ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Опорков Геннадий Михайлович
                                                                                                                                                                                                       © 2013 WALKERU 05.02

Опорков Геннадий Михайлович

ОПОРКОВ Геннадий Михайлович

( 18 мая 1936 -22 августа 1983 )

   Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Театральный режиссёр. Родился в Ленинграде. Окончил Ленинградского института театра, музыки и кинематографии режиссерский факультет, по классу профессора А.А. Музиля.
   В 1964 году, вместе с группой однокурсников уехал в Красноярск и активно участвовал в создании нового театра – ТЮЗа им. Ленинского комсомола, а в 1966 стал его художественным руководителем. Там он работал вместе с женой актрисой Ларисой Малеванной.
   В конце 1960-х годов на гастролях в Ленинграде театр обратил на себя внимание интересными спектаклями, а спектакли, поставленные им, своей смелостью, остротой, изобретательностью создали режиссеру достойную репутацию в театральной среде.
   В 1968 он был приглашен режиссером-постановщиком в Ленинградский театр им Ленсовета. Его спектакли в театре им. Ленсовета «Пассажирка» З.Посмыш, «Сорок первый» Б.Лавренева и «Жестокость» П.Нилина были решены «как бескомпромиссные и жестокие схватки, от исхода которых всякий раз зависит судьба не только отдельного человека, но и человечества в целом». В 1970 за эти спектакли режиссер был удостоен 1-й премии IV смотра творческой молодежи.
   В 1970 году, он был назначен главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Первым спектаклем стал легкий, озорной спектакль «Три мушкетера» по роману А.Дюма (1971), надолго оставшийся в памяти зрителей. В 1973 Опорков первый раз обратился к «Чайке» А.П.Чехова. Спектакль был поэтичным, светлым по звучанию, гармоничным.
   Он сыграл важную роль в творческой жизни театра, испытывавшего тогда серьезный кризис. Театр терял своего зрителя, и первой задачей было решить проблему репертуара. Необходимы были современные пьесы, различные по стилю, жанру, но c проблемами, волнующими театр и зрителя. Требовалось четко определить круг наиболее жизненных и актуальных вопросов.
   Он брал произведения, в которых звучали проблемы долга, морали, нравственности:
«Лошадь Пржевальского» М.Шатрова (1972)
диплом 2-й степени и знак Лауреата Ленинградского конкурса «Наш современник»),
«С любимыми не расставайтесь» А.Володина (1971),
«По ком звонит колокол» Э.Хемингуэя (1977),
«Кентавры» В.Жалакявичуса (1977),
«Утиная охота» А.Вампилова (1977),
«Деньги для Марии» В.Распутина (1978),
«Последние» М.Горького (1980),
«Вся его жизнь» Е.Габриловича (1980),
премия Ленинградской комсомольской организации, премия Всероссийского фестиваля «Образ современного рабочего в драматургии и театре»).
За создание спектакля «Берег» (1979) постановщик Г.Опорков, режиссер Р.Сирота, артисты В.Яковлев, И.Кушнир и А.Чернова были награждены дипломами и грамотами Министерства культуры РСФСР.

Последним спектаклем режиссера стала «Чайка» во второй редакции (1982, Малая сцена).

 

Юрий Барбой

ОПОРКОВ

…Многолетнее битье и ранняя смерть сделали судьбу Опоркова подчеркнуто драматичной. Для него самого, впрочем, это вряд ли гляделось классической драмой девятнадцатого века: во-первых, тогда трудно было представить, что может быть иначе, а во-вторых, его отношения со своей невеселой судьбой были своеобразны. Нескончаемое время, когда плохое заведомо лучше хорошего, когда «нужный» спектакль, увы, даже при всем желании уже не может быть талантливым, а талантливый сродни вредительству, вгоняло в депрессию или просто сбивало с ног. Опорков тоже мог бы носить нашивки за ранения, но, во-первых, он был деликатен, а во-вторых, эта гадость его как-то странно возбуждала. Не знаю, подтвердят ли мою шаткую гипотезу историки, но до сих пор не покидает ощущение, что именно тогда, когда в так называемых кабинетах или в прессе начиналась кампания, в результате которой у него должны были отнять театр, или когда в самом театре поднималась очередная заваруха, грозившая теми же последствиями, он собирался, веселел и ставил лучшие свои спектакли. Похоже, эти «измерения» театра он тоже любил; во всяком случае, дрался не без удовольствия.

   Году, кажется, в 1974-м несколько режиссеров как-то не по очереди, а одновременно сочинили целую обойму «не тех» спектаклей, и было решено устроить коллективную порку. Способ, впрочем, выбрали относительно либеральный: местом было назначено родное ВТО, освятить экзекуцию должен был сам Г. А. Товстоногов, а сечь поручили А. И. Кацману, которого вся эта режиссерская шайка искренно любила. Виновники торжества сбились в кучку, все с заранее отупевшими физиономиями, и только у Опоркова было неприлично хорошее настроение. Стало ясно, что у него домашняя заготовка. Вошла и расселась свита, и началось. Когда дошла очередь до Опоркова, Кацман воззвал: «Гена! Ну что это ты сделал с „Чайкой“? Что это он (Тригорин) у тебя полчаса ходит по пандусу?! Кто же так решает этот монолог?» И тут Опорков спросил, само собой, максимально ангельским голосом: «Аркадий Иосифович, а вы Станиславского режиссерский экземпляр „Чайки“ читали?» — «О чем ты говоришь, Гена, — оскорбился учитель. —  Конечно, читал!» — «Ну, значит, помните, — Опорков обращался теперь к Кацману как к единомышленнику, — что как раз в том месте Станиславский написал на полях: „Этот монолог решить не могу“». Пауза. Кто-то тихо, но внятно хрюкнул. Опять пауза. И тогда хихикнул Кацман. Мероприятие продолжалось, но по существу было злостно сорвано.

…На выходе с Малой сцены, где играли вторую «Чайку», крутился Опорков. То ли соскучился в больнице по своему замечательному спектаклю и пришел смотреть, то ли нуждался в подпитке от зрителей. Зрителей в тот вечер явно проняло, у всех были человеческие лица, и это было ему очевидно приятно. Он зазвал меня к себе, за что получил комплимент: «Слушай, ты жутко поумнел в последнее время!». Он развеселился: «А что, я прежде был дурак?» — и под хорошее настроение похвастал приятной медицинской новостью: печень не оперировали, только сделали разрезы, выяснили, что не рак, а цирроз, и отпустили выздоравливать. Всякий, кроме него, должен был понять: разрезали, поняли, что поздно, зашили и отпустили умирать. Смерть всего лишь переименовали, но ему этого эвфемизма оказалось достаточно, чтобы ожить.

   Когда он умер, я почему-то вспомнил эти параллельные противоположные смыслы и понял, насколько глупым был мой взволнованный комплимент. Опорков был поэт, он это чувствовал, хотя, будь он даже склонен к саморефлексии, скорее всего не сумел бы понять, как относиться к этому своему уродству.

   Но он был поэт по группе крови. Таковы были его пульсирующие композиции, таково было его отношение к актерам. В его руках они становились очень хорошими, в явно «постановочных» опусах их индивидуальности нисколько не терялись, но ведь и их Опорков мыслил как поэт. Вот в нескольких спектаклях, на разном материале видели мы тандем Эра Зиганшина — Роман Громадский. То, что каждый из них делал до (и после) эпохи Опоркова, запрещает думать, что они художественная ценность только в паре. Да и «пара» с внешней точки зрения выигрышная вполне элементарно: маленькая рядом с большим кажется очень маленькой, а большой рядом с нею атлантом. Невелико открытие. Но когда открывается, что Громадский не Урбанский, каким его хотели сделать, а совсем даже наоборот — не брутальный, а мягкий, не только нежный, но и ласковый, — это уже другой уровень. Но когда крохотная Зиганшина — именно в паре! — знаменует могучий несгибаемый дух, а Громадский мягкую живую материю — тут и начинается поэзия.

   Опорков на редкость лояльно относился к сюжету пьесы или инсценировки, которую брал в работу. Так что, скажем, сюжет Распутина про Марию и недостачу денег в его спектакле «Деньги для Марии» не пропускали. Но смотрели мы все-таки за тем, как живая Зиганшина на глазах беспомощного Громадского проделывала над собой ритуал омовения покойника. Односельчане у Распутина не помогли Марии, а мы были прикованы к окошкам сказочной игрушечной деревни, которые тепло светились высоко-высоко над белой смертной рубахой Марии — Зиганшиной.

   Опорков вольно орудовал подтекстами пьесы, но главные его смыслы вычитывались прямо из режиссерского сюжета — и в «Пассажирке», и в «Жестокости» при Леониде Дьячкове в бытность того Венькой Малышевым, и в момент, когда в огромное, совсем не володинское пространство Ирины Бируля Лариса Малеванная незабываемо прокричала «Я скучаю по тебе!» («С любимыми не расставайтесь»), и в «Последних», где нельзя было оторвать взгляд от того, как незаметными рывками, но фатально разъезжаются коварные стены Э. Кочергина и трещины в доме оборачиваются черными дырами в мире.

   Опорков был щедр на метафоры, а все-таки сильней тянуло его к символам, к вертикальным надстройкам, к выстрелам по небу. Его предшественники совсем еще недавно не столько получали, сколько завоевывали дорогое право и умение изображать на сцене живую жизнь, так что Опорков вместе со всем своим поколением без насилия над собой присягнул драме, но его все больше, все явственней тянуло в другие края. К трагедии, которую он так и не поставил, но именно она, мне кажется, если не вспыхивала, то всегда тревожно посверкивала в его спектаклях. И к комедии, которую он делал редко, но от души. Проходные, по принуждению поставленные «Три мушкетера» — это ведь было, кроме всего прочего, просто весело. И последней для него оказалась тоже комедия — вторая «Чайка» (первая, на большой сцене, была еще несомненной драмой).

   Зачиналось, как многократно описано, с актеров у гримировальных столиков, так расположенных, что Эра Зиганшина и Наталья Попова могли видеть в своих зеркалах не только себя, но и визави. А сюжет пьесы начинался славно и смешно: когда Александр Марков — Медведенко спрашивал у нормально одетой Маши, отчего она ходит в черном, учитель, понятно, ссылался не на ее одежду, а на платье манекена, с которым так нелепо таскался.

   Ну еще — кто ж из видевших не помнит, как поставлено было объяснение Аркадиной с сыном, как слова, в том числе и мерзкие, были положены на какую-то бурную мелодию платьев, лихорадочно и элегантно выкидываемых на сцену Зиганшиной, как Анатолий Петров (Треплев), видя этот фейерверк, постепенно унимался, почти замирал: понял, чтo именно ему хотят сказать. Указаний на театр было слишком много, чтоб их не заметить. Начиная и заканчивая генеральным приемом — герои вместе со зрителями сидели лицом к сцене, а сцена была театром не только для Мировой Души, но и для всех — каждый имел право на свой выход. Словом, М. Дмитревская была в своем праве, когда в прекрасной статье «Актеры, правьте ремесло!» объясняла, что это спектакль о театре (понятно, я огрубляю ее мысль).

   Да вот только мне, грешным делом, и прежде казалось и сейчас кажется, что тут что-то не так, «не про то». Конечно, можно объяснить — например, лукавством, Опоркову очень даже свойственным, — как ему удалось обойти вопрос, на который натыкается чуть не всякий режиссер, взявшийся за «Чайку», а именно вопрос о талантливости — по крайней мере Тригорина, Нины и Треплева (талант Аркадиной был самоочевиден). Но если он ставил про театр или про искусство, как этой проблемой таланта вообще можно было пренебречь? И отчего это мнился какой-то странный заговор — не против Константина ли? —  между Аркадиной и Ниной; и почему так походя жалел Владимир Рожин — Дорн Нину и так внятно и так подробно Треплева; и зачем Опорков повторял фронтальную мизансцену, в которой Дорн, глядя с подмостков в «удвоенный» зал, трактовал и хаос треплевских грез, и броуново движение генуэзской толпы…

   Почти с самого начала спектакля тамошний народ вдруг стал, как сказал бы молодой Радзинский, кучковаться, собираться в две группы лиц, у каждой из которых был свой несомненный центр — там Аркадина, тут Треплев. И отличались они между собой чем-то по существу ясным. Роли в этом спектакле были очень даже при чем, но только жизненные роли. Такая роль человека оформляла, то есть одновременно и делала чем-то определенным, и ограничивала. Да ведь только ограниченность и гарантирует возможность жить. Ни у Сорина, который только хотел, ни у Треплева, кажется, не было своих гримировальных столиков и зеркал. Тотальный траур Маши по ее предстоящей жизни был отдельно от нее означен манекеном. Словом, погибал тот, кто не нашел свою роль. Для зрелого художника, каким был тогда Опорков, это — комизм.

Ну невеселая судьба и невеселая. А ту «Чайку» все-таки успел поставить, и ушел все-таки, страшно сказать, на восходящей струе эфира.

2006

На главную страницу



 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100 www.ALL-TOP.ru Каталог сайтов OpenLinks.RUКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой ВойныКаталог сайтов Bi0Каталог сайтов Всего.RUТоп100- ПрочееКаталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика