Могила Велланского Д.М. на Большеохтинском кладбище


                                                                                                                                                                                                                © 2010 Walkeru

ВЕЛЛАНСКИЙ Даниил Михайлович

( 11 декабря 1774 - 15 марта 1847 )

   Действительный статский советник, профессор СПб медико-хирургпческой академии, философ, писатель. (настоящая фамилия - Кавунник). Родился в г. Борзна Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию, а затем - Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1802 отправился в Германию для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам. Огромное впечатление на него произвели лекции Ф.Шеллинга по натурфилософии. В Россию он возвращается убежденным шеллингианцем.

   Защищает докторскую диссертацию "О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии" (на латинском языке, 1808). Первым шеллингианским сочинением в России является работа Велланского "Пролюзия к медицине как основательной науке" (1805), где излагаются основные принципы натурфилософии Шеллинга.

   Платонический элемент в шеллингианстве был также воспринят русским ученым: "В конце 18 и в начале 19 века взошло солнце на горизонте ученого мира, когда Фридрих Шеллинг востановил падшую философию Платона и дал ей величественную, блистательную форму". Платонизм играл существенную роль и в натурфилософских построениях самого Велланского. Он признавал "абсолютную сущность мира" ("идеальный дух"), раскрывающуюся в многообразии явлений действительности и определяющую закономерность связей и отношений этих природных явлений ("общее в природе существует не только как идея как таковая, но и как связь вещей, как их закон"). В познании, по Велланскому, решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая во всех отношениях превосходит чувственные наблюдения и эмпирический опыт. Причем Велланский, критически оценивая эмпиризм, имел ввиду именно научное познание и прежде всего познание мира органической природы.

   Он утверждал, что в исследовании "физиологических предметов" "никакие опыты не доставляют действительного пособия". Необходимо стремиться к постижению универсального единства мира и на этом пути опираться на разум и интеллектуальную интуицию. В истолковании природных процессов Велланский широко использовал принцип подобия, обнаруживая, например, "сродство" в строении физиологических систем различных живых организмов и даже в жизнедеятельности животных и движении планет. Философия, по Велланскому, является "наукой ума", и ее задача состоит в объяснении "сущности всеобщей жизни".

ЛИТЕРАТУРА:
Велланский Д.М. Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб, 1805
Велланский Д.М. Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб, 1836
Философия Шеллинга в России. СПб, 1998

Могила Велланского Д.М. на Большеохтинском кладбище

http://dic.academic.ru/

http://www.rulex.ru/

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz