Могила Панкова П.П. на Большеохтинском кладбище


                                                                                                                                                                                                            © 2011 WALKERU
Панков Павел Петрович

ПАНКОВ Павел Петрович

(  19 июля 1922 — 20 июля 1978 )

   Заслуженный артист РСФСР (1965). Родился на станции Усть-Ижора Петроградской области. Окончил студию Большого драматического театра им. М. Горького в Ленинграде (1947 г). С 1939 г. - актер Театра им. Ленсовета. во время войны - артист армейского ансамбля, после 1947 - актер Большого драматического театра им. М. Горького, в 1951-1952 - Театра им. М. Н. Ермоловой в Москве, с 1952 г. - вновь в Театре им. Ленсовета и Театре Комедии в Ленинграде у Н.П.Акимова. В 1965 г. по приглашению Г.А.Товстоногова возвращается в Ленинградский академический Большой драматический театра им. М. Горького. В кино снимался с 1939 года.

   Когда Панкова пригласил к себе руководитель Ленинградского театра комедии Николай Павлович Акимов, он стал давать одну большую роль за другой. На этой сцене проявилось во всей красе дарование актёра, его комедийные способности, тонкая ирония. Павел Петрович был из тех артистов, которым надо только выйти на сцену - остальное всё делала природа. Панков не был "человеком с тысячью лиц" или же мастером стремительного перевоплощения.

   Как актёр, он был личность цельная, монолитная. Даже когда случалась "нестыковка" с ролью, его выручала натура. Он любил славу и известность, и они ему были нужны. Как нужно было постоянное одобрение, внимание. А тем более - направляющая рука. Когда после смерти Акимова Павел Петрович пришёл в БДТ, за ним тянулся шлейф славы комического актера. А в новом театре для Панкова началось время переоценки ценностей. В БДТ он показался всем человеком солидным, серьёзным, вежливо-неприступным.

   Мало кто знал, что за внешней неприступностью скрывался острослов и заводила, ярый патриот "акимовского дома". И в новых условиях Панков почувствовал себя неуютно. К счастью, роль, которую он получил, придя в БДТ, и особенно успех, сопутствующий ей, во многом компенсировали потери. Это была ставшей легендой роль Тетерева в "Мещанах" М.Горького. И все же смена "статуса" давалась Панкову нелегко. Его широкой натуре было тесно в чинном храме искусств.

Могила Панков Павел Петрович на Большеохтинском кладбище


   В кино у зрителей шумным успехом пользовалась роль Соседа (в паре с выдающейся комедийной актрисой Анной Лисянской) в комедии "Волшебная сила искусства", где герой Аркадия Райкина навещал свою старую учительницу. Работа пустячковая, но долгие годы актёра узнавали именно по ней. Был и блистательный эпизод в фильме "Черный принц" ("А потом пришел гегемон, и все пошло прахом..."). А в 1976 году на экран вышел фильм "Жизнь и смерть Фердинанда Люса". О Панкове заговорили как об открытии, о новом типаже в кино и т.д. Павел Петрович получил сразу десяток приглашений на новые кинороли, но через год его не стало...

Роли в кино
1978 Расмус-бродяга :: Ленсман - начальник полиции
1978 Особых примет нет | Znaków szczególnych brak (СССР, Польша) :: Шевяков
1978 Однокашники :: Павел Петрович Ежов - управляющий Стройтрестом
1978 Комиссия по расследованию :: Иван Николавич Подоба - представитель главка
1978 Двое в новом доме :: Михаил Кононов - отец Сергея
1977 Собственное мнение :: Иван Степанович Басов - директор завода
1977 За пять секунд до катастрофы :: Кинг :: главная роль
1977 Жена
1976 Театральные истории (короткометражный)
1976 Мое дело :: Лобанов
1976 Меня это не касается :: Новосёлов - "скромный" бухгалтер сырьевого цеха фабрики
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса :: Берг :: главная роль - прокурор
1976 Веселое сновидение, или Смех и слезы :: доктор (как Н.Панков)
1975 Агония :: Игнатий Порфирьевич Манус - банкир, финансист.
1975 Шаг навстречу :: Александр Евгеньевич - главврач - новелла "Всего за 30 копеек"
1975 Принимаю на себя :: Иван Тимофеевич
1975 Меняю собаку на паровоз :: Павел Трофимович - старик, машинист паровоза
1974 Сергеев ищет Сергеева :: Иван Никитич - сосед Юрия, любитель детективов
1974 Врача вызывали? :: Александр Петрович - привередливый больной на дому
1973 Черный принц :: Яков Афанасьевич Пузырин - из "бывших", сын купца Пузырина
1973 Умные вещи :: Барин :: главная роль
1973 За горами, за лесами
1971 Фиеста (фильм-спектакль)
1971 Мещане (фильм-спектакль) :: Тетерев
1970 Путь к сердцу :: Григорий Петрович
1970 Крушение империи :: Родзянко
1970 Волшебная сила (киноальманах) :: Харитон Мордатенков - сосед Сергеевой
1970 Волшебная сила искусства
1969 Смерть Вазир-Мухтара (фильм-спектакль) :: Сипягин
1968 Интервенция :: переводчик
1968 Записки сумасшедшего (фильм-спектакль) :: надзиратель в сумасшедшем доме
1967 Операция "Трест" :: Путилов - 2-4 сер.
1967 Жизнь Матвея Кожемякина (фильм-спектакль) :: Савелий Кожемякин
1966 Чужое имя :: Василий Степанович Буткевич - директор автобазы
1966 Начальник Чукотки :: полковник Петухов - "внутренняя контра"
1966 День приезда - день отъезда (короткометражный) :: Петрусевич
1966 12 стульев (фильм-спектакль) :: инженер Щукин
1965 Римские рассказы (фильм-спектакль) :: Морони - состоятельный жених Леоноры
1965 В родной семье
1965 Похождения зубного врача :: Пётр Чеснокова - отец Сергея
1965 Первый посетитель :: швейцар
1965 Иду на грозу :: директор завода
1964 Зайчик :: актер Журавский
1963 Знакомьтесь, Балуев! :: Федор Фокин
1963 Все остается людям :: Трошкин - бюрократ из жилуправления
1962 Когда разводят мосты :: дядя Илья - (в титрах - А.Панков)
1960 Разноцветные камешки :: культработник
1958 Отцы и дети :: мужик
1957 Степан Кольчугин :: доктор
1957 Смерть Пазухина :: эпизод
1957 Его время придет :: министр
1957 Балтийская слава :: типографский рабочий (нет в титрах)
1955 Овод :: офицер
1955 Дело :: Варравин
1953 Над Неманом рассвет | Aušra prie Nemuno :: немецкий офицер
1949 Александр Попов :: ученик А.С.Попова (нет в титрах)
1949 Академик Иван Павлов :: студент (нет в титрах)

озвучивание
1964 Большие гонки | Great Race, The (США) :: Борачо

архивные кадры
1997 Чтобы помнили... (документальный)
1997 Павел Панков | Фильм 31

кino-teatr.ru

 

* * *



Полузабытый

   Есть забытые актеры. Большей частью они и заслуживают забвения, хотя часто при жизни были удостоены многих почестей и званий и только после физического ухода быстро ушли из памяти зрителей. Есть же полузабытые, недополучившие при жизни то, что полагается, но высоко оцененные театралами, и помнят об этих актерах только истинные зрители, для которых, собственно, и существовал великий русский театр. Среди таких актеров-мастеров я первым назову Павла Петровича Панкова.

   Я сознательно не называю главного театра его короткой жизни. Он и сам не мог его назвать в наших длинных беседах. Пожалуй, только сейчас я попытаюсь ответить на этот вопрос, а он был решающим в его творческой жизни. Первым и последним театром, где служил (будем употреблять это прекрасное слово “служил”, ибо именно оно характеризует русского актера с его именно служением искусству) Павел Панков, был Большой драматический театр имени Горького в Ленинграде, ныне Большой драматический театр имени Товстоногова в Петербурге.

   В том послевоенном БДТ он дебютировал в роли Вожеватова, имея партнерами всех тогдашних корифеев театра – Полицеймако, Софронова, Фрейндлиха, Никритина, Ларикова и дебютантку Ольхину – саму Бесприданницу. Играл Павел Васю Вожеватова весело, отлично оттеняя монументального Ларикова-Кнурова, играл теми же красками, что и Тенин в знаменитом кинофильме. Потом Панков быстро исчез из Ленинграда и возник в Москве в театре имени Ермоловой в спектакле “Ксения”, примечательном дебюте режиссера Андрея Гончарова. Партнершей его была Иветта Киселева, молодая прима ермоловского театра с очень короткой и малоудачной судьбой. Да и Паша Панков в Москве, что называется, не прозвучал.

   И вот снова Ленинград, театр имени Ленсовета, где недолго проработал Николай Павлович Акимов. Проработал немного, но сделал четыре событийных спектакля – “Весну в Москве” Гусева, “Тени” Салтыкова-Щедрина, “Европейскую хронику” Арбузова и “Дело” Сухово-Кобылина, где в роли Варравина выступил Павел Панков. Это была судьбоносная роль в судьбоносном спектакле. Это был, безусловно, лучший послевоенный спектакль Николая Павловича не только по форме, что всегда было сильной стороной этого режиссера, прежде всего блистательного театрального художника, но и по тонко разработанной психологической линии сложнейшей пьесы. Отлично играли актеры Бубликов, Назаров, Таскин, но над всеми царил Панков в роли Варравина. Он создал поистине монументальный, сатирический образ, этакий памятник чиновничьей России.

   Тонкие детали нашли режиссер и актер. Зловещий Варравин уходил из департамента с деревянной лошадкой и мячиком в руках - подарками нежно любимым детям. Таких выразительных актерских деталей было много. Акимов вернулся в Театр Комедии, пригласив туда только одного актера - Павла Панкова. В Театре Комедии был создан новый сценический вариант “Дела”. На первом месте был опять-таки Панков. Он играл много и хорошо. В частности, поручика Ржевского в “Давным-Давно”. Самой значительной ролью стала опять же сатирическая фигура в комедии Аля “Опаснее врага”. Здесь артист поднимался до сатирических высот Салтыкова-Щедрина. И вдругѕ Павел Панков ушел к Товстоногову в Большой драматический театр.

   За год до Панкова то же самое сделал замечательный артист Николай Трофимов. Почему? Во-первых, конечно, невероятная, заслуженная популярность БДТ с постоянными поездками за границу. Во-вторых, и Трофимов, и Панков мечтали о русском классическом репертуаре, который не входил в акимовские планы. И все-таки, с точки зрения театральной этики, поступок обоих был достаточно безнравственным, в особенности со стороны Панкова, хотя расплата была слишком тяжелой, но обо всем по порядку. И Трофимов, и Панков играли премьеру знаменитого творения Товстоногова – горьковских “Мещан”. Трофимов блестяще сыграл Перчихина, став вместе с Лебедевым и Поповой лидером спектакля. Панков хорошо сыграл Тетерева, но не больше. Он поездил по заграницам, снялся в этой роли в кино, а дальшеѕ “Дальше тишина”, как говорится в одной пьесе. Он ввелся в “Горе от ума”. Достойно сыграл Фамусова, еще какие-то эпизоды.

   Но вот начались репетиции шекспировского “Генриха”, и на роль Фальстафа, о которой он мечтал всю жизнь, был назначен другой, менее подходящий актер. То же самое произошло с ролью Городничего в “Ревизоре”. Деликатнейший человек, Панков попросил Товстоногова не назначать его на другие роли в “Ревизоре”. Товстоногов согласился, хотя это было не в его правилах. Кстати, ни “Ревизор”, ни тем более “Генрих” не стали победами Мастера. Пожалуй, сейчас, спустя много лет, я могу объяснить, почему Павел Панков не вошел в обойму любимых актеров Товстоногова. Мастер утверждал, что актеры 19-го века определялись по тому, как они говорили на сцене, а 20-го – как они слушают и воспринимают, оценивают, говоря профессиональным языком. С точки зрения искусства Смоктуновского это, по-видимому, верно, но уже сейчас и Фоменко, и Додин утверждают другое. Увы! Панков не дождался ни Додина, ни Фоменко.

   Он тяжело воспринимал свое положение в товстоноговском театре. Выручало ленинградское телевидение, выпускавшее по пятнадцать-двадцать театральных премьер в год. Панков был одним из премьеров в никому не подчиняемой телевизионной труппе. Он снимался в паре со своим любимым актером Луспекаевым во многих телеспектаклях по пьесам Гоголя, Горького и в разнообразных современных пьесах. Его любимой ролью стал отец Гекльберри Финна в гениальном романе Марка Твена. Он замечательно разговаривал на крупных планах. Будучи одним из самых читающих актеров России, он превосходно чувствовал стиль автора. К нему тянулись люди, потому что он был превосходным собеседником с редким чувством юмора и настоящей человеческой добротой. Наконец, он создал подлинный шедевр в четырехсерийном фильме Бобровского “Жизнь и смерть Фердинанда Люса”. Образ многосторонний, мудрый, на полутонах.

   Началась новая жизнь, зарубцевавшая театральную рану. Панков стал востребован в шеренге лучших артистов России. Его ждал непревзойденный детектив Ниро Вульф, созданный лучшим, с моей точки зрения, автором криминальных романов Рексом Стаутом. В это время Панков скоропостижно скончался. Фильм сняли с Банионисом. Ничего не получилось. Незаменимые были и есть. Павел Панков – один из них.

А. Белинский

fenixclub.com

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz