Могила Саянова В.М. на Богословском кладбище


                                                                                                                                                                                                                © 2011 WALKERU
САЯНОВ Виссарион Михайлович

САЯНОВ Виссарион Михайлович

(МАХЛИН)

16 июня 1903 -  22 января 1959 )

  Писатель, поэт, прозаик. В годы Великой Отечественной войны был военкорром фронтовой газеты «На страже Родины». Ответственный редактор журналов «Ленинград» (1942—1944) и «Звезда» (1945—1946).

САЯНОВ Виссарион Михайлович

   Родился в Сибири, в деревне Иванушкинская, ныне Киренский район Иркутской обл. в семье ссыльных - профессиональных революционеров. Родители были сосланы на каторгу, а потом и на вечное поселение. Его детство прошло на знаменитых Ленских приисках. Был в Красной армии, на советской работе.

   В 1922‒25 учился в Ленинградском университете. Выступил в 1923 как поэт. Активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП. Один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает по преимуществу как лирик. Основатель и руководитель организованной в 1924 году ленинградской литературной группы "Смена", член редколлегий ряда журналов. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири.

   Первый сборник стихов ‒ «Фартовые года» (1926). Герой его стихов, побывал на фронте гражданской войны и вернулся на свой родной завод. В его первых стихах сказалось увлечение "блатной" лексикой. Но он стремится расширить свою лирическую тему путем исторических, главным образом историко-революционных сопоставлений. Поэтому в стихах, составивших сборник "Фартовые года", локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в целом.

   Условный "блатной жаргон" в свою очередь переплетается с высокой пафосной лирикой. В дальнейшем развитии его творчества выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая тему пролетарской революции, он увлекается аналогиями, реминисценциями, отступлениями в прошлое. Его стихи — патетичны и в то же время несколько абстрактны.

   Героика Гражданской войны, атмосфера нового быта выразились в сборниках «Комсомольские стихи» (1928)«Современники» (1929), «Золотая Олёкма» (1934).

   Большое место в его творчестве занимают фольклорные мотивы (цикл «Лукоморье», 1939; повести «Ива», 1939, «Беловежская повесть», 1943). В повестях «Подруга верная моя» (1930), «Остров Мадагаскар» (1933), «Две реки» (1936) разрабатывал тему социалистического строительства.

*   *   *

   Практическая творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о "реализме, романтизме, натурализме" и поэзии. Ценны его работы о символизме и акмеизме. Он стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и футуристической поэтики в новом синтезе.

   Увлечение экспериментом пагубно отразилось на его творчестве: неудачна получилась насквозь условная поэма "Картонажная Америка". Общая культурность обернулась книжностью и литературностью; эмоциональность — эмоциональной заумью; патетика — алогической риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл "Семейная хроника". В этом цикле он дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной семьи в тесной связи с развитием революционного движения.

   Следующий цикл, составляющий книгу "Золотая Олёкма" [1933] в портретах, в песнях, и романсах, в лирических, характерных для него стихах, объединен темой Сибири: старой — капиталистической, хищнической, каторжной, и новой — социалистической, индустриальной. Здесь его освобождается от книжности, псевдокультурности, прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, он работает над использованием фольклора, главным образом эпического.

С 1930 С. выступает и как прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических произведений С. роман о первых русских авиаторах "Небо и земля", положительно оцененный советской критикой.

   В период Великой Отечественной войны 1941‒1945 был в армии, работал корреспондентом фронтовых газет, написал книги «В боях за Ленинград» (1943), «Нюрнбергский дневник» (1948). Романы «Небо и земля» (книги 1‒4, 1935‒54, Государственная премия СССР, 1949), «Лена» (книги 1‒2, 1953‒1955), «Страна родная» (книги 1‒2, 1953‒1956), стихотворный роман «Колобовы» (1955) воссоздают социально-историческую панораму дореволюционной России и становления социалистического общества. С. ‒ автор литературоведческих работ «Современные литературные группировки» (1928), «От классиков к современности» (1929) и др. Произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранный язык. Награжден 4 орденами, а также медалями.

На доме, в котором он жил, по адресу: Чебоксарский пер., 2/9 - установлена мемориальная доска «В этом доме с 1934 по 1959 г. жил писатель Виссарион Михайлович Саянов» 1960. Арх. Васильковский В.С. Мрамор.

САЯНОВ Виссарион МихайловичСАЯНОВ Виссарион МихайловичСАЯНОВ Виссарион МихайловичСАЯНОВ Виссарион Михайлович

Творчество

Сборники стихов
«Фартовые года» (1926)
«Комсомольские стихи» (1928)
«Современники» (1929)
«Золотая Олёкма» (1934)

Поэмы
«Орешек. Невская повесть» (1943)
«Праздник» (1945)
стихотворный роман «Колобовы» (1955)

Повести
«Подруга верная моя» (1930)
«Остров Мадагаскар» (1933)
«Две реки» (1936)
«Ива» (1939)
«Беловежская повесть» (1943)

Романы
«Небо и земля» (1935—1954) - Сталинская премия третьей степени (1949)
«Лена» (1953—1955)
«Страна родная» (1953—1956)

Книги очерков
«В боях за Ленинград» (1943)
«На полях Ленинградской битвы» (1945)
«Нюрнбергский дневник» (1948)
«Ленинградский дневник» (1958)
 

Библиография:
изд. I. Стихотворные сборники: Фартовые года, из, Л., 1926;
изд. 2. "Прибой", Л., [1927];
Комсомольские стихи, изд. "Московский рабочий", М. — Л., [1928];
Современники, Л., 1929;
Картонажная Америка, Поэма, изд. "Прибой", [Л.], 1929;
Современники. Избранные стихи, изд. "Красная газета", [Л.], 1929;
Избранные стихи, ГИХЛ, Л. — М., 1931;
Собрание стихотворений, т. I. Стихотворения 1925—1930, ГИХЛ, Л., 1931;
Семейная хроника, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1931];
Избранные комсомольские стихи, изд. "Молодая гвардия", Л. — М., 1933;
Золотая Олекма, Изд-во писателей в Ленинграде, [Л., 1934];
Избранные стихи, Гослитиздат, [М.], 1934.
Проза:
Подруга верная моя, Повесть, изд. "Прибой", Л., 1930;
Остров Мадагаскар, Повесть, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., [1933];
Олегов щит, [Повесть], идз. "Советский писатель", М., 1934;
Небо и земля, кн. 1, Гослитиздат, Л., 1935;
Истоки литературы: Современные литературные группировки, изд. "Прибой", [Л.], 1928; изд. 3, Л. — М., 1931;
От классиков к современности, изд. "Прибой", Л., 1929;
Очерки по истории русской поэзии XX в., изд. "Красная газета", Л., 1929;
Начала стиха, изд. то же, Л., 1930.
II. Виноградов И., Виссарион Саянов, "На литературном посту", 1930, № 4;
Его же, О художественном методе В. Саянова, "Ленинград", 1932, № 2.
Отзывы: Обрадович С., "Красная новь", 1926, № 6;
Асеев Н., "Печать и революция", 1926, № 4;
Его же, "Новый мир", 1926, № 10; Поступальский И.,
"Красная новь", 1927, № 10;
Светлов М., "Октябрь", 1928, № 9—10;
Поступальский И., "Печать и революция", 1929, № 2—3;
Зенкевич М., "Новый мир", 1929, № 6;
Бескин О., "Красная новь", 1929, № 10;
Левин Л., Оборотная сторона романтика, "Литературная газета", 1931, № 3, 14 янв.;
Мессер Р., "Звезда", 1931, № 1;
Ростовская Н., "Книга — строителям социализма (Худ. литература)", 1932, № 6—7;
Решетов А., "Звезда", 1934, № 4; Мустангова Е., "Литературный современник", 1934, № 9;
Тарасенков А., "Литературная газета", 1934, № 28;
Македонов А. "Литературная газета", 1931, № 54;
Его же, "Пролетарская литература", 1931, № 5—6;
Мустангова Е., "Литературный современник", 1934, № 9;
Гнедина Н., "Художественная литература", 1934, № 4;
Тарасенков Ан., "Художественная литература", 1935, № 5. III.
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Москва , 1928.
(СОСТАВИЛ И. Гринберг)

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Сочинения:
Сочинения. [Вступ. ст. Н. Тихонова], т. 1‒2, М. ‒ Л., 1959;
Ленинградский дневник, М., 1963;
Стихотворения. [Вступ. ст. А. Прокофьева], Л., 1970.
Литература:
Абрамкин В., Лурье А., Творчество Виссариона Саянова, Л., 1959;

САЯНОВ Виссарион Михайлович

 
Хренков Дм., Виссарион Саянов. Путь поэта, Л., 1972;
Левоневский Д., «Был начат в юности поход...» К 70-летию со дня рождения В. М. Саянова, «Звезда», 1973, №9;
Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 7, ч. 2, М., 1972.
( СОСТАВИЛ В. Н. Дмитриевский).

Виссарион Михайлович (1903—1959), писатель.
ПД, ф. 597, 1500 д., 1930—1959.
ГЛМ, ф.163, 6 ед. хр., 1926—1946.
ИМЛИ, ф. 255, 7 ед. хр., 1931, б. д.

*   *   *

   Серьезным шагом в возникновении и формировании будущего Отдела новейшей русской литературы в Пушкинском Доме, явилось начавшееся в 1920-х гг. систематическое собирание материалов, относящихся к русской литературе начала и последующих годов XX века. Туда стали поступать архивы журналов «Звезда», «Новый мир», «Резец», «Земля Советская», «Недра», а также архивы писательских организаций (например, ЛАПП), личные писательские собрания. Они стали заметно пополнять уже принятые ранее на хранение многочисленные архивы, имевшие отношение к началу XX века. Таким образом была создана и в дальнейшем все время пополнялась солидная архивная база огромной научно-культурной ценности. Появилась реальная возможность научного исследования литературы XX столетия.

...Полезную роль сыграл в то время А. В. Луначарский (1875-1933), ставший в 1931-1933 гг. директором Пушкинского Дома. Он был не только писателем, высокоэрудированным знатоком литературы в ее мировом размахе, но и активным литературным критиком, живо откликавшимся на все новое; его высокий пост (Нарком просвещения) помогал ему практически опекать Институт русской литературы (так стал именоваться Пушкинский Дом с 20 июня 1930 г.).

   В 1932 г. при непосредственном участии А. В. Луначарского возник Сектор новой русской литературы, вначале достаточно широкий, включавший в себя весь XIX век, но почти тотчас выделивший из себя в особый подраздел группу, изучавшую «литературу эпохи диктатуры пролетариата» (по тогдашней терминологии); по сути, это и был образовавшийся позднее в 1938 г.

   Отдел новейшей русской литературы (под руководством О. В. Цехновицера), потом, с 1949 г. Сектор советской литературы, а с 1990-х – снова Отдел новейшей русской литературы. Упомянутый Отдел литературы эпохи диктатуры пролетариата просуществовал под таким названием недолго. Его значение заключалось в том, что он организационно оформил группу исследователей в особое подразделение академического института, придав ей определенный статус, что было очень важно и в методологическом смысле: современная литература, ставшая предметом академического изучения, оказывалась таким образом – в глазах научно-культурной и официальной общественности – естественным, неотъемлемым и важным звеном многовекового литературного процесса. Но существование, хотя и кратковременное,

«Отдела литературы эпохи диктатуры пролетариата», имело и негативные последствия – вульгарно-социологический след тянулся за ним долго и задел даже тех из молодых, кто о таком Отделе никогда не слышал. Характерно вместе с тем, что одним из первых организаторов группы, изучавшей литературную современность, был известный в те годы поэт Виссарион Саянов (1903-1959). Он был не только поэт, но и эрудированный критик, литературовед, автор книг «Очерки по истории русской поэзии» (1929), «Начала стиха» (1930), «Современные литературные группировки» (1931); именно ему М. Горький поручил ответственную работу созданной вскоре «Библиотеки поэта», серийного, научно комментированного издания, существующего и поныне. Судя по его работам, В. Саянов не был вульгарным социологом, значит, в какой-то мере не мог не противостоять режиму, установленному в Отделе литературы эпохи диктатуры пролетариата. В 1930 г. он был назначен заведующим Отделом современной литературы; таким образом, он был первым заведующим этого институтского подразделения. Справедливости и точности ради надо сказать, что и в дальнейшем, когда Сектор или Отдел (под разными названиями) переживал не просто трудные, но жестокие времена, связанные с волнами идеологических кампаний, всегда находились люди, так или иначе противостоявшие неблагоприятным тенденциям даже тогда, когда им грозила нешуточная опасность. Так, впрочем, было и во всех других Отделах, хотя и не в такой до предела политизированной степени.

*   *   *

САЯНОВ Виссарион Михайлович

...Особенность той эпохи — в ее непредсказуемой неоднозначности, которую, в частности, иллюстрирует связанный с Саяновым эпизод из выступления Сталина. «Литературная энциклопедия» посмертно рисовала Виссариона Саянова совершенно советским человеком (родился в семье политических ссыльных, работал с Горьким в «Литературной учебе», лауреат Сталинской премии, в 1939—1945 годах был в действующей армии, написал книгу «Нюрнбергский дневник»
и т. д.104 ). Однако даже в панегирическом официозе биографии были важные для советского иерархического общества пропуски. Партийность литератора? Участие в организационных структурах ССП? Награды? Участие в литературных группировках? За внешним благополучием биографии чувствовалась недоговоренность.

В чем дело? В первой половине 30-х Саянов был человеком круга Михаила Кузмина. Он посещал поэта вместе со своей супругой, а за десять лет до встречи за столом зеленого сукна в кремлевском кабинете Сталина произнес «прекрасную», по словам современников, речь на похоронах поэта105 . Саянов не был членом коммунистической партии и очень условно мог быть назван «беспартийным большевиком». Из всего номенклатурного реестра советских писателей Саянов меньше всего подходил на должность главного редактора «Звезды». Сталинское указание на возможность продолжения им работы в журнале в этом качестве соблюдено не будет.
14 августа развернутое постановление ЦК утвердит главредом А. М. Еголина «с сохранением за ним должности заместителя начальника управления пропаганды ЦК ВКП(б)». Еголин и Саянов — несопоставимые величины в номенклатурном мире советской идеологической надстройки. В то же время, вынося выговор редактору «Ленинграда» Б. М. Лихареву «за плохое руководство журналом» и отменяя «как политически ошибочное» решение Ленинградского горкома от 26 июня, ЦК оставил безнаказанным Саянова (не в последнюю очередь потому, что он, как беспартийный, не подлежал партийной ответственности).

Парадокс практического сталинизма и заключается в том, что, заявляя строжайшие требования к журналам, их редколлегиям, главным редакторам, Сталин одновременно неуверенно и мягко допускает возможность руководящей работы для таких людей, как Виссарион Саянов. На долю аппарата выпадала задача ликвидировать и свести на нет подобное несоответствие, довести кадровое решение вопроса до уровня жесткого политического руководства. Что и было сделано через три недели в особом, полувоенного образца, постановлении Секретариата ЦК о редколлегии журнала «Звезда».

Главным редактором был подтвержден Еголин, назначены редакторы журнала по отделам прозы, поэзии, драматургии, искусства, а также критики и библиографии. Имени Виссариона Саянова в этом списке не оказалось106 . Возможно, что за эти три недели была проведена дополнительная проверка поэта по линии МГБ, в ходе которой могла всплыть пламенная речь на похоронах Михаила Кузмина. Абсурдность назначения такого человека на роль перевоспитателя Анны Ахматовой и Михаила Зощенко становилась очевидной.

Из дневника Кузмина (Кузмин М. Дневник 1934 года. СПб., 1998): «Звонил Саяновым. Опять день его рождения» (запись 20 мая 1934 года. С. 51). «Саянов, конечно, клеврет, а Либединский рептилия» («Рептилии и клевреты», 20 октября. С. 126). По воспоминаниям Ольги Гильдебрандт, Виссарион Саянов выступал на похоронах Кузмина в 1936 году: «Говорили: Всев. Рождественский — очень вяло и что-то как о предшественнике Блока, — потом — наш друг Спасский — тоже как-то никак, и замечательно — Саянов. Я очень плакала, и Саянов потом подошел ко мне, обнял и крепко держал» (Там же. С. 154). В 1957 году, незадолго до смерти, Саянов свидетельствовал о Юрии Юркуне в Военной прокуратуре Ленинграда (Там же. С. 368).

http://magazines.russ.ru/

 

*   *   *

...В 1937 году появляется стихотворение советского писателя и поэта Виссариона Саянова «Жюль Верн». Поэтическое творчество Саянова пользовалось огромной популярностью в 20-30-е годы. Поэт родился в далеких сибирских приисках, в Иркутской губернии, на реке Лене и рос среди золотоискателей и авантюристов. Книги Жюля Верна были неизменными спутниками его детства. Дань уважения и любви Саянов отдает французскому романисту в стихотворении, названном его именем.

Виссарион Саянов
ЖЮЛЬ ВЕРН

Я книгу твою запомнил
Про звездный чужой простор,
Где вьется в сиянии молний
Кондор скалистых гор.

Я тех берегов не видывал.
Гремела в ночи труба.
О, как я тебе завидовал,
Неведомая судьба!

И снилась мне ширь заката,
По рваным снастям ползу,
Срезаю концы каната,
Костры стерегу в лесу.

Не знаю в пути преграды,
Орел в облака зовет.
Грустят на заре громады
У края великих вод.

Как яростен рев гортанный,
А берег земли высок!
Но встретился друг нежданный,
Волшебный лесной стрелок.

Не видно в лесах рассвета.
По джунглям слоны бегут.
В тугих парусах корвета
Все ветры земли ревут.

Звенящая в ливнях пестрых,
Как факел луна горит.
Плывет на безвестный остров,
Где сердце земли стучит.

3а то, что ты сделал краше
Страницами дерзких книг
Xолодное детство наше,
Спасибо тебе, старик.

 

*   *   *

  «Вася Теркин на Ленинградском фронте» – литературный персонаж, герой газетных фельетонов родился на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» во время советско-финской войны 1939-1940 годов.

   Его создателями были писатели и поэты Виссарион Саянов, Николай Тихонов, Сергей Вашенцев и художники-карикатуристы Вениамин Брискин и Василий Фомичев. А вот уже потом, Александр Твардовский воспел в своей поэме  Теркина в дни Великой Отечественной войны  и он стал всенародным героем.

*   *   *

"БОЕВОЙ КАРАНДАШ", объединение ленинградских художников и поэтов, выпускавшее литографированные агитационные плакаты и одноимённые сборники сатирических рисунков. Первые плакаты "БОЕВОГО КАРАНДАША" появились в 1939-40 в период советско-финской войны.

   В 1941-45 плакаты "БОЕВОГО КАРАНДАША" (вышло 103 листа тиражом до 15 тыс. экз.) служили военно-патриотическим агитационным материалом. В работе объединения участвовали художники И. С. Астапов, Г. С. Верейский, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, В. А. Серов, Н. А. Тырса, поэты В. М. Саянов, Н. С. Тихонов. Рисунки "БОЕВОГО КАРАНДАША", сопровождавшиеся стихотворными текстами, привлекали своим "лубочным" игровым характером. Лучшие из них увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах города.

*   *   *

 

Виссарион Саянов. (1944)

Направление главного удара

НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ

В начале января 1944 года Говоров поехал на Пулковские высоты. С наблюдательного пункта командира гвардейского корпуса Симоняка он долго разглядывал укрепления врага. День был морозный, солнечный, снежное поле перед нашими окопами казалось вымершим,- необычна была наступившая здесь тишина.

Говоров долго смотрел туда, где начинались строения города Пушкина. Ясно представлялось сейчас, как изменится все вокруг в первые же минуты наступления, как преобразится это безлюдное поле и оживет каждый бугорок, каждая болотная кочка в утро первого боя. Места намеченного соединения двух наступающих армий отсюда не были видны, но Говоров отчетливо представлял в эти минуты тот участок, где должны сомкнуться клещи наступления.

Когда части, наступающие из района Ораниенбаума, сомкнутся с войсками, идущими от Пулковских высот, на направлении главного удара, будет решена только первая задача. От быстроты поворота на юг будет зависеть успех операции. Только взяв Гатчину, выйдут войска Ленинградского фронта на оперативный простор. Кто владеет Гатчиной - тот хозяин положения. После взятия Гатчины противник будет вынужден уйти из-под Мги - ведь у него останется для отхода только одна дорога...

Да, есть в каждой операции свой глубокий внутренний смысл, и судьба Мги будет решена в боях за Гатчину.

- Ко Мге у меня сердце никогда не лежало,- говорил впоследствии Говоров, вспоминая поездку на Пулковские высоты и свои раздумья перед утром первого боя. Узел, где решалась судьба фронта, судьба Ленинграда, был не подо Мгой...

Говоров возвращался в штаб, когда начался артиллерийский обстрел.

- От темпов нашего продвижения зависит судьба Ленинграда. Если стремительно рванемся вперед, враг не сможет вести огонь но городу. Задержимся - и Ленинград подвергнется такому страшному обстрелу, что и представить невозможно, как много будет убито людей и разрушено зданий,- сказал Говоров вечером вызнанным в штаб артиллеристам.

*   *   *

Сталин: «без критики ничего не выйдет».

Жданов: «без критики ничего не выйдет».

Сталин: «без такой критики может сгнить человек. Когда болезнь организма запущена, болезнь запустит лапы глубже». Конспективная запись тезисов доклада Жданова: «Без критики можно загнить. Болезнь пойдет вглубь».

Совпадения заставляют предположить, что конспект, опубликованный Денисом Бабиченко100 , возможно, включает ждановские заметки выступления Сталина.

Вопросы к тексту выступления Сталина

Но не все понятно в сталинском выступлении. После его прочтения остаются вопросы. Свой спич Сталин строит как монолог, который временами переходит в диалог. Его собеседником в определенный момент становится Виссарион Саянов101 , которого Сталин представляет в роли главного редактора.

Когда Саянов оказался редактором журнала «Звезда», если 26 июня 1946 года постановлением Ленинградского горкома ответственным редактором был назначен П. И. Капица102 , а Саянов — лишь членом редколлегии? Похоже, что в редакции толстого журнала создалось недопустимое для советской политической системы двоевластие. Старая редакция во главе с Саяновым продолжала работать, потому что новая редколлегия во главе с Капицей к работе еще не приступила.

Решение Ленинградского горкома о редколлегии «Звезды» оказалось одним из пунктов сталинского обвинения ленинградских партийных властей. Почему оно не было утверждено в Москве? Но до 9 августа редколлегии местных региональных журналов в протокольных решениях Оргбюро — Секретариата, а тем более Политбюро не утверждались. Они утверждались обкомами на местах. Этот пункт обвинения был изобретением последнего часа. Подлинник решения Бюро Ленинградского горкома № 253/2 от 27 июня 1946 года указывает, что выписки были посланы Широкову, Капице и «т. Еголину ЦК ВКП(б)». Последнее подчеркнуто. Секретариат Управления пропаганды ЦК ВКП(б) взял этот вопрос под контроль 1 июля 1946 года с пометкой: «Срок исполнения 7 июля». То есть о ленинградском решении в Москве знали и в течение месяца никакого криминала в нем не видели103 .

Двойное покаяние Саянова (1946, 1948)

Радикальное изменение решения вождя (оставить Саянова — поменять его на партийного культуртрегера Еголина) произошло за считанные дни с 9 по 14 августа. Уже 15-го Виссарион Саянов обратился с письмом-клятвой Сталину. Такой жанр признательной присяги на верность практиковался среди советской элиты.

1

Саянов — Сталину

 

«Дорогой Иосиф Виссарионович,

Невозможно найти слова, которые достаточно полно выразили бы чувство благодарности Вам, живущее в моем сердце. Добрые Ваши слова — самое большое счастье моей жизни. Я не могу, да и до конца дней моих не смогу, вспоминать о них без радостных слез.

Вы спрашивали у меня, есть ли у меня мужество и воля, чтобы вести дальше редакционную работу. Я так был взволнован на собрании107 , что ничего не смог ответить на Ваш вопрос. Позвольте же теперь сказать, что силы для выполнения порученного дела я найду и, если это потребуется, всем своим опытом, знаниями и практической черновой работой буду помогать новому редактору “Звезды”.

Преданный Вам В. Саянов108».

[15 августа 1946 г.] 

 

По-видимому, августовская дата станет роковой годовщиной для всех участников драмы ленинградских журналов. В августе 1948-го Саянов посылает Сталину еще один покаянный отчет. Это рапорт о проделанной работе.

2

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Буду счастлив, если до Вас дойдет прилагаемая к настоя­щему письму книга, которую я передал через окошко Кремлевской комендатуры.

Два года назад на заседании в ЦК, во время обсуждения вопроса о «Звезде», Вы оказали мне незабываемую моральную поддержку.

Ваши слова были особенно дороги для меня, потому что дали мне возможность работать над завершением трех монумен­тальных романов о нашем времени, которым я отдал почти двад­цать пять лет упорного и непрерывного труда.

«Небо и земля» — первый (и самый меньший по объему) из этих трех романов. В ближайшие четыре года я закончу два дру­гих романа.

У каждого писателя своя судьба и свои мечты, я же всегда мечтал только об одном — о счастье трудиться в родной ли­тературе, перед которой Вы поставили такие великие цели.

Мне хочется, чтобы Вы знали, что на решение ЦК я отве­тил так, как ответил бы на моем месте каждый советский чело­век, — неустанным и напряженным трудом.

С чувством глубочайшей преданности и сердечной благодарности

 

В. САЯНОВ — 15.6. 1948 г.»109 .

 

Сталин оценил роман Саянова. «Небо и земля» получит Сталинскую премию 1949 года. Автор перерабатывал это произведение с 1934 по 1954-й — от времен общения с Кузминым через незабываемый эпизод общения со Сталиным. Лучше не скажешь, чем литературная энциклопедия 70-х110 : роман «воссоздает широкую социально-бытовую картину дореволюционной России, процессы становления и развития совет­ского общества».

Выступление товарища Сталина
на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1946 года по вопросу о журналах

«Звезда» и «Ленинград»114 

 

...Теперь, что касается журналов конкретно. Много хорошего дал журнал “Звезда”. Я бы хотел, чтобы Саянов остался в качестве главного редактора, если он берется, если у него хватит мужества действительно руководить боевым таким журналом. Бывает так, что журнал — это почтовый ящик, все что приносят в почтовый ящик — принимают. Чем отличается журнал от почтового ящика? Тем, что плохое откладывает, а хорошее пускает. Если тов. Саянов способен вести дело так, чтобы “Звезда” не превратилась в почтовый ящик и в складочное место, а чтобы “Звезда” был журналом, руководящим писателями, которые пишут, и давал бы ведущую линию направления, я бы выступил за Саянова. Говорят, что у него характер слабый, воли мало. Верно или нет, я его не знаю, а Зощенко пускать нельзя, ибо не нам же перестраиваться во вкусах. Пусть он перестраивается. Не хочет перестраиваться, пусть убирается ко всем чертям115.

http://magazines.russ.ru/

http://bse.sci-lib.com/

http://ru.wikipedia.org/

http://dic.academic.ru/

На главную страницу
Hosted by uCoz


Rambler's Top100
Каталог Ресурсов ИнтернетЯндекс цитированияАнализ интернет сайта Найти: на


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz