ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Коркин Георгий Михайлович
                                                                                                                                                                                                       © 2013 WALKERU 08.11

Серафимовское кладбище СПБ.

КОРКИН Георгий Михайлович

( 1904 - 1976 )

   Заслуженный работник культуры РСФСР. Директор БДТ с 1956-1959 года. Потом был директором Кировского театра, но после инцидента с Нуриева в 1961 году, как тогда водилось «за недостаток бдительности», его из театра уволили.


...После выступлений в Париже в июне 1961-го трупа Ленинградского театра им. Кирова должна была продолжить европейское турне и вылететь в Лондон. Накануне в советское посольства во Франции вызвали директора театра Георгия Коркина и "опекуна" артистов из КГБ Виталия Стрижевского. Им сообщили, что солист балета Рудольф Нуриев должен немедленно вернуться домой. "Поступили данные о том, что Нуриев Р. Х. нарушает правила поведения советских граждан за рубежом. Он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых были и гомосексуалисты", - перед тем доложил ЦК КПСС тогдашний руководитель КГБ Александр Шелепин. Поэтому дома Нуриева ждали увольнение из театра, суд и тюрьма: за мужеложство 121-я статья советского уголовного кодекса предусматривала до пяти лет лишения свободы.
   16 июня 1961-го в аэропорту Le Bourget, когда вся труппа проходила паспортный контроль перед посадкой в ​​лондонский самолет, Коркин сообщил Нуриеву, что его отзывают для участия в важном концерте в Кремле.
- Этого не может быть, - побледнел танцовщик.
Его отвели в кафе. До самолета в Москву оставалось около 2 часов.
- Он очень нервничал, поэтому мы не сводили с него глаз, - рассказывал потом следователю КГБ Стрижевский, который должен был обеспечить доставку артиста в СССР.
До аэропорта спешно прибыла миллионерша Клара Сент - поклонница таланта Нуриева. Обняла его и прошептала на ухо:
- Ты должен подойти к тем полицейских и сказать, что хочешь остаться. Они ждут тебя.
Тот мгновенно выбежал из кафе со словами:
- Я хочу быть свободным!
Стрижевского скрутили французские полицейские.
Вскоре Ленинградский городской суд вынес Нуриеву приговор заочно: 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества за отказ возвратиться из-за границы в СССР.

*   *   *

...по материалам уголовного дела, архивный № 50888”, утвержденное старшим помощником Генерального прокурора Российской Федерации Галиной Весновской, о бывшем артисте Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Рудольфе Хамитовиче Нуриеве.

15 июня 1961 года, в посольство СССР во Франции срочно вызвали директора театра Георгия Коркина и сотрудника КГБ Виталия Стрижевского, который числился заместителем руководителя гастрольной поездки.

Вот что рассказал об этом следователю Коркин. Кстати говоря, в Большой дом он явился уже как бывший директор. И хотя Георгий Михайлович в цепочке безответственных лиц, занимавшихся вывозом Нуреева, был самым последним, наказали, как водится, прежде всего стрелочника.

- Гастроли в Париже заканчивались 15 июня, а 16-го утром мы должны были вылететь в Лондон, - вспоминал Коркин. - И вдруг, в последний день пребывания во Франции, ни свет ни заря меня вызвали в посольство. Именно вызвали, а не пригласили! Вместе со мной затребовали и Стрижевского. Примчались, ждем... Я-то думал, что будут хвалить за успешные выступления, а нам объявили, что есть решение Москвы (именно так и сказали - Москвы, а не Министерства культуры или кого-либо еще) о немедленном откомандировании Рудольфа Нуреева в Советский Союз. Я пытался возражать, говорил, что Нуреев блестяще танцевал в Париже, что о нем писали все французские газеты, что его с нетерпением ждут в Лондоне, что его отсутствие скажется на выступлении всей труппы, но мне в категорической форме заявили, что это решение окончательное и обсуждению не подлежит.

- И как вы действовали? - поинтересовался Валдайцев.

- Так, как мне велели. А сценарий, должен вам сказать, был довольно странный: мне было предложено объявить об этом решении в аэропорту, причем в тот момент, когда вся труппа будет проходить паспортный контроль перед посадкой в лондонский самолет. Я считал, что это неразумно, что это не только повергнет в шок самого Нуреева, но и может вызвать международный скандал - ведь вокруг огромное количество иностранцев, и мы не в Шереметьеве, а в Ле Бурже. Но меня никто не слушал.

Рано утром вся труппа отправила свой багаж на лондонский рейс, среди прочих были чемоданы Нуреева. В них, кстати, ничего не было, кроме театральных костюмов и... игрушек. Дада, огромного количества детских игрушек! Судя по всему, в родительском доме их не хватало, и теперь Рудольф восполнял для себя этот недостаток.

Перед выходом на летное поле я вызвал Нуреева из очереди и сказал, что его срочно отзывают в Москву для участия в очень важном концерте. С ним летят один из администраторов, переводчица и двое рабо чих сцены.

“Этого не может быть!” - воскликнул Нуреев. Ему сразу стало плохо, он сильно побледнел, ослаб и едва не упал. Тут же подбежали наши люди, стали его успокаивать, станцуешь, мол, в Москве и прилетишь в Лондон. Но Нуреев, казалось, ничего не слышит.

- Да-да, его состояние было близко к обморочному, - подтвердил на том же допросе Виталий Стрижевский. - Потом он пришел в себя, говорил, что не хочет в Москву, что хочет быть с труппой и должен выступать в Лондоне. Мы просили его взять себя в руки, понять, что Москва есть Москва, и мы ни- чего сделать не можем, что концерт в столице очень представительный, что билет на рейс Москва - Лондон для него уже заказан... На какое-то мгновение он в это поверил, стал сетовать, что его костюмы улетают в Лондон и в Москве ему не в чем будет танцевать.

Тем временем заканчивалась посадка на лондонский самолет, и Нуреев попросил разрешения попрощаться с труппой. Вместе с работником посольства Романовым я проводил его к самолету, он со всеми тепло попрощался - и мы вернулись в зал ожидания. В мою задачу входило обеспечить посадку Нуреева в самолет “Аэрофлота”, а потом догонять труппу.

Мы зашли в кафе, заказали кофе, но Нуреев пить отказался. Он был страшно взвинчен и нервозен, поэтому мы не спускали с него глаз. И вдруг в кафе появилась Клара Сэн! Нуреев вскочил и подбежал к ней.

- Кто такая Клара Сэн? - уточнил следователь.

- Его поклонница, - ответил Стрижевский. - Молодая, красивая девушка, по слухам, дочь чилийского миллионера. Она не отходила от Нуреева чуть ли не с первого дня гастролей. Мы считали, что именно из-за нее он пропадает по ночам и в гостиницу возвращается под утро.

- Вы знали о его отлучках и ничего не предпринимали? - посуровел следователь.

- Как это не предпринимали?! - возмутился Коркин. - Еще как предпринимали! Я не раз беседовал с ним на эту тему, требовал, увещевал и даже угрожал. И знаете, что он мне отвечал? “Если вы подчините меня общей дисциплине, я покончу жизнь самоубийством!” Каково, а? Между нами говоря, на будущее я решил никогда больше не брать его за границу.

- Я тоже делал ему замечания, - поддержал Стрижевский, - просил не пропадать по но- чам и прекратить общения с сомнительными личностями. На что он отвечал, что лучше вообще не жить, чем жить по регламенту....


...После снятия с должности директора Кировского театра, он стал главою Ленконцерта.  При нем, он стал мощной организацией и по утверждению многих артистов, был отличным функционером и руководителем. Решал жилищные проблемы, помогал молодым артистам. У него был потрясающий вкус, он вникал во все дела. И все, что он делал, оказывалось правильным. Например, если вся свора говорила НЕТ, он говорил ДА, или наоборот – и он всегда был прав
.


На главную страницу


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100 www.ALL-TOP.ru Каталог сайтов OpenLinks.RUКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой ВойныКаталог сайтов Bi0Каталог сайтов Всего.RUТоп100- ПрочееКаталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика