Могила Славнитского Ю.М. на Большеохтинском кладбище


                                                                                                                                                                                                                © 2010 Walkeru

Славнитский Ю.М.

СЛАВНИТСКИЙ Юрий Михайлович

( 1925 - 2000 )

   Хоровой дирижер. Taлaнтливый музыкaнт и пeдaгoг, выcoкooбpaзoвaнный pуccкий интeллигeнт. Ocнoвaтeль Дeтcкoго xopa Лeнингpaдcкoгo Teлeвидeния и Paдиo. Зacлужeнный дeятeль иcкуccтв Poccии, пpoфeccop, paбoтaл c xopoм c 1955 пo 1988 гoд. Oкoнчил Лeнингpaдcкую кoнcepвaтopию им. H. A. Pимcкoгo-Кopcaкoвa пo клaccу пpoфeccopa Дмитpeвcкoгo Г.A. и acпиpaнтуpу Mocкoвcкoй кoнcepвaтopии у нapoднoгo apтиcтa CCCP  Xaйкинa Б.Э.

   Работал преподавателем дирижирования в Хоровом училище с 13 сентября 1955 – 1 сентября 1961. Ученики по классу дирижирования —  Герасимов Б. М.,  Говоров А. Е.,  Иванов В. Г.,  Комаров В. А.,  Конкин В. Е.,  Королёв Р. З., Митрофанов М. Г., Пучков Ю. Н.

   Oгpoмнoe твopчecкoe нacлeдиe его, xpaнитcя в фoнoтeкe Пeтepбуpгcкoгo paдиo, издaнo в мнoгoчиcлeнныx нoтныx издaнияx, вoплoщeнo в paбoтe eгo учeникoв и пocлeдoвaтeлeй..

Мемуары: Юрий Славнитский. Музыкант Божьей милостью : мемуары / [авт.-сост. Е. П. Киянова]. - СПб. : Композитор, 2004. - 193, [2] с., [16] л. ил. - Именной указатель: с. 189-193. - 1000 экз. - ISBN 5-7379-0244-7

 

*   *   *

История детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга.

Отрывки из книги "Юрий Славнитский.
Музыкант Божьей милостью"

ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК:

Осенью 1955 года диктор Ленинградского радио Ростислав Александрович Широких в первый раз произнес: "Объявляется прием детей в возрасте от 7 до 14лет во вновь организуемый хор. Прослушивание будет проходить в доме радио по адресу: улица Ракова, 27. В то время нигде, даже в Москве не решались создать детский любительский коллектив, способный выступать у микрофона перед слушателями всей страны! Инициатором этого нового по тем временам дела был И.Г.Борисоглебский, уже создавший при детской редакции юношеский симфонический оркестр. Приказом № 181 по отделу радиоинформации Управления культуры Ленгорисполкома от 31 декабря 1955 года была утверждена художественная коллегия, призванная руководить работой коллектива. В её состав, кроме девяти музыкантов из числа работников радио, вошёл прославленный дирижер "Кировского" театра С.В. Ельцин! Дело оставалось за "малым" получить "ставки" руководителей хора. В Ленинградском радио их конечно же не было. Тогда старший редактор вещания для детей и юношества И.А. Русакова, горячо поддержавшая идею создания хора, отправилась в Москву. Её там хорошо знали (проработав после окончания института во Всесоюзном радио три года, она оставила о себе добрую память!), и три необходимые ставки были получены. Теперь можно было создавать хор! В назначенный день и час толпы детей с родителями осаждали Дом радио! Дрожа от страха и нетерпения, ждали они, когда настанет их черед войти в класс, где проходил прием в хор.

Экзаменаторы (их было двое) оказались не такими уж страшными. Они спрашивали: "Как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты нам хочешь спеть?" И если, все-таки, от волнения кто-то не мог выжать из себя ни звука, и слезы градом катились по щекам, тот, что был постарше и более суровый с виду, наклонялся к молодому и шептал: "Плачет девочка, жалко, давай возьмем, Юра!" На что "Юра" отвечал: "А как же запоет наш хор?" Потом, видно, сжалившись , обращался к плачущей абитуриентке: "Не плачь, ты еще маленькая, приходи через год и тогда будешь петь у нас!"

Потом, принятые в хор, узнали, что старшего звали Григорий Моисеевич Сандлер, а младшего - Юрий Михайлович Славнитский. Он-то и стал их учителем на долго. А дорогим для них человеком остался на всю жизнь...

ЕГО КОЛЛЕГИ

У Юрия Михайловича скоро появились помощники. Первой в хор пришла - педагог Хорового училища Ленинградской Академической капеллы Елена Евгеньевна Лопатина. Ее особенный, редкий дар проявился в работе с младшими участниками Детского хора. Позднее созданный ею ансамбль получил название "Песенка", и, формально входя в состав хора, приобрел полную самостоятельность. Это был уникальный коллектив, в котором занимались дети с 4-х летнего возраста. В кратчайший срок Елена Евгеньевна умела довести их исполнение до такого профессионального уровня, что "Песенка" блистала на всех концертных эстрадах города, и, конечно же, в эфире. Два раза в месяц слушатели всей страны (по Первой Всесоюзной программе) могли слушать выступления этого ансамбля, всегда с новым репертуаром. Для него специально писали музыку ленинградские композиторы, и делала по заданию редакции аранжировки, сама Елена Евгеньевна Лопатина. Избранные страницы из репертуара ансамбля "Песенка" были изданы в 1995 году издательством "Северный олень" отдельным сборником под названием "В Авиньоне на мосту". Надо добавить, что большинство участников этого ансамбля стали впоследствии музыкантами-профессионалами. А вот повторить подобный коллектив, с уходом из жизни Е.Е. Лопатиной, к сожалению, не смог никто. Именно в этом ансамбле начали использоваться тогда почти неведомые академическим хором приемы "зримой песни" (естественно, в открытых концертах). Эти опыты очень поддерживал Юрий Михайлович, всегда рассказывая о них на свои "открытых уроках", частично же пользовался ими и сам. В качестве концертмейстеров поначалу работали Н. Бронникова, М. Кириллова, М. Вольф. Скоро в хор пришла на постоянную работу концертмейстера Людмила Ивановна Ралко. Она является и сейчас концертмейстером Детского хора ТРК "Петербург". Появилась в хоре, вскоре после его основания, и педагог сольного пения. Им стала Лина Борисовна Архангельская.

В разное время с Детским хором радио работали хормейстеры Кирилл Борисович Никольский, Валерий Всеволодович Успенский. Это были мастера своего дела! В 1968 году хор, в качестве хормейстера, пришел работать Станислав Федорович Грибков, сейчас это художественный руководитель и главный дирижер коллектива...

ДЕТСКИЙ ХОР - ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.

В 1965 году детский хор Ленинградского радио и телевидения (именно так он стал наименоваться теперь) праздновал свой юбилей. Хору исполнилось десять лет - срок немалый! Можно было подводить первые итоги. Именно в этом году в Москве проходил фестиваль музыкального искусства Ленинграда, в котором, среди выдающихся музыкантов и музыкальных коллективов нашего города, был и детский хор Ленинградского радио и телевидения. Обратимся сейчас к статье Д.Б. Кабалевского, напечатанной в газете "Советская Культура" от 16 декабря 1965 года. Высоко оценив Ленинградский союз композиторов, который так много делает для "развития музыкальной культуры молодого поколения", добрую половину статьи Дмитрий Борисович отводил выступлениям в Москве Детского хора Ленинградского радио и телевидения:
"Целое отделение концерта, состоявшегося в Большом зале Консерватории, было посвящено детским песням. Их исполнял первоклассный коллектив высокого профессионального уровня. Художественный руководитель и дирижер хора Ю. Славнитский и его ближайший сотрудник - хормейстер Е. Лопатина - настоящие мастера детского хорового искусства, настоящие педагоги и воспитатели. Каждая минута их общения с хором, будь то на репетиции или в концерте, обнаруживает их большую любовь к ребятам, их умение работать с ребятами, умение вызывать у них живой интерес к искусству и даже к самой черновой репетиционной работе. Требовательность руководителей хора к своим юным воспитанникам основана на уважительном отношении к ним, на доверии к их способностям и возможностям. Истинную радость принесло слушателям выступление младшей группы хора - детища Е. Лопатиной (как умно и тактично, предоставив своим малышам петь без дирижера, она поддерживала их глазами и едва приметным движением руки!). Абсолютная свобода и интонационная точность совсем маленьких участников этого хорика просто удивительна. Вся программа была спета отлично во всех отношениях. Несмотря на то, что хор приехал в Москву не в полном составе, звучал он сочно, звонко, компактно, с абсолютной уравновешенностью групп и голосов. Не могу, в частности, не сказать о великолепном звучании хора а'капелла. Хору Ленинградского радио и телевидения десять лет. За эти годы он заслуженно завоевал право стоять на одном из первых мест среди лучших детских хоров страны." Д. Кабалевский.

Еще одной из самых привлекательных черт этого коллектива был его репертуар - всегда разнообразный и неожиданный. Где же черпал его этот хор? Прежде всего, это были новые произведения ленинградских авторов. Само существование хора вызвало их небывалую активность, ибо у них появилась реальная возможность быть исполненными и исполненными хорошо (см. воспоминания композиторов Г.А. Портнова, О.Н. Хромушина, Колкера, Ж.Л. Металлиди, С.С. Важова, стр. ). Произведения же классические, процент которых в репертуаре все увеличивался, отбирались тоже самым тщательным образом, ибо по этим отдельным, доступным и для исполнителей, и для слушателей произведениям, дети судили о том огромном и прекрасном мире музыки, в который лишь начинали входить. С другой стороны, произведение должно было быть уникальным, не "запетым" другими исполнителями. Самый яркий пример - "Аве Мария" Д. Каччини - открытие Детского хора ленинградского радио (ноты неизвестного тогда в России произведения привез и подарил Ю.М. Славнитскому органист Марк Шахин). Эта молитва, петь которые на русском языке детям тогда запрещалось, вобрала в себя всю глубину и возвышенность духовных песнопений, и стала жемчужиной в репертуаре хора. Ее воздействие на слушателей было так велико! На редком концерте это произведение не повторялось по требованию публики.

ДЕТСКИЙ РАДИОХОР - ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ С ЮРИЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ

В 70-е - 80-е годы творческая жизнь детского хора Ленинградского радио и телевидения становится особенно интенсивной. Теперь выступления хора по радио ленинградцы могут слушать каждую неделю, а раз в месяц его концерты транслирует третья Всесоюзная программа. Ансамбль малышей "Песенка", руководимый Еленой Евгеньевной Лопатиной, становится самостоятельным коллективом, со своим временем в эфире. Станислав Федорович Грибков создает ансамблm старших участниц хора - "Весна". Для всех необходим репертуар, и, надо отдать должное тогдашнему руководителю редакции для детей и молодежи Таисии Михайловне Суворовой, она не жалела средств для приобретения новых произведений ленинградских авторов и создания большого количества аранжировок для столь разросшегося коллектива. К тому же, ей удается получить еще несколько ставок, что дает возможность пригласить, скажем, преподавателя сольфеджио. Сначала им стал В.И. Модель, а затем, в течение многих лет этот класс вел требовательный и строгий педагог, Михаил Васильевич Зайцев.

Т.М. Суворова заботилась и об отдыхе детей: трижды группа хора отправлялась в составе "Поезда Дружбы" в Германскую Демократическую Республику, отдыхали ребята в "Артеке" и "Орленке" - детских здравницах на берегу Черного моря. Но, что не менее важно, Таисия Михайловна полностью доверяла руководителю коллектива, а такое доверие дорогого стоит, ибо дает простор для творчества. В октябре 1978 года Детскому хору Ленинградского телевидения и радио за высокое исполнительское мастерство и активную пропаганду песен советских композиторов для детей было присвоено звание Лауреата премии Ленинградской комсомольской организации.

Ежегодно Юрий Михайлович составлял план работы коллектива. В 80-х годах этот план включал в себя около двухсот названий! Добрую половину хору предстояло выучить, исполнить, записать заново. Среди них отнюдь не только песни! Большое место занимают произведения музыкальной классики. Это как бы "золотой фонд" коллектива, который постоянно пополняется. Много произведений кантатно-ораториального жанра и миниатюр для хора а'капелла. Среди авторов - такие известные композиторы, как Д.Б. Кабалевский, В.Г. Соколов, А.Н. Пахмутова. Но, конечно, по-прежнему первое место в репертуаре хора занимают произведения ленинградских композиторов. Идет время. Меняются вкусы исполнителей и слушателей: иной интонационный строй, ритмы, манера исполнения. Юрий Михайлович, преданный традициям русской музыкальной культуры, сохраняет "костяк" репертуара, особенно в области классической и народной музыки, однако, расширяя его за счет произведений современных авторов. В области же песни, наиболее чутком к веяниям времени жанре, идет навстречу своему, более молодому по возрасту, хормейстеру С.Ф. Грибкову, который включает в репертуар ряд сочинений новых, заявивших о себе авторов. Ищет совместно с редакторами новые, яркие сочинения и Юрий Михайлович...

В 1980 году Детский хор ленинградского Телевидения и Радио (вы, конечно, заметили, что название коллектива незаметно меняется?!) торжественно отпраздновал свое 25-летие. Конечно же, в зале родной Капеллы! Пришли руководители почти всех Ленинградских хоровых коллективов. Съехались гости из многих городов и республик, и среди них - и учителя, и уже оперившиеся и приобретшие известность в музыкальном мире ученики Юрия Михайловича. Зал, как всегда, был переполнен, большую его часть занимали бывшие участники хора. Не будем сейчас останавливаться на официальных поздравлениях - они всегда, более или менее, похожи друг на друга, - а вот среди юмористических куплетов, которых тоже было спето в тот день немало, приведем один, исполненный учениками Юрия Михайловича:
"Не крал чужого ничего!
Все воровали у него!
Аранжировки сеял, как хотел,
Дарил,
Сорил,
Не оскудел! "

Юрий Михайлович был большим мастером аранжировки, особенно для детского хора. На его счету сотни аранжировок, которые разошлись по хоровым коллективам, и их авторство давно забыто. Все, кто когда-либо исполнял произведения в переложении для детского хора Славнитского, в один голос говорят, что петь их удобно, каждый голос выразителен, и, в результате, все превосходно звучит! Притом, рождались они естественно, легко и просто, ибо Юрий Михайлович, великолепно зная специфику детских голосов, исходил из музыкального образа произведения и старался не разрушить его каким-либо идущим от головы приемом.

http://dethorrtv.spb.ru/

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz