Могила Гусев П.А. на Красненьком кладбище


                                                                                                                                                                                                                © 2011 WALKERU
Гусев Пётр Андреевич

ГУСЕВ Пётр Андреевич

(  29 декабря 1904 - 30 марта 1987 )

   Народный артист РСФСР (1984). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), профессор (1973). Солист Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, балетмейстер, хореограф, педагог.

   В 1922 г. окончил Петроградское хореографическое училище (ученик A. B. Ширяева и В. И. Пономарёва) и в этом же году  дебютировал в Мариинке. Один из организаторов группы "Молодой балет" (1923). Участник премьеры "танцсимфонии" "Величие мироздания" на музыку Бетховена (1923, балетмейстер Лопухов).

   С 1922 по 1930 года начал вести преподавательскую работу в Ленинградском институте театрального искусства. Так же в Ленинградской государственной эстраде и эстрадном техникуме  с 1925 по 1935 года, Ленинградском хореографическом училище  с 1927 по 1930 года. С 1936 по 1941 года -  педагог Московского хореографического училища. С 1935 по 1945 года - педагог Музыкального театра им. Немировича-Данченко и Станиславского.

   С 1922 по 1935 года, артист Ленинградского театра оперы и балета. Был первым исполнителем ролей: Щелкунчик (1929, балетмейстер Ф. В. Лопухов), Асак ("Ледяная дева", 1927, балетмейстер тот же), Жером ("Пламя Парижа", 1932, балетмейстер В. И. Вайнонен), Джеймс «Сильфида», Иван-царевич «Жар-Птица», Амун «Египетские ночи»,Люсьен ("Пахита"), Борис ("Болт" Шостаковича), Трубадур ("Раймонда"), Голубая птица, Дезире; Кули ("Красный мак"), па-де-дё ("Тщетная предосторожность"), уральский, украинский танцы ("Конёк-Горбунок"), танец египетских акробатов (в опере "Юдифь" Серова, балетмейстер Ф. В. Лопухов).

   Так же с 1932 по 1935 года работал и в Ленинградском Малом оперном театре, где исполнил главные роли в балетах Франц, Пётр «Светлый ручей» Шостаковича и «Тщетная предосторожность». Одновременно работал в качестве учителя в балетном училище. Здесь он изобретал новые движения и поддержки, совершенствуя балетную технику. Также он был первым исполнителем главных ролей в экспериментальных балетах Лопухова — «Ледяная дева» и «Величие мироздания».

   С 1935 года ведущий солист в Большом театре в Москве, танцевал с Галиной Улановой и Майей Плисецкой. Его выступления отличались великолепной техникой прыжков, чистотой хореографического рисунка, выразительностью мимики. Он поражал накалом страсти и грозной силой, в этом был его триумф. С 1935 по 1945 года - педагог Большого театра. Роли: Гирей, Жан де Бриен; Абдерахман ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса" Юровского). Вёл так же большую концертную работу в Ленинграде с О. П. Мунгаловой и Т. М. Вечесловой, в Москве с О. В. Лепешинской.

С 1945 по 1950 года, он — художественный руководитель Театра оперы и балета имени С. М. Кирова - крупнейший мастер классического танца.

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Он исполнил в этом фильме одну из главных партий.

   С 1950 по 1956 года — педагог театра им. Станиславского и Немировича-Данченко В это время он пишет много теоретических статей, преподает, в 1951 году ставит балет Караева «Семь красавиц»

   С 1957 по 1960 года  преподавал в Пекинском хореографическом училище (КНР) - руководитель курсов балетмейстеров. Он один из организаторов балетного театра в Пекине, училищ в Шанхае, Гуанджоу (Кантоне)Постановки: "Лебединое озеро" (1958), "Корсар" Адана и Пуни (1959). С группой учеников-балетмейстеров поставил в Пекине так же балеты: "Красавица рыбка" У Цзу-Цена и  (1959), "Наводнение" Ду Мин-Сина (1960)"Жизель" (1960). Так же он предпринял первые опыты совмещения приёмов европейского и китайского классического танца.

С 1960 по 1962 года  главный балетмейстер Ленинградского Малого театра.

С 1962 по 1966 года - главный балетмейстер Новосибирского театра

   В 1966 году основывает Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона С 1966 по 1983 года — руководитель балетмейстерского отделения кафедры музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории.

Гусев Пётр Андреевич

Партии:
Асак («Ледяная дева» на музыку Э. Грига),
Щелкунчик («Щелкунчик» П.И. Чайковского),
Гирей («Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева)
Абдеррахман и Жан де Бриен ("Раймонда")
Менерс ("Алые паруса" Юровского)
Джемса ("Сильфида" Шнейцгоффера и Нурри)
Иван-царевича ("Жар-птица" Стравинского)
Дезире ("Спящая красавица")
Поставлены балеты:
«Семь красавиц» К. Караева (1952), (Театр оперы и балета им. Ахундова, Баку, 1952, Ленингр. театр им. Кирова, 1953)
"Корсар" Адана и Пуни (Ленинградский театр им. Кирова, 1956; Пекин 1958, Новосибирск 1962)
"Лебединое озеро" (Муз. театр им. Станиславского , 1953, возобновлён 2-й акт; Пекин 1959; Саратов 1978)
"Жизель" (1960, Пекин; 1978, Улан-Удэ)
"Раймонда" (1964, Новосибирск; 1978, Будапешт)
"Ледяная дева" (1964, Новосибирск, по Лопухову)
«Три мушкетёра» В.Е. Бастера (1966, Новосибирск)
"Арлекинада" (1967, ленингр. Камерный балет; 1969, Киевское хореографическое училище; 1975, Ленинградский Малый театр)
"Привал кавалерии" Армсгеймера (1968, Камерный балет; 1975, Ленинградский Малый театр; 1978, Новосибирск; 1979, Пермь)
"Шопениана" (1978, Новосибирск), Гран па из балета "Пахита" (1972, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Автор многочисленных статей в периодической печати, сборниках "Алексей Ермолаев" (1974), "Михаил Габович" (1977), "Воспоминания об Асафьеве" (1976).
Написал предисловия к книгам Ю. Слонимского "В честь танца" (1968) и "Драматургия балетного театра XIX века" (1977).
Сочинения: Новый "Щелкунчик", "СМ", 1966, No 7; Балеты, семинары, сомнения, "Театр", 1966, No 3; Три конкурса балета, там же, 1972, No 6; "Спящая красавица" в сб.: Мариус Петипа, Л., 1971; Главное направление - современность, в сб.: Музыка и хореография современного балета, 1975
 

plie.ru

Снимался в кино

1983, 1986 Анна Павлова | Anna Pavlova (СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция) :: Мариус Петипа роль озвучил Владимир Кенигсон
1953 Мастера русского балета (фильм-спектакль) :: Гирей сцены из балета "Бахчисарайский фонтан"

 

kino-teatr.ru


 

"Он был король поддержки"

news/culture


   Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения танцовщика и хореографа Петра Андреевича Гусева. В историю он вошел не только как один из организаторов "Молодого балета" (совместно с Джорджем Баланчином), первый исполнитель роли Петра в спектакле Федора Лопухова "Светлый ручей" (этот балет, разруганный в газете "Правда" по личному указанию Сталина, был изъят из репертуара) или замечательный партнер Ольги Лепешинской. Петр Андреевич Гусев - еще и блестящий балетный репетитор. Его ученицы и коллеги - балерины Нонна Ястребова и Нинель Петрова вспоминают о том периоде, когда Петр Гусев руководил балетной труппой Кировского (ныне Мариинского) театра.

Балерина Нонна Ястребова: "Он считал себя петербуржцем, но он любил Большой театр"

У Петра Андреевича был принцип, от которого он даже страдал, - он выдвигал молодежь. Он хотел, чтобы приходили новые люди. И всем нам отдавал много сил и времени. Когда, например, он готовил со мной и Борисом Брегвадзе балет "Дон Кихот" в 1947 году - три месяца ушло на репетиции. Работая изо дня в день, мы уже ничего не хотели, ни "Дон Кихота", ничего, мы уже устали. И однажды мы с Борисом сговорились: "Ты скажешь, что у тебя болит спина, а я скажу, что у меня болит колено - очень, очень болит!" Сговорились. Входит Петр Андреевич - засученные рукава, голубая рубашечка: "Ну что, ребята? Пошли?" Мы только заикнулись о своих недомоганиях, а он: "Да-да, все понимаю, пошли-пошли быстренько. Пройдем только первый акт". Начинается репетиция - мы проходим первый акт, второй, третий, вот уже репетиция закончилась, и мы сознаемся, что не хотели работать. Он засмеялся: "Ну что вы! Это же такое удовольствие!"

Когда мы станцевали "Дон Кихот", нам захотелось как-то отблагодарить Петра Андреевича - возможности у нас были небольшие, мы и зарплаты-то еще толком не получали. И помню, стоим мы в огромном комиссионном магазине, заваленном вещами, и выбираем. Я нашла чашу с крышкой, а Борис Брегвадзе - хрустальную вазу. И вот мы такие гордые идем к Петру Андреевичу. Он развязал подарки, посмотрел и говорит: "Ребята, дорогие, мне очень приятно, это очень хорошие вещи, очень красивые, но мне будет намного приятнее, если вы подарите мне свои фотографии и подпишете их". И не взял наши вазы. Вот стоит у меня дома. Напоминает.

Его замечания всегда были меткие, четкие. Никаких длинных нравоучений. Он умел вытягивать из человека то, что в нем было заложено. Вся эта плеяда - Нинель Петрова, Аскольд Макаров, Инна Зубковская, Ольга Моисеева, Алла Осипенко - всех нас Петр Андреевич сделал.

Открою женский секрет: мы все были влюблены в него. Перед репетицией старались реснички подкрасить, чуть-чуть подушиться, чтобы получше выглядеть. А он был очень демократичный, никогда не разговаривал с нами менторским тоном. Он был умный человек, очень образованный, с широким кругозором. Общение с ним оставляло след и в душе, и в мозгу. О "Светлом ручье" он никогда не вспоминал. В этом отношении мы все были молчаливые. Такое было время. Он, например, никогда не говорил о Баланчивадзе (Джордже Баланчине. - "Известия"), ни одного слова. Он просто не мог ничего сказать.

Он считал себя петербуржцем, но он любил Большой театр. Ему нравилось там работать. Ему нравились концерты с Лепешинской. Да, он с удовольствием с ней танцевал. Как танцовщик, он не был, наверное, выдающимся. Ермолаев был, вероятно, лучше. Но он танцовщик, он актер! Он был король поддержки. Так, как держал Петр Андреевич, - так никто не держал партнершу. Никто! Что Лепешинская делала в знаменитом "вальсе Мошковского"? Она бежала к нему на "рыбку", руки держала сзади и... прыгала! И он ловил. В любом положении ловил. И двойные "рыбки" наверху, это же тоже он придумал. Хотя верхние поддержки начал вводить Борис Васильевич Шавров, с Люком они начали немножко шевелить тело. Но это Гусев с Мунгаловой и Лопуховым в "Ледяной деве" втроем сдвинули с мертвой точки весь партнерский танец. Раньше же никогда такого не было. Павел Андреевич Гердт (лучший партнер императорских театров. - "Известия") ходил рядом, кто-то за ручку держал, а если обводил вокруг - это уже было очень хорошо. А вот так, чтобы наверх вытолкнуть, двойную "рыбку" вниз, - это мог сделать только Гусев.

Жизнь его совсем нелегкая была. А эта история, когда балерины Кировского театра написали письмо в Министерство культуры? Приехал чиновник, вызвал сначала Инну Зубковскую, меня, Аскольда Макарова, Бориса Брегвадзе. А после - Дудинскую, Вечеслову, Кириллову... У Петра Андреевича были очень большие неприятности. Его ведь тогда сняли, и он уехал из Петербурга. А из-за чего? Из-за того, что он нас, молодых, ставил в спектакли. Мы за него страдали очень-очень. Но запихнуть нас обратно уже было невозможно.

Балерина Нинель Петрова: "Все женщины были в него влюблены"

Я вспоминаю то время как сказку. Нашему поколению очень повезло, потому что в самом начале творческого пути мы встретили такого человека. Своим становлением мы обязаны ему. Петр Андреевич - изумительный руководитель, репетитор, педагог. У него все потрясающе было организовано. На репетицию все приходили в форме - он был для нас большой авторитет, а женщины просто все были в него влюблены. У нас даже были стишки: "Об этом знаешь ты едва ли, как мы пред зеркалом стояли и как в святом искусства храме все пахло дамскими духами".

Мы работали с душой, чтобы только заслужить его одобрение. При Гусеве у нас были и молодежные спектакли. Артисты писали заявки в худсовет, если там решали, что надо попробовать, - нам давали репетитора, и потом тех, кто справился, ставили в репертуар.

Незадолго до отъезда мы были у него на квартире на улице Росси. Были блины, чудесное застолье, и нам было очень просто и легко. Он обладал замечательным даром - умел быть на равных.

Когда мы провожали Петра Андреевича в Москву, на вокзале от самого его вагона до конца платформы стояла толпа. И все спрашивали: "Что такое, что случилось, кто уезжает?" Поезд ушел, а мы бежали за ним до самого конца.

 

Арабеск в честь столетия

Памяти Петра Гусева

Елена СМИРНОВА

www.kultura-portal.ru

 ...Петр Андреевич Гусев - сподвижник Баланчина (тогда еще Баланчивадзе) в организации "Молодого балета", первый исполнитель роли Петра в роковом спектакле Федора Лопухова - Дмитрия Шостаковича "Светлый ручей". Носитель классического наследия и экспериментатор, ученый-исследователь и педагог-репетитор, выдающийся артист и деятель балетного театра, Петр Гусев всегда был там, где рождалось новое, все, что так или иначе требовало его поддержки. С именем П.А.Гусева связаны такие важные для балета события, как появление первого конкурса в Варне, научные конференции, возрождение старых и забытых спектаклей, становление и развитие профессионального балетного театра в Китае.

Любовью и благодарностью были пронизаны слова легендарной Раисы Степановны Стручковой памяти своего учителя: "Помимо того, что он был блистательным артистом, он был и очень хорошим учителем, знал методику классического танца безупречно. Его классы отличались особой сложностью. Тем не менее он часто шел навстречу каждому и находил время для того, чтобы помочь. В жизни Петр Андреевич был удивительно добрым человеком, очень трудолюбивым и влюбленным в свое дело. Будучи крайне требовательным, он в то же время отдавал все свое сердце тому, с кем работал. С утра и до позднего вечера он не уходил из театра, всегда был рядом с артистами".

В записи была показана часть из восстановленного Гусевым второго акта "Лебединого озера", поставленного для балетной труппы парижской "Grand Opera". Это была авторская постановка, собственный вариант Гусева, но в ней, без сомнения, жила та самая "божественная классика", к которой так трепетно и ревностно относился хореограф.

Гусев побывал руководителем и московского, и ленинградского балета. Несомненно, он знал редакции "Лебединого озера", однако поставленный им самим второй акт не похож ни на одну из известных версий. Его лебеди - не равнодушные птицы, а существа, которые переживают собственную судьбу, живут человеческими чувствами. Редакция Гусева получилась тонкой и выразительной, он сохранил все, что поставил Лев Иванов, но как талантливый режиссер-хореограф вдохнул в знаменитый лебединый акт жизнь. Тем, кто хорошо знаком с творчеством Гусева, легко вспомнить эту постановку по лейтмотиву "склоненного арабеска", пронзающего весь второй акт, начиная с первого выхода лебедей.

Татьяна Гусева привезла из Парижа документы из архива отца, которые никогда и нигде не публиковались. В записях, относящихся к концу 40-х годов, Гусев фиксирует непростой период собственной жизни, отмеченный необходимостью серьезного профессионального противостояния целому ряду оппонентов. Но даже и тогда, когда приходилось, собрав всю волю, отстаивать свои взгляды на развитие театра, Гусев снова и снова признавался в любви к великому чуду классического балета - искусству, которому посвящена жизнь.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz