циолковского, им был поставлен кукольный спектакль, посвященный космическим полетам. Он назывался «Ракета СС-1». Текст написали Дилин и Шифман. Спектакль рассказывал о космическом перелете ученого, профессора Гаррата, который на сконструированной им ракете вместе с друзьями спасался бегством из некоего диктаторского государства в СССР. Благодаря консультациям профессора Николая Алексеевича Рынина, научный материал был органично включен в структуру спектакля как в форме прямого рассказа с демонстрацией диапозитивов, так и в виде активного действия. Например, профессор Гаррат рассказывал зрителям о реактивном движении, о ракетах для полетов к иным мирам. Он сообщал, что Циолковский – «...ученый Советской Страны первый открыл это средство добраться до Луны», на экране в этот момент появлялся портрет ученого. Затем перед зрителем проходили этапы космического полета, пассажиры ракеты испытывали перегрузки при взлете, а затем парили в невесомости, наблюдая через иллюминаторы Луну и Землю. По отзывам зрителей, благодаря использованию кукол-марионеток именно сцены невесомости выглядели особенно эффектно. http://epizodsspace.airbase.ru/

   С 1936 был одновременно режиссером, а с 1939 и художественным руководителем Ленинградского совхозно-колхозного театра кукол (пост. "Слуга двух господ" Гольдони и др.).

   В июле 1941 организовал и возглавил 1-ю фронтовую бригаду артистов театра. В сентябре выехал на агитмашине в действующую армию. По ночам он пишет Е. Деммени в Ленинград длинные письма, в частности сообщает подробности быта артистов на фронте: “В среднем три концерта в день. В паузах переезды от четырех до сорока километров... С тех пор, как я произведен в худруки бригады, имел уже несколько стычек с труппой, вопросы этики и дисциплины – вот причины раздоров... Головные боли от тяжелых нервных дум, сырости и сквозняков очень часты, иногда бывают приступы сердечной астмы... Я это тщательно маскирую...” 8-го ноября немецкая армия перерезала последнюю дорогу на Ленинград, бригада актеров оказалась отрезанной от города. “Вот и зима пришла, а мы, как агасферы, находимся в беспрерывном движении. Концерты проходят с большим успехом, но очень холодно. Холодно на душе, холодно в природе, холодно выступать и спать.”

Умер в госпитале, в селе Алеховщина от ангины 18 ноября 1941.

  Писатель В.Тихвинский (1924-1988), работая над книгой об артистах на войне, узнал от Ракова Л.Л. что артисты Дрозжин М.М. и  Гибшмана К.Э, похоронены в селе  Алёховщина. Он отыскал в 70-х годах забытые могилы  на погосте при церкви Михаила Архангела.

   Благодаря его поискам и стараниям, из Ленинграда был привезён и установлен этот скромный надгробный памятник из серого гранита - "Немецкому барону и русскому купцу" - Двум Заслуженным артистам РСФСР. Погибшим на войне от бронхиальной астмы и ангины.

Тихвинский Владимир Наумович “Минуты на размышления”, М.,”Искусство”, 1978 - Из писем М. Дрозжина к Е. Деммени.

 

Выступление фронтовой кукольной бригады

Куклы военных лет

 

http://oas12.com/

На главную страницу

Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz