ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Шелохонов Пётр Илларионович
                                                                                                                                                                                                                                                                                    © 2014 WALKERU 07.01

Лужское кладбище

Шелохонов Пётр Илларионович

ШЕЛОХОНОВ
Пётр Илларионович

( 15 августа 1929 - 13 сентября 1999 )

 

   Заслуженный артист РСФСР (1979). Актёр театра и кино, режиссер-постановщик. С 1968 − 1999 годах жил и работал в Ленинграде  в театре им. Ленинского Комсомола, театре им. Комиссаржевской и театре им. Ленсовета.

Роли в кино:
1997 Пассажирка
1997 Анна Каренина | Anna Karenina (США) :: Капитоныч - дворецкий Карениных
1992 Ричард II (фильм-спектакль) :: Лорд-маршал
1991 Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа
1989 Село Степанчиково и его обитатели (фильм-спектакль)
1988 Хлеб — имя существительное :: Аким Акимов - кузнец Акимыч
1987 Среда обитания
1987 Моонзунд :: капитан (нет в титрах)
1987 Везучий человек :: сотрудник строительного управления
1986 Последняя дорога :: эпизод
1986 Красная стрела :: Юсов
1985 Софья Ковалевская :: Сеченов
1985 Соперницы :: Семёныч чиновник из Спорткомитета
1985 Контракт века :: министр авиационной промышленности
1984 Две версии одного столкновения :: Гордин
1983 Пятый десяток (фильм-спектакль) :: Василий Никитич - столяр-краснодеревщик, читатель библиотеки
1983 Место действия :: Иван Гаврилович Рябов - секретарь горкома партии
1982 Таможня :: эпизод
1982 Магистраль :: эпизод
1982 Голос :: Леонид Борисович - директор картины
1982 Год активного солнца
1981 Правда лейтенанта Климова :: Николай Максимович Червоненко - старший мичман, боцман
1981 Это было за Нарвской заставой :: Григорий - рабочий
1981 Девушка и Гранд :: руководитель делегации
1981 Две строчки мелким шрифтом | Zwei Zeilen, kleingedruckt (СССР, ГДР) :: эпизод (нет в титрах)
1981 20-е декабря :: Ермолй Евгеньевич Зарудный - эксперт-криминалист (роль озвучил И.Ефимов)
1980 Жизнь и приключения четырёх друзей :: егерь
        1-я серия - "Закадычные друзья. Закадычные враги."
        3-я серия - "Игра с огнем".
        4-я серия - "Кот в мешке". - отец Кати
1980 Синдикат-2 :: Фомичев
1980 Поздние свидания :: отец Лены
1980 В поте лица своего (фильм-спектакль)
1979 Путешествие в другой город :: Фёдор Илларионович - член комиссии на приёмке строительного объекта
1979 Необыкновенное лето :: Драгомилов
1978 Явка с повинной (фильм-спектакль)
1978 Всё решает мгновение :: Матвеев - член спорткомитета
1977 Первые радости :: Арсений Романович Дорогомилов 2-я серия
1976 Меня это не касается :: Панкратов - следователь
1975 Троил и Крессида (фильм-спектакль)
1975 Руки человеческие (фильм-спектакль)
1975 Обретёшь в бою :: Сергеев
1975 Доверие | Luottamus :: Покровский - депутат Государственной Думы, социал-демократ (роль озвучил И.Ефимов)
1974 Ответная мера :: Сергей Иванович Пересада
1973 Опознание
1972 Укрощение огня :: Михаил Карелин - конструктор
1972 Такая длинная, длинная дорога... :: офицер военкомата - старший лейтенант
1972 Гроссмейстер :: Фёдор Матвеевич - друг семьи Хлебниковых
1971 Шутите? (киноальманах) :: председатель колхоза
1971 Холодно - горячо :: Антон Григорьевич Подорожный - писатель
1971 Даурия :: Северьян Андреевич Улыбин - отец Романа
1970 Ференц Лист. Грёзы любви | Szerelmi almok - Liszt (СССР, Венгрия) :: Глинка - русский композитор
1970 Любовь Яровая :: Мазухин
1969 Развязка :: Владимир Семенович Сотников - отчим Ирины
1967 Шаги в солнце (короткометражный) :: Солдат :: главная роль

Театральные работы:
Роли в спектаклях:
1957 А. Маляревский «Поэма о хлебе» (Сеня)
1958 К. Симонов «История одной любви»
1958 У. Шекспир «Гамлет» (студенческий спектакль, Гамлет)
1959 А. Сафронов «Ураган»
1959 Е. Коронатова «Гроза прошла»
1960 А. Пушкин «Дубровский» (студенческий спектакль, Дубровский)
1961 К. Одетс «Золотой мальчик» (Джо Бонапарте, главная роль)
1961 А. Арбузов «Иркутская история» (Виктор, главная роль)
1961 Н. Погодин «Маленькая студентка» (Ларисов)
1961 Ф. Кун «Кредит у нибелунгов» (Клейн)
1962 С. Нариньяни «Опасный возраст» (Майкл)
1962 В. Панова «Как поживаешь, парень?» (Заботкин)
1962 А. Штейн «Океан» (Часовников, главная роль)
1963 Л. Зорин «Друзья и годы» (Державин, главная роль)
1963 А. Штейн «Океан» (Платонов, главная роль)
1963 Н. Вирта «Секреты фирмы Клеменс и сын» (Клеменс)
1963 П. Шено «Будьте здоровы» (Мерикур, главная роль)
1963 Лопе де Вега «Наказание без мщения» (Федерико)
1964 В. Аксенов «Коллеги» (Петр Столбов, главная роль)
1964 А. Андреев «Рассудите нас, люди» (Алексей, главная роль)
1964 А. Чехов «Дядя Ваня» (Ваня, Доктор Астров)
1964 Л. Рахманов «Камень, кинутый в тихий пруд»
1964 М. Эмэ «Третья голова» (Майер, главная роль)
1964 А. Чехов «Вишневый сад»
1965 Э. Радзинский «104 страницы про любовь» (Евдокимов)
1965 В. Вишневский «Бронепоезд 14-69» (Васька Пепел)
1965 В. Лаврентьев «Чти отца своего» (Севка Кичинов)
1965 В. Липатов «Земля не на китах» (Тарас Гымза, главная роль)
1965 А. Чехов «Иванов» (Иванов, главная роль)
1966 А. Чехов «Платонов» (Платонов, главная роль)
1966 А. Вампилов «Прощание в июне»
1966 М. Карим «В ночь лунного затмения» (Дивана)
1966 А. Чехов «Чайка» (Тригорин)
1966 Л. Шейнин «Тяжкое обвинение» (Секретарь ЦК)
1967 А. Чехов «Три сестры» (Тузенбах)
1967 П. Шелохонов «Ленинские чтения» (Ленин)
1967 М. Шатров «Именем революции» (Ленин, главная роль)
1968 Б. Лавренев «Разгром» (Левинсон)
1968 Ю. Эдлис «Вызываются свидетели» (Анатолий Васильевич)
1969 В. Фролов «Что к чему» (Ларионов)
1969 Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (Жоделе, Монфлери)
1969 П. Бажов «Аленький цветочек» (Гончар)
1969 П. Карваш «Святая ночь» (Пастор)
1969 М. Шатров «6-е июля» (Подвойский)
1970 К. Тренев «Любовь Яровая» (Роман Кошкин)
1970 М. Карим «В ночь лунного затмения» (Дивана)
1970 Б. Васильев «А зори здесь тихие»
1971 Ф. Абрамов «Две зимы и три лета» (Лукашин)
1972 А. Арбузов «Выбор» (Королевич)
1973 А. Чехов «Чайка» (Дорн)
1974 И. Зверев «Романтика для взрослых» (Фархутдинов)
1974 Б. Рацер, В. Константинов «Проходной балл» (Николай Михайлович)
1974 Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Бабило)
1974 А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Иов, архиепископ Ростовский)
1976 А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Захарьин-Юрьев)
1977 Н. Думбадзе «Обвинительное заключение» (Исидор Саларидзе)
1977 В. Константинов, Б. Рацер «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (Франц Иосиф)
1978 А. Толстой «Царь Борис» (Князь Голицын)
1978 Р. Нэш «Продавец дождя» (Ной)
1978 Г. Горин «Самый правдивый»/«Мюнхгаузен» (Томас)
1979 В. Розов «Гнездо глухаря» (Судаков, главная роль)
1979 И. Друцэ «Святая святых»
1980 А. Белинский «Пятый десяток»
1980 И. Друцэ «Возвращение на круги своя» (Профессор)
1981 С. Алешин «Тема с вариациями» (Дмитрий Николаевич)
1982 А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Помигалов)
1983 В. Шукшин, В. Белов «Мир дому твоему» (Авинер Козонков)
1983 М. Рощин «Спешите делать добро» (Усачёв)
1984 С. Моэм «Земля обетованная» (Клемент Уинн)
1985 А. Гельман «Зинуля» (Борис Павлович)
1986 Л. Соболев «Рояль в открытом море» (Боцман Нетопорчук)
1986 В. Арро «Круглый стол под абажуром» (Слепухин)
1988 Ф. Шиллер «Коварство и любовь» (Камердинер)
1989 П. Устинов «Фото-финиш» (Сэм, главная роль)
1990 Т. Ружевич «Западня» (Отец Фелицэ)
1990 В. Арро «Трагики и комедианты» (Купец)
1991 В. Арро «Трагики и комедианты» (Урядник)
1991 А. Касона «Дикарь» (Сеньор Ролдан)
1992 Н. Йорданов «Убийство Гонзаго» (Бенволио)
1993 Н. Саймон «Босиком по парку» (Виктор Веласко)
1993 А. Пуккем «Антиквариат» (Йохансон, главная роль)

Режиссёр спектаклей:
1964 Л. Устинов «Недотрога», режиссер-постановщик
1964 В. Гауф «Маленький мук», режиссер-постановщик
1965 В. Тур «Бой с тенью», режиссер-постановщик
1966 Г. Мамлин «Обелиск», режиссер-постановщик
1967 П. Шелохонов «Ленинские чтения», режиссер-постановщик
1966 В. Шаврин «Девушки с улицы Надежды», режиссер-постановщик
1993 И. Лейтнер «Изабелла», Худ. руководитель постановки

 

ТЁТЯ ВИКА

КИНО и ТЕАТР

 

   "Я думаю, что имею полное право писать воспоминания "Мой друг Петр Шелохонов" Петя был моим самым близким другом."
Иван Краско


  
Бывают такие встречи: - Здравствуй! - Привет! И как будто мы знали друг друга всю жизнь. Не просто актеры – скорее, братья. Петя был 29-го года рождения, а я 30-го. Друг друга мы знали до мелочей. Я знал - такие, как Петя Шелохонов, никогда не предадут. Мы всегда были предельно откровенны друг с другом, знали, что все останется между нами.
   Настоящий мужик, талантище… Сколько он сыграл по-настоящему хороших ролей! Впервые увидев Петю на сцене в спектакле «Две зимы и три лета» в театре Ленком, я сразу сказал: «Какой хороший артист!». Тогда мы встретились, и с тех пор были «не разлей вода». На гастролях жили всегда вместе, по-братски. Потом, когда наш статус укрепился, и мы оба получили звания заслуженных артистов, нам давали уже отдельные номера, но все равно - всегда рядом. Нас многое сближало. Рано умерли родители. Я жил с бабушкой, а Петя был беспризорником. Летом 1941 года, одиннадцатилетним мальчишкой Шелохонов оказался в фашистской оккупации: немецкие танки прошли по Белоруси и снесли все: дома, школы, фермы. Все сгорело. Он жил в стогах сена, скрывался в лесу. Его схватили полицаи, но он бежал, получил ранение в лицо, но спасся. После войны мы оба служили на флоте. Еще и поэтому мы отлично понимали друг друга с первой встречи. Увиделись, и сразу возникло это чувство – братья.
И на сцене мы были партнерами. В спектакле «Смерть Иоанна Грозного» из трилогии о царях А. Толстого Петя играл боярина Никиту Романовича Захарьина-Юрьева, а я – Василия Шуйского. Эти персонажи совершенно разного нравственного содержания. Шуйский – придворный интриган, который стремится к власти, а Никита Романович, основатель династии Романовых - благородный князь, который очень любил своего племянника – царя Федора Иоанновича. Его любовь – как бы противовес жестокости Ивана Грозного. Володя Особик, игравший царя Федора, и Петя, игравший Никиту Романовича, в жизни очень уважали друг друга. Поэтому на сцене у них был незримый для постороннего глаза союз. Я видел, что Никита Романович (Шелохонов) старается поддержать царя Федора (Особика), и этот забитый царь видит пример человеческого достоинства в нем, а не в своем отце, Иване Грозном.
   Петя так играл свою роль, что, смотря на него, я даже иногда забывал про свою… В роли Захарьина-Юрьева Петя Шелохонов выразил свое отношение к тому, что происходило в обществе и вокруг нас. Мы не были диссидентами в прямом, обычном смысле этого слова, но в наших душах и мыслях было очень многое… Именно в этой роли Петя выразил свои скрытые чувства. Если свой протест я показывал лишь неприязнью к персоне Шуйского, то у Пети он выражался в удивительном чувстве собственного достоинства, в его бросающемся в глаза благородстве. В пьесе Толстого заложены философские проблемы отношений власти и человека, и в спектакле это тоже присутствовало. Но одно дело теоретически заложить, а другое – сыграть на сцене так, что зрителю передается чувство необходимости свободы, творческой свободы.
   Шелохонов был очень силен в этой роли. Иван Грозный – диктатор, а Захарьин-Юрьев – спаситель. Наш спектакль, поставленный Рубеном Агамирзяном в театре Комиссаржевской, проводил опасные исторические параллели. Иван Грозный делал с людьми то, что впоследствии повторилось при советском строе. И в этой ситуации Шелохонов в роли Захарьина-Юрьева не боялся открыто сказать царю все, что думает, и сам Иван Грозный вынужден был признавать его правоту.
Это было мужество, которое всегда дорогого стоило, а в то время – особенно. Даже в окружении Сталина были такие люди - можно меня уничтожить, но согнуть меня нельзя, свои убеждения я выскажу, чего бы это мне не стоило. Именно так Шелохонов играл свою роль. Воздействие искусства огромно и зрители видели, что подстраиваться - это одно, а вот сохранить себя в таких рабских условиях и не согнуться... Шелохонов нес зрителям свое понимание, свои чувства. Он имел все ос-нования играть именно так эту роль. На гастролях в Иркутске нас пригласили на телевидение. Петя в этом городе в свое время окончил театральное училище и работал в театре. Передача называлась «У нас в гостях актер Петр Шелохонов». Он пришел с друзьями - со мной и Ефимом Каменецким. Разговор шел о наших ролях на ленинградской сцене. Об актерской работе Петра в трилогии о царях мы сказали так: Шелохонов создал образ человека с твердым характером, без слабостей, без пороков. Такой не позволит себя согнуть и направить в погоню за властью и корыстью, ему это не нужно, всё это – тщета для него. А вот жизнь человеческого духа - это вершина. Петя мне потом сказал: «Ты подсмотрел главное, что я играю».
   Так же глубоко Шелохонов играл чеховского Иванова, Платонова в спектакле «Океан», Сэма в постановке Питера Устинова «Фотофиниш» и другие роли. Так он играл и Гамлета. «Быть или не быть?» - это вопрос каждого актера при выходе на сцену. И таким было главное кредо Шелохонова. Он не просто играл свои роли, он действительно становился каждым из своих персонажей. По Шекспиру «актер есть летопись и воплощение своего времени». Зритель не поверит, если я, как актер, что-то изображаю вопреки тому, что исповедую. Но то, что прожито мной, выстрадано - это я передаю зрителю спокойно, уверенно, как это делал Петр Шелохонов, который говорил - «Ничего не надо изображать – надо быть». Актер выходит на сцену и сотни людей в зале замирают и ждут. Актер держит паузу, в его власти - пространство и время. И всё получается, все складывается, и потрясенный зритель ахает – «Вот оказывается как!» Не быть – это трагедия, быть – это великая победа. Нам с Петром Шелохоновым удавалось быть.
   Мы объездили весь Советский Союз с гастролями. Тогда мы не ставили задачу что-то изменить, но помогали людям задуматься. От того, что нас в жизни не устраивало, мы находили спасение в нашем творчестве и в общении друг с другом. Тогда в СССР царили запреты и цензура, основные свободы и права человека были уничтожены, разгромлена церковь, но театры оставались островками живого свободного общения, куда люди могли уйти от неразрешимых проблем советской реальности, получить глоток свежего воздуха. Наши спектакли будоражили умы многих тысяч зрителей.
В 70-х Шелохонов исполнял главную роль Судакова в спектакле «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова, где иронично и верно была показана ложь обещаний о победе коммунизма в СССР. В этой роли Шелохонов показал лицемерие чиновника, который живет двойной жизнью и старается отгородить свою семью от проблем советской действительности, где власти притворялись, что заботятся о народе, а народ притворялся, что работает. В спектакле была и библейская мудрость Экклезиаста, и пародия на суету советской пропаганды, и сарказм «побега в Болгарию» от осточертевшей всем советской уравниловки и распределения благ по блату. В финале с неподражаемой иронией Шелохонов произносил свою последнюю фразу «А вообще, живем мы хорошо!», но зрители, прекрасно воспринимавшие все намеки, правильно понимали эти слова - и зал взрывался аплодисментами.
Я очень любил работу Шелохонова в спектакле по пьесе Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Одному единственному актеру из всех удалось «схватить» этот дух ребячества, фантазерства. Это был Петр Шелохонов. Он играл слугу Мюнхгаузена. Какая у него была прыгающая походка! Это было невообразимо! У него была вообще необыкновенная пластическая легкость, на каждой репетиции он что-нибудь придумывал, импровизировал. Позднее, посмотрев одноименный фильм Марка Захарова, я понял, что именно Петя постиг суть пьесы. Он понял ее жанр и блестяще передавал на сцене весь гротеск и весь пафос духа человеческого.
   На сцене Шелохонов был очень свободным и эмоционально, и пластически. Он никогда не забывал текта, вообще не испытывал каких-либо затруднений на сцене, работая четко и исключи-тельно профессионально – был настоящим АРТИСТОМ. Он всегда помогал партнерам прямо на сцене, увидев их заминки, сложности в игре. Так, в спектакле «Продавец дождя» по пьесе американского автора Ричарда Нэша, заметив напряженность актеров, Петя прямо на сцене тихо сказал: «Вы играете американцев? Зачем?» И все сразу стало на свои места, актеры заиграли естественно, правдиво. Их лица, костюмы, образы, сценические движения - все соединилось в целое, в ансамбль. И я потом с восторгом и легкостью играл свою роль, потому что Петя Шелохонов подсказал: «да не играй ты американца!».
Это мог только большой мастер - и вести свою линию, и видеть всех, кто играет в этот момент рядом с ним. Шелохонов мог на сцене подойти к партнеру, спросить - «А вы кто?» - при этом не меняя рисунка спектакля. На мгновение получалась некая передышка в спектакле и всем становилось легче. Как ему это удавалось – загадка. Он импровизировал, а результатом импровизации становилось то, что он «встряхивал» актера - «ну, будь ты живым! что ты, как муравей, затвердил свою роль?» Петя делал это так естественнно и легко, что зритель ничего не замечал, зритель думал, что так и надо. Были у него и еще свои методы – например, ведет Петя свою роль, а глазами показывает актерам - «Внимание!» Это всем помогало не терять общий ритм спектакля, его дыхание. Или возьмет меня за руку на сцене да как-то повернет по-особенному – оп! - и все пошло дальше легко и по-другому. У него получалось переключать нас прямо на сцене - «Ты не работай, ты живи!». Он удивительно чувствовал партнеров и любил их, помогал им, на сцене был органичен как никто.
   А как Петя мне помог, когда я пробовался на роль грузина в фильме «Колесо любви» Эрнеста Ясана! Я загримировался, побрил голову, приклеил брови и вышел в коридор Ленфильма вместе с Ясаном. Навстречу идет Петя Шелохонов. Я только хотел сказать «Привет, Петруша!», как вдруг, к моему изумлению, он говорит Ясану: «Наконец, вижу настоящего грузина!» Я думаю: «Ох, как он меня ловко разыгрывает!» Думаю: «Ну-ну, подыграю!» А Шелохонов меня спрашивает: «Вы из какого города?» Он рядом стоит и меня не узнает. Я говорю с акцентом: «Из Кутаиси!» Не узнает! И тогда я говорю: «А ты, Петя, все еще в Комиссаржевке?» Он был поражен: «Ты? Иван?!»… Я сразу обрел полную уверенность, был утвержден на роль и уже знал, как я буду ее играть - не без Петиной помощи. Обмануть актера – это редкое дело, счастливый случай.
   Сам Шелохонов умел делать такие розыгрыши, что многие помнят. Еще в 1970-х мы в театре отмечали какой-то юбилей. Поговорили, потом разошлись по группкам. Все тихо. И вдруг возглас «Телеграмма!» Мы удивились: «Откуда еще?» «Куба, Фидель Кастро. Восхищен, жду встречи. Команданте.» Стоял хохот! А потом пошли телеграммы из Кремля, из Вашингтона и даже из Бермудского треугольника. Таких веселых розыгрышей Петя устраивал много. Он по сути своей был народным артистом. И свои дни рождения праздновал обычно на гастролях, организуя все весело, красиво и с безупречным вкусом даже в эпоху тотального дефицита и запретов. Петя был заядлым рыбаком. Однажды он наловил рыбы и договорился с поварами в ресторане, которые приготовили из этой рыбы разные блюда, и Петя устроил нам великолепный пир. Тогда действовал закон о борьбе с алкоголизмом, но какой же стол без спиртного у русского человека? Добыв «запретный плод», Петя еще и не сразу ставил добычу на стол, а разыгрывал нас, заставляя искать напитки в самых необычных местах.
   Чувство юмора у него вообще было потрясающее. Он никогда не унывал. Я не помню, чтобы он занудствовал или на что нибудь жаловался. Даже чихнуть он умел с юмором: «А-А-Ап-тека!». Мы вокруг него хохотали: «Петя, почему аптека?». «Сразу стало хорошо!» - отвечал Шелохонов. Его находчивость меня изумляла. Я даже перенял от него некоторые забавные шутки. Когда Петя забывал какое-нибудь имя или название, он смеялся: «Я тебе потом напишу!», а смеялся он так хорошо!.. С его остроумием связаны некоторые эпизоды, которые трудно забыть. Как-то на гастролях мы жили в гостинице Совета Министров, где в ресторане на каждом столе были таблички: «Не курить!». Мы сели за стол, но официанты нас не замечали, так как мы явно не были похожи на членов Совета Министров. Петя хитро подмигнул мне: «Давай, закурим, сразу подойдут!» - и мы закурили. Мигом подлетели официанты: «У нас не курят!». «Вы говорите неправду - мы же курим!». И Петя с таким обаянием засмеялся, что официанты в ответ заулыбались и нас моментально обслужили. Бескорыстие, преданность друзьям, забота о семье – все это были не пустые слова для Шелохонова. Он был именно таким. Свою жену Людмилу он называл «Людмилая». Никому и никогда он не сделал ничего плохого, злого. Для него это было просто исключено.
   Петя был действительно, реально добрым человеком. Многое он просто дарил. Однажды на дачу ему привезли доски, очень прочные, без сучков, склеенные клин в клин – специальные шведские доски для отделки помещений, тогда – страшная редкость. Я помогал ему эти доски разгружать. И Петя мне говорит: «Сделай ты нормальную дверь в своем дворце», и дает мне несколько этих досок: «Забирай!». Получилась красивая дверь… Такие поступки были очень характерны для него, добрые дела он совершал легко, без натуги и эта черта мне была в нем особенно дорога.
   Я должен сказать, что таких друзей в театре бывает очень немного. Если человек с тобой во многом совпадает - значит, соединяет вас что-то самое главное. Петя Шелохонов – это доброта и, конечно, справедливость, причем именно чувство справедливости у него было особенно обостренным… Он всегда говорил то, что думал. Конечно, это не встречало понимания, ведь в советское время правду можно было сказать только по разрешению. Крамольной правды мы и не говорили, потому что не все знали. Но если Петя видел, что руководство делает что-то, несоответствующее представлениям о честности, порядочности, он говорил всё, что думал, прямо в лицо, добивался правды. Это многим не нравилось. И тогда Шелохонов расплачивался за свою позицию.
   Прямота свойственна людям совестливым и честным, таким, как Сахаров, Ростропович... По Пушкину, честный человек бывает резок, встречая ложь и обман. Если кто-то вел себя непорядочно, нехорошо, Петя мог возмущенно воскликнуть: «Да что они себе позволяют!». К сожалению, у советской власти была особая злопамятность на такие слова. А власть тогда могла всё, человек же – ничего. Петя был слишком откровенен и доверчив, говорил то, что думал, напрямую, чем наживал себе врагов, которые ничего не забывали… Но Петя не держал на них зла, он был выше, благороднее и продолжал делать добро честно и бескорыстно, всегда оставаясь неподкупным и чистым душой.
Петя Шелохонов сильно повлиял на меня и в творчестве. В этом плане я не боюсь сравнить его и Павла Луспекаева. Я начинал в БДТ и первое сильное влияние на меня оказал Луспекаев. Это была мощная личность, мой кумир. Но после Луспекаева именно влияние Шелохонова на меня было самым серьезным. Они оба были уникальными людьми и актерами. На таких личностях и держится театр. Театр Луспекаева, Кирилла Лаврова, Петра Шелохонова, молодого Андрея Краско – это было настоящее, подлинное. Взаимодействие талантов - как переливание крови от актера к актеру, одно из главных условий того, что театр будет жить. Эта удивительная сила, таинственный процесс понятны только нам, актерам. И когда это есть – тогда на сцене во время действия можно импровизировать даже без слов, жестом, движением. Эта помощь актеров друг другу возможна только при полном взаимопонимании, когда «пуд соли вместе съеден», настолько это тонкие вещи... Одного взгляда бывало достаточно, чтобы создать свободу на сцене и вывести весь спектакль на совершенно другой уровень. Но про это никогда не напишут критики – они не побывали на сцене, не побывали «в шкуре» актера и не могут знать про эти нюансы, такие важные для нас, для спектакля.
Незабываемый спектакль «Изабелла» поставили в 1993 году Петр Шелохонов и Кирилл Ласкари. В основу спектакля легли воспоминания еврейской девушки Изабеллы, которая была узницей конц-лагеря Освенцим (Аушвиц) во время Второй Мировой войны. Это была новая тема и новый жанр для театра. На сцене была и пантомима, и танец, и песня, и слезы, и смерть. Шелохонов вложил в эту постановку свою душу и личный опыт выживания в фашистской оккупации – он не понаслышке знал, что пережила Изабелла в концлагере. И вот они встретились в Санкт-Петербурге на премьере спектакля – Изабелла и Петр Шелохонов… Изабелла была потрясена тем, как русские актеры показали ее судьбу. Особенно мощным и выразительным был финал постановки, где Шелохонов создал метафору о подвиге и бессмертии: все погибшие узники концлагеря встают из пепла, выходят из горящих печей сквозь огонь и дым, медленно и торжественно идут в зал, и присоединяются к живым под музыку «Реквиема» Моцарта. Люди, сидящие в зале, рыдали…
   И Шелохонов, и я работали и в кино, и на телевидении. Я даже испытывал некоторую зависть, ведь Петя снимался в фильмах с такими звездами советского и российского кино как Павел Луспекаев, Виталий Соломин, Андрей Попов, Вера Кузнецова, Ефим Копелян, Наталья Фатеева, Николай Гриценко, Елена Сафонова и многими другими. Петя и Кирилл Лавров вместе снялись в 10 фильмах и дружили до конца жизни. В 90-х Петр Шелохонов был партнером таких зарубежных звезд, как Софи Марсо и Шон Бин в англо-американском фильме «Анна Каренина».
   В театрах Ленинграда – Санкт Петербурга Шелохонов исполнял главные роли в спектаклях таких режиссеров, как Питер Устинов, Рубен Агамирзян, Игорь Владимиров. Петя всегда отмечал, как просто и естественно проходило творческое и личное общение с известными людьми, которых он знал. И это очень характерно именно для значительных фигур, больших умов, настоящих талантов. Ведь чем крупнее личность, тем проще человек. Таким был и Петр Шелохонов.

 

На главную страницу

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100 www.ALL-TOP.ru Каталог сайтов OpenLinks.RUКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой ВойныКаталог сайтов Bi0Каталог сайтов Всего.RUТоп100- ПрочееКаталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика