Артист цирка, буффонадный клоун. Из цирковой династии Мозелей.
Его отец, Захар Мозель до революции работал в знаменитом цирке Чинизелли жокеем. Начинал униформистом, затем ученик,
позже ассистент клоуна – дрессировщика Рибо, акробат эксцентрик с разными
партнёрами, в том числе с Ю. Балановским. В дуэте с Демашем, в жанре буффонадной
клоунады, был Белым клоуном, затем – Рыжим; создал образ весёлого простака. В
60-годы Д. и М. работали главным образом в Ленинградском цирке, где под
руководством Г.Венецианова создали много сатирических клоунад на злободневные
темы. В цирке работали так же его двое приёмных сыновей – Василий Григорьевич Мозель (см. Мозель и Савич)
.....– Дедушка не имел своих детей, только двоих приемных, – рассказывает
артистка. – Дядю Костю им восьмимесячным подбросили в поезд. Он тоже проработал
всю жизнь в цирке. Погиб потом вместе с сыном, спасая животных и реквизит из
горевшего Костромского цирка… А папа мой по происхождению казачонок, родился на
хуторе под Кемеровом. Он был совсем маленький, когда всю его семью посадили на
телеги и куда-то повезли – раскулачивали... Его мама только и успела крикнуть:
«Беги к старшему брату Михаилу в Кемерово!» До города он добежал, но брата так и
не нашел. Беспризорничал на рынке, выудил у деда Гриши из кармана пять рублей.
Так тот и взял его к себе в цирк. Приемный сын освоил у Григория Захаровича
силовую акробатику, эквилибр, джигитовку. Последний навык Василию Мозелю
особенно пригодился в годы войны. Незадолго до нее он присоединился к конному
аттракциону Тугановых. А после нападения фашистов джигиты под началом своего
руководителя Михаила Туганова полным составом ушли на фронт. Поначалу они попали
в конный корпус генерала Доватора. После разгрома корпуса тугановцев перебросили
к генералу Белову. Ловких цирковых артистов включили в специальный отряд
рейдовой разведки. Как вспоминает рассказ отца Ирина Васильевна, разведчики шили
лошадям войлочные башмаки, пробирались в немецкий тыл, по-тихому брали штаб,
забирали документы и уходили. Военный молох пощадил артиста – ему даже
посчастливилось расписаться на стенах рейхстага...
* * *
МОЗЕЛЬ И ДЕМАШ
Начиная с тридцатых годов до Москвы все чаще доходили слухи о талантливых клоунах, выступавших в Сибири, но их имена — Жак и Мориц — ничего не говорили даже знатокам циркового искусства. Как-то в Сибирь поехал один из руководителей циркового дела страны. По его рекомендации клоунов пригласили в Москву. Оказалось, что их настоящие имена Д.П Демаш и Г.З.Мозель. В сороковые годы эти клоуны стали премьерами сначала Московского, а потом Ленинградского цирков.
Родители Джузеппе Паскалиевича Демаша (20.03.1892
- 08.02.1963) — обрусевшие итальянцы — содержали маленький передвижной театр-балаган «Итальянский народный театр братьев Демарко»,
в котором ставили пантомимы из репертуара итальянской комедии масок. В детстве выступал с родителями на улицах ("газировал"), исполнял акробатические номера, играл на музыкальных
инструментах - это и была его актерская школа.
С 1913 года он начал выступать в цирках как Белый клоун, избрав псевдоним Жак.
Сначала работал с разными партнёрами (Гарри, Фабри, Андро, Сим). Мозель в цирке
был униформистом, позже стал служащим у известного клоуна и дрессировщика Ричарда Рибо. Мозель усиленно и систематически занимался акробатикой и вместе с партнером создал комико-акробатический номер.
В 1933 году в одном из сибирских цирков Демаш и Мозель встретились, и Демаш, который углядел в Мозеле талант Рыжего, уговорил его стать Рыжим клоуном. Так образовался дуэт Жак и Мориц. Когда в цирке началась кампания против иностранных псевдонимов, артисты ста ли называть себя настоящими фамилиями.
Демаш выступал в костюме традиционного Белого, нося свой балахон с изысканной элегантностью. На его белом лице выделялись алые губы и брови, одна из которых была трагически приподнята. Клоунский колпачок держался на пышной копне волос. Речь Жака сопровождалась точными, широкими жестами. Он громко произносил фразы, форсируя звук. Персонаж Демаша отличала комическая самоуверенность. С партнером он разговаривал в покровительственном тоне, поглядывая на него чуть свысока. Из-за этой самонадеянности Белый нередко попадал впросак. Обычно он являлся заводилой, то предлагал партнеру попробовать какую-нибудь игру, то испытать новый аппарат.
Мозель, каким он представал на арене, был человеком веселым, непосредственным. Живой, полноватый, небольшого роста Мориц с простодушным лукавством взирал из-под круглых очков без стекол на своего мудрствующего партнера. Его персонаж покорял публику искрящимся юмором и трогательной наивностью. Одет он был в мешковатый костюм, пиджак больше походил на пальто. Галстук ему заменяла цветная веревочка с двумя помпонами на концах. Голову украшала маленькая шляпка. Было ясно, что Мозель не слишком заботится о своем туалете.
Зрителям нравились улыбчивое лицо Рыжего Морица, его напевная скороговорка, его приподня тое настроение. Услышав от партнера то или другое предложение, Мозель с азартом принимался за его реализацию и делал все с таким удовольствием, так увлеченно, что сразу становилось очевидно — он обладает оптимистическим характером. Чем только клоуны ни занимались: и стреляли в цель и, разбив статую, чтобы не иметь неприятностей, становились на ее место. Действовали они, особенно Мозель, всегда необыкновенно органично. Вера в серьезность того, что они совершали, не покидала артистов.
Скоро Демаш и Мозель сделались любимцами ленинградской публики, встали в ряд с наиболее популярными артистами комического плана. Теперь наряду с традиционными антре они начали исполнять и новые и добивались в них успеха. Главный режиссер Ленинградского цирка Г.С.Венецианов свел их тогда с молодыми, но талантливыми литераторами и режиссерами О .Я. Ремезом и А. Белинским. Вместе с клоунами они создавали буффонадные антре на современные темы.
Так, в сценке В.Гальковского «Курс лечения» Мозель, объявив себя больным, получал бесплатную путевку в санаторий, но оказывалось, что он попал в санаторий для нервнобольных. Врач санатория — Демаш — принимался за лечение новенького с таким рвением, что Мозель едва уносил ноги. В антре «Садится — не садится» (автор — Ю. Благов) пижама огромных размеров попадала в стиральную машину и садилась так, что ее не мог натянуть даже человек маленького роста. Случайно среди зрителей оказывался директор фабрики, выпускающей подобные пижамы. Он возмущался, заявлял, что будет жаловаться на то, что срамят руководимое им предприятие. Тогда клоуны вытаскивали его на арену, сажали самого в стиральную машину, и в результате нескольких поворотов рычагов из машины выходил лилипут — в него превращался директор.
Мозель Василий Григорьевич на манеже с 1929,
акробат-эксцентрик в номере приёмного отца - Григория Захаровича Мозеля (см. ст. Демаш и Мозель). В дальнейшем выступал в разл. жанрах: «Силовые акробаты»
(партнёр К. Иванов), «Эквилибристы на першах» (п/р Р. Манукяна). Его партнёр -
Савич Онисим
Григорьевич (28.1.1921-1988), окончил Студию эстрадного иск-ва (1948). Как
клоуны у ковра М. и С. выступали в дуэте с 1953. Особенно ярко исполняли классич.
репризы «Бокс», «Живой и мёртвый» и др. С 1970 работали раздельно. В 1985 Мозель
оставил манеж, преподавал в ГУЦЭИ в классе клоунады, писал репризы, сценарии,
издал книгу мемуаров «Цирк-жизнь моя» (1991).
Его жена - Тамара Васильевна
Мозель (р. 26.6.1933) в цирке с 1953, ассистентка в иллюзионном аттракционе С. Map, с 1962 выступала с собств. иллюзионным номером, затем - инспектор манежа
(1968-91), с 1995 на адм. работе. Их дочь Ирина Мозель (р. 29.12.1952) окончила
ГУЦЭИ (1971) и ГИТИС (театроведч. ф-т, 1982), выступала как гротеск-наездница (ба-летм.
И. Курилов), ас 1976 - с сольным номером «Кармен-сюита» (балетм. К. Ласкари). В
1978-79 с мужем Валерием Михайловичем Борисовым (р. 25.12.1952) исполняла номер
«Па-де-де», сочетающий элементы эксцентрики и танца. В 1980 они подготовили
номер «Ретро» (двойной гротеск). С 1991 Ирина руководит конно-акробатич.
ансамблем «Славяне», в котором участвует её дочь Мария Мозель (р. 16.8.1979). Она
исполняет редкий трюк - прыжок через 3 партнёров, сидящих на лошади.