ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Ледин Юрий Янович
                                                                                                                                                                                                                                                                                         © 2014 WALKERU 06.05

Смоленское кладбище

Ледин Юрий Янович

ЛЕДИН
Юрий Янович

( 25 марта 1928 —  10 октября 2013 )

 

   Кинорежиссёр и оператор-натуралист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Географического общества СССР, почётный член Географического общества США, член Союза кинематографистов СПб.

Ледин Юрий Янович

Живёт по сердцу и уму
Светлана ПОДОПРИГОРА

   Юрий Янович - ленинградец, вместе с городом пережил всё, что выпало сотням тысяч блокадников в начале Великой Отечественной. В тринадцать лет остался без родителей... В 1957 году Ледин пришёл на Норильскую студию телевидения. За годы работы в нашем городе Юрий Янович создал около сорока документальных и научно-популярных фильмов о жизни диких животных Севера, сняв их в естественной среде обитания. Эти киноленты отличает глубокое проникновение в тайны поведения животных, большое профессиональное мастерство, высокий художественный уровень. В фильмах Ледина много информативности и жёстокой правды. Но надо быть благодарным оператору, что он не скрыл её oт нас.

   Правда Ледина - любить всё живое, любить землю, любить жизнь. Сначала с фотокамерой, потом с киноаппаратом объезжал он стойбища оленеводов. Что значит быть своим человеком на Севере? Привыкнуть к морозам, ветрам, долгой полярной ночи. Быть постоянно в дороге, забираться в такие места, где человеческий след - уже редкость, а приют в тёплом чуме дороже ночлега в хорошей гостинице. В тундре надо уметь уснуть, зарывшись в снег, не брезговать сырым мясом, мороженой рыбой. Путешественник в этих местах - сам себе доктор; он должен уметь починить кинокамеру, магнитофон, мотор, рацию. Здешний транспорт - оленья упряжка, собаки, лодка, лыжи, подбитые камусом. Ездят в этих краях без дорог, определяясь но сопкам, по звёздам, по ветру, по запаху дыма. Эти науки Ледин освоил. И ещё очень хорошо изучил обычаи коренных народов.

   В последние годы мы можем "активно путешествовать", не покидая дома. В тёплом жилье садимся в кресло у телевизора, и этот волшебный "ящик" переносит нас в джунгли, в пустыню, на дно океана, на Крайний Север. Француз Кусто, немец Гржимек, болгарин Григорьев, англичанин Даррелл - их глазами заглядываем в недоступные ранее тайники природы. В один ряд с великими исследователями по праву встал и Юрий Ледин.

Старик и природа
"С.-Петербургские ведомости" Выпуск № 055 от 27.03.2008

В  Доме кино кинематографисты Петербурга
и России поздравляют режиссера Юрия Ледина  с 80-летием.

   Впрочем, поздравления идут из других стран тоже, поскольку автор более чем сорока фильмов о природе и животных, об экологии и охране окружающей среды Юрий Янович Ледин не только уважаем специалистами во всем мире, но и принят в Почетные члены Национального географического общества США. А о том, что он действительный член Географического общества России, можно и не говорить.

   Умирающего подростка успели эвакуировать из блокадного Ленинграда; подаренный родителями фотоаппарат определил профессию. Ледин стал путешественником, зоологом, экологом, философом, сценаристом, оператором и режиссером. По заказу Гостелерадио Ледин начал работать в 1965 году – снимал фильмы о диких животных Севера, обитателях тундры. Олени, птицы, моржи, морские котики, медведи... всех надо было выследить и приучить к себе, чтобы они правильно и точно исполнили в кадре свою роль.

   Ледин первым в мире на Земле Франца-Иосифа снял белого медведя под водой – и документальную киноповесть «Белый медведь» купили более ста стран. Первым записал «общение» еще не вылупившихся птенцов белых гусей с матерью, поместив микрофон в одно из гнезд на острове Врангеля, – и этот опыт американские ученые повторили только через три года...

   Всю свою жизнь он доказывает, что мир животных гораздо разумнее мира людей, что звери умеют чувствовать. А мы обязаны помнить, что не одни обитаем на Земле. Три года назад он сам стал героем картины Эллы Короленко и Владимира Петухова, снятой на «Леннаучфильме». Думающий и знающий человек в кадре – по-прежнему главная сенсация в кино. Картина получила несколько наград на отечественных и международных фестивалях.

Ледин Юрий Янович

Неистовый человек
25 ноября 2013, 09:29, Норильск

В Норильске вспоминали документалиста Юрия Ледина — автора фильмов о природе Севера Подробнее http://norilsk.rusplt.ru/index/v_norilske_vspominali_ledina.html

В субботу в норильской Публичной библиотеке прошел вечер памяти недавно ушедшего из жизни Юрия Ледина — ленинградца по рождению и норильчанина по духу.

В его норильской трехкомнатной квартире на Металлургов в качестве члена семьи жила белая медведица Айка. Перед его талантом преклонялся заслуженный Зиновий Гердт. Английская королева мечтала вручить ему рыцарское звание. Про него поэт Михаил Дудин написал: «Мне этот Ледин нужен очень, как человечеству всему…»

Документальные фильмы о животных, снятые Юрием Лединым, стоят в одном ряду с лучшими произведениями Кусто и Даррела. «А кругом тундра», «Белый медведь», «Северный морской котик» и десятки других брали самые престижные призы кинофестивалей. Каждый фильм покупали десятки стран. Без предварительного просмотра. Только потому, что их снимал Юрий Ледин.

Сейчас съемками животного мира занимаются десятки киногрупп, где есть режиссер, оператор, сценарист, осветитель, звукорежиссер, бесчисленные помощники. Фильмы Юрия Ледина делали всего два человека — сам Юрий Янович и его верная спутница, ассистент и жена Людмила. Каждый фильм — это минимум полгода автономного существования в Арктике, постоянное преодоление, встреча с диким миром, показанная без купюр. Многое в фильмах Ледина было снято впервые в мире — поведение белого медведя под водой, голоса еще не вылупившихся птенцов, слезы голодного медвежонка.

«Я думал только о хлебе»

Судьба как будто взяла шефство над Юрой Лединым, поздним и единственным ребенком в семье латыша и русской. Домашний мальчик — «гогочка», как его тогда называли  — уже в четыре года научился читать. Особенно его тянуло к книгам о животных. «Книжная любовь» привела в биологический кружок Дворца пионеров. В 11 лет он стал счастливым обладателем фотоаппарата «Турист», что можно считать началом фото- и кинокарьеры. А потом началась война. Блокада. Ежедневные бомбежки. 125 грамм хлеба по карточкам. Смерть отца. Смерть матери…

Ледина и других детей вывозили из блокадного города на катерах под постоянными бомбежками. Потом поездом отправляли вглубь страны, но не все доезжали — умирали. Едва не умер и Юрий Ледин. Полуживого истощенного подростка сняли с поезда в Коврове, отправили в больницу, после которой он оказался в приемнике-распределителе.

– Нравы там были суровые, — вспоминал Юрий Ледин во время встречи с корреспондентом РП несколько лет назад. — Однажды на моих глазах капитан ударил мальчика по голове. Я считал, что так нельзя, ослабшими руками схватил маленький стульчик и ударил офицера в ответ.

Врожденное чувство справедливости тогда едва не сгубило юного Ледина. От побоев его чудом защитили воспитательницы, а потом — от греха подальше — пристроили в ближайшей деревне. Юрий помогал приютившей его женщине по хозяйству, работал в колхозе, ходил в обычную школу. Как и все пацаны, мечтал стать героем, поэтому в 16 лет пошел в спецшколу военно-воздушных сил. Проучился всего год.

– Понимаете, я не мог усваивать материал. Это было страшно, — признавался Ледин. — На занятиях я думал только о хлебе! Пришлось отчислиться и вернуться в Ковров.

Святые и «сдвинутые»

В Норильск Ледин переехал в 1957 году вместе с НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, в котором работал в кино-фотолаборатории. В том же году его, уже снявшего несколько фильмов об Арктике, «переманили» на Норильскую студию телевидения. В северном городе он познакомился с Людмилой. В одну из встреч просто спросил ее: «Будешь со мной ездить?» Она согласилась. И стала не только ассистентом, но и женой.

– Первые поездки не были длительными, максимум месяц, — вспоминал кинематографист. — Да и снятые фильмы спустя годы я стесняюсь фильмами называть. «Деинкубация икры байкальского омуля», «Заготовки сенокоса в Курейке», «Люди огненной профессии», «Будни малой авиации»… Муру всякую снимал.

В 1967 году Ледин сделал свой первый цветной фильм «А кругом тундра», где выступил автором сценария, режиссером и оператором.

Фильм снимали на плато Сыверма на Таймыре. Ледин показал характерный Крайний Север — неяркие цветы во мху, бескрайнюю тундру, множество птиц, стада северных оленей. Кинолента произвела фурор на II всесоюзном фестивале кинофильмов — Ледин завоевал главный приз. Сразу 30 стран купили произведение неизвестного кинематографиста из Норильска. Причем купили не только страны соцлагеря, но и прокатчики из капстран — фильм-то о животных, никакой идеологии.

Каждый год Ледин выпускал новый фильм: «Олененок», «Моржи», «Краснозобая касарка», «На оленьей тропе». В эти годы судьба свела Юрия Ледина с Зиновием Гердтом. С этого момента неподражаемый голос актера сопровождает все фильмы норильского режиссера. Вот как великий актер в книге «Рыцарь совести» описал их первую встречу.

«Однажды, когда я вместе с Центральным театром кукол был в Сочи на гастролях, ко мне прилетел из Норильска один неистовый человек — Юрий Янович Ледин. Попробую его описать. Михаил Светлов, очень остроумный и жутко тощий, о своей худобе говорил так: «У людей — телосложение, у меня — теловычитание». По светловской классификации, Юра — это дроби. Первая мысль, когда он появился в моем гостиничном номере, — успеть накормить. Лихорадочная, сбивчивая, очень заразительная речь. Горящие, в пол-лица, глаза. После нескольких минут знакомства ловлю себя на том, что мы с Юрой держимся за руки и собираемся посвятить всю дальнейшую жизнь защите зверей и птиц.

Ледин — режиссер и оператор, человек беспощадный к себе. Каждый год он едет в экспедицию — снимать. Его группу «сплевывают» на какую-нибудь льдину. Полярный круг остается километрах в трехстах ниже. И там они валяются полгода, чтобы проследить жизнь какой-нибудь заполярной птички или зверя. Это святые, «сдвинутые», как сейчас говорят, люди…»

А вот что говорил о великом актере Гердте великий режиссер Ледин.

– Мы дружили. Зяма удивительный человек: он не только озвучивал, он, по сути, писал тексты. Я могу снять, могу смонтировать, но написать как он, не получалось. Я говорил, что мне вот здесь нужны такие слова. Он делал. Порой в процессе разве что по роже друг друга не били. А орать друг на друга было в порядке вещей. Как вытерпеть, чтобы его — Гердта — по 20 раз заставляли переписывать? А я, пока не видел, что получилось нужное мне, от Зямы не отставал. С огромным трудом, но он сдерживался. И в такие моменты не очень любил меня, но ничего — все эти годы мы работали вместе.

С закадровым голосом Гердта вышел и фильм «Белый медведь», принесший Ледину мировую славу.

Ледин Юрий Янович

Слезы медвежонка

Научно-популярный фильм «Белый медведь» стал итогом многомесячной экспедиции 1975 года на остров Чампа (архипелаг Земля Франца-Иосифа. — Примеч. авт.). Фильм, где главной героиней является медведица Айка, решением госкомитета по кинематографии СССР демонстрировался в кинотеатрах страны. Это единственный случай, когда документальный фильм, сделанный на студии телевидения, целый год не снимали с проката. Ажиотаж был неимоверный — по посещаемости «Белый медведь» ничуть не уступал тогдашнему кинохиту «Адъютант его превосходительства». Зрители более 100 стран посмотрели «Белого медведя», а Ледин стал самым покупаемым автором в СССР.

Вот что рассказывал Юрий Ледин о замысле легендарного фильма корреспонденту РП:

– В 1974 году мы задумали фильм о белых медведях, готовились основательно, даже камеру для подводной съемки планировали взять. Сложность была в том, что я не знал, захотят ли медведи у меня сниматься. Приглашения я им послать не мог. И тогда я случайно увидел передачу, где рассказывали о рождении в зоопарке Николаева малышей белого медведя. Старшего медведица прокусила, а 380-граммовую малышку забрала себе уборщица. Я срочно вылетел в Николаев с целью медвежонка выкупить. Ой, как мне не хотели ее отдавать, но мне удалось Айку привезти в Норильск. До 5 месяцев она жила в нашей трехкомнатной квартире на площади Металлургов.

 О том, как Ледин выгуливал Айку по улицам Норильска, до сих пор ходят легенды. Прошло без малого 40 лет, но почти каждый, кто в то время жил в городе, утверждает, что такую картину наблюдал. А какой ажиотаж вызывало ее появление на балконе квартиры Лединых!

– Айка сама открывала дверь, выходила и любовалась Норильском, — рассказывал Ледин. — Тяжело было, конечно, держать ее в доме, но как радостно!

Когда Айка окрепла, семья Лединых — Юрий, Людмила и их шестилетняя дочь Вероника — вылетели на самолете на один из необитаемых островов Земли Франца-Иосифа. Обустроились в вагончике, подготовили оборудование. Но целый месяц вокруг не появилось ни одного белого медведя. Поэтому все это время главной героиней съемок была Айка.

– Я ее снимал и так, и так, вплоть до розового цвета. Там зацвели растения, снег стал розовым и Айка по нему катается. Снимал, как дочка с ней играет, они выглядели как брат с сестрой. Взрослая белая медведица Матильда (так мы ее назвали) с двумя малышами появилась неожиданно… И поселилась рядом с нами. Айку надо было кормить, и однажды я застрелил нерпу. Матильда притащила ее к нашему жилищу. Я очень обрадовался, всю ночь снимал медведей, их игры. Через неделю Матильда с медвежатами ушла. Следом пошла Айка. Мы испугались, что она не вернется больше, Вероника рыдала. Но Айка пришла, следом вернулась Матильда. Так мы вместе и прожили оставшиеся четыре месяца… Питаться медведям было нечем — мы скормили им все свои запасы: двух свиней, 300 килограмм палтуса… Хотите верьте, хотите нет, но тогда я снял, как медвежонок плачет от голода и у него капают слезы.

Экспедиция закончилась. Киногруппу и Айку благополучно доставили в Норильск. В квартиру на Металлургов.

Слезы Ледина

Медведица к тому времени повзрослела и весила более 80 килограммов. Держать в квартире? Тесно. Отдать в цирк? Ледин был против. С помощью журналиста Василия Пескова медведицу устроили в берлинский зоопарк.

– И вот я еду в Москву. По трапу поднимаюсь в ТУ-154, Айка — за мной. Проходим в конец салона под удивленные взгляды пассажиров. Вдруг к нам подошел пьяный человек с бутылкой водки, и давай пихать горлышко в рот Айке. Ей сильно не понравилось, и она ударила балбеса лапой. Я только посмеялся.

В московском аэропорту по трапу сходили в таком же порядке: Ледин, за ним Айка. С летного поля медведицу увезли на месячный карантин.
 

Это был конец Айки, — когда Юрий Янович это произносил, у него на глазах выступили слезы. — Я знаю, что она неделю буквально орала в карантине. Потом ее увезли в Берлин. И так случилось, что она умерла. До сих пор не знаю, почему. Думаю, в этом была и моя вина. Понимаете, медведи живут с матерями два года, а Айке был только год. Если бы еще годик с нами… Она просто не смогла выдержать расставания.

После медвежьей экспедиции Ледины выпустили еще несколько фильмов — «Северный морской котик», «На родине кайры», «На родине белых медведей». Как и прежде, они пользовались огромным успехом. Вот что говорил шведский телевизионный магнат Норделл о работах Ледина: «Как деловой человек я знаю, прежде чем покупать фильм, его надо увидеть. Но фильмы норильского режиссера и оператора Ледина я покупаю немедленно, как только узнаю, что они есть».

Один из фильмов норильчанина показали английской королеве. После сеанса она сказала: «Вызывайте его сюда, я дам ему рыцарское звание». Британцы приглашали 12 лет, но КГБ так и не пустило.

И если англичане готовы были наградить режиссера, то в СССР с почестями Ледину не спешили. Он даже в Союз кинематографистов вступил, когда в дело вмешался Сергей Герасимов. Нужно ли говорить, что Госпремию режиссер тоже не получил. Единственное звание, которое он имел — заслуженный деятель искусств РСФСР.

Ледин Юрий Янович

Конец фильма

В 1981 году Ледин снял фильм «На родине белых медведей». Он оказался последним.

Съемки проходили на острове Врангеля. Весна, сорок градусов мороза и одиночество. Верная Людмила в эту короткую — всего два месяца — экспедицию не поехала.

Несмотря на трудности, материал был собран отличный. Ледину удалось даже запечатлеть, как медведица рожает. Но в один из дней он потерял сознание.

– Придя в себя, по рации вызвал авиацию, меня вывезли, — вспоминал Ледин. — В Норильске я кое-как фильм доделал, но у меня все время отключалось сознание. Получил вторую группу инвалидности, работать не мог, и меня временно сократили.

Когда инвалидность сняли, Ледин решил вернуться на студию. Но главный телевизионный начальник края не разрешил. Официально он был уволен в 1984 году. Без объяснения причин одним росчерком Ледина лишили всего, чем он жил долгие годы.

…До последних дней Юрий Ледин, не стесняясь, говорил, что всегда презирал цивилизацию. Его цивилизацией стала Арктика во всем своем многообразии и очаровании.

Он понимал Арктику. Арктика принимала его.

 

На главную страницу

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100 www.ALL-TOP.ru Каталог сайтов OpenLinks.RUКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой ВойныКаталог сайтов Bi0Каталог сайтов Всего.RUТоп100- ПрочееКаталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика