Одоевская Елена Алексеевна

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Северное
                                                                                                                                                                                                      © 2012 WALKERU 05.08

Одоевская Елена Алексеевна

ОДОЕВСКАЯ-СКАЛОН Елена Алексеевна

( 1895 - 1983 )

   Театральная актриса. Одоевская - сценический псевдоним. Училась в Императорской драматической школе по классу В. Н. Давыдова. В детские годы занималась танцами вместе с композитором Сергеем Прокофьевым и была его партнершей.

 ...Уроки танцев были обязательной составляющей в воспитании детей того времени, не избежал их и маленький Серёжа. У друга семьи Прокофьевых – хирурга Потоцкого была казённая квартира с большой залой, которую дамы решили использовать для того, чтобы учить своих детей танцам. Пригласили преподавателя из балета и назначили собираться по воскресеньям в три часа.
   «Я – вспоминает Прокофьев – не имел ни малейшего представления о том, зачем меня учат танцевать, но мать оказалась безапелляционной и ответила, что так надо. В паре со мной танцевала Лёля Скалон. Это была первая девушка, которая мне понравилась, и за которой я пытался ухаживать, правда, безуспешно»
.

   В 1972 г. в письме к Е. К. Лившиц Л. С. Ильяшенко вспоминала; «Леля Скалон была очень красива, и ею увлекся В. Хлебников <…>. Мы были тогда девчонками, и нам было скучно с молчаливым Хлебниковым. Потом по просьбе Бена я пригласила Лелю и Хлебникова к себе. Хлебников молча просидел целый вечер и только не отрывал глаз от красавицы Лели». А вот как об этом рассказывает Бенедикт Лифшиц в своей книге «Полутораглазый стрелец».

...На вечере «великопостной магии» я познакомил его с ученицей театральной студии, Лелей Скалон. Она сразу очаровала Хлебникова. Он неоднократно просил меня помочь ему встретиться с нею, но мне, уже не помню по каким причинам, не удавалось исполнить его желание.
   Однажды утром он пришел ко мне на Гулярную и объявил, что твердо решил добиться встречи, но не знает, как это сделать. Я ответил, что единственный способ — это пригласить Лелю Скалон и ее подругу, Лилю Ильяшенко, исполнительницу роли «Незнакомки», в «Бродячую Собаку», но что для этого, разумеется, нужна известная сумма денег на ужин и вино — денег, которых ни у него, ни у меня не было.
Так как он продолжал настаивать, не считаясь ни с чем, я предложил ему отправиться в ломбард с моим макинтошем и цилиндром и взять под них хоть какую-нибудь ссуду. Через час он вернулся в полном унынии: за вещи давали так мало, что он не счел нужным оставлять их в закладе.
Мы мрачно молчали, стараясь найти выход из тупика.
Вдруг лицо Велимира прояснилось:
— А не взять ли нам денег у Гумилева?
— У Гумилева? Но почему же у него?
— Потому, что он в них не стеснен, и потому, что он наш противник.
— Неудобно обращаться к человеку, который после нашего манифеста еле протягивает нам руку.
— Пустяки! Я сначала выложу ему все, что думаю о его стихах, а потом потребую денег. Он даст. Я сейчас еду в Царское, а вы на сегодня же пригласите Лелю и Лилю в «Собаку».
   Он исчез, надев для большей торжественности мой злополучный цилиндр.
К вечеру он возвратился, видимо, довольный исходом поездки. Выполнил ли он в точности свое намерение или нет, об этом могла бы рассказать одна Ахматова, присутствовавшая при его разговоре с Гумилевым, но деньги он привез.
В «Бродячей Собаке» мы заняли столик в глубине зала. Велимир не спускал глаз с хорошенькой студийки, сидевшей напротив него, и лишь время от времени беззвучно шевелил губами. На мою долю выпало развлекать беседой обеих подруг, что вовсе не входило в мои планы, так как девиц я пригласил только по настоянию Хлебникова. Кроме того, не мешало позаботиться и об ужине, а Велимир еще ничего не предпринял для этого.
Мне удалось шепнуть ему несколько слов. Он кинулся 529 в буфет. Через минуту на столе высилась гора бутербродов, заслонившая от нас наших визави: Хлебников скупил все бутерброды, бывшие на стойке, но не догадался оставить хоть немного денег на фрукты и на чай, не говоря уже о вине.
Осмелев за своим прикрытием, он наконец решил разомкнуть уста. Нехитрая механика занимательной болтовни была для него китайской грамотой. Верный самому себе и совсем иначе понимая свою задачу, он произнес монолог, в котором все слова были одного корня. Корнесловя, он славословил предмет своей любви, и это звучало приблизительно так:

О скал
Оскал
Скал он
Скалон.

   Он не докончил своего речетворческого гимна, так как обе девушки прыснули со смеху. Хлебников был для них только полусумасшедшим чудаком.
Почти не притронувшись к угощению, ради которого Велимир ездил в Царское Село и препирался с Гумилевым о судьбах русской литературы, Ильяшенко и Скалон поспешили удалиться из «Собаки», не пожелав использовать нас даже в качестве провожатых.
   Я уплетал бутерброды, глядя на Хлебникова, угрюмо насупившегося в углу. Он был безутешен и, вероятно, еще не понимал причины своего поражения.


   С 1914 - 1916 год Студия молодых актеров под руководством В. Э. Мейерхольда. Весной 1917 года,  Ольга Федоровна Сорокина, актриса Суворинского театра, набирая труппу на летний сезон в Новороссийск и приглашая её, с гордостью сказала: "У нас будет в труппе Перегонец".
Вот как она сама об этом рассказывает (23/Ш 1978 г.)
...Тогда мы и познакомились, в вагоне, в котором ехали актеры и их семьи. Как сейчас вижу Александру Федоровну Перегонец - небольшого роста, тоненькая как тростиночка, с прекрасной фигурой, с громадными, всегда чуть грустными глазами и какой-то немного застенчивой улыбкой. Она была очень молчалива, как-то осторожно относилась к людям, но всегда рада была помочь...
  Работа, однако, сложилась тогда очень суматошно и так напряженно, что было не до общения, не до близкого узнавания друг друга" .
  В то время актёров набирали, как правило, на один сезон,  и после Новороссийска она уезжает в Калугу где работает в городском театре. По приглашению режиссера Бертельса Б.А уезжает в Ярославль. Там она участвует во всех постановках молодого режиссера.  В 1928 году, она вместе с другими актёрами едут  за своими любимым режиссером в Крым.
   Обстановка в это время в театрах Крыма была сложной, главным образом, в материальном отношении. Крымское управление зрелищных предприятий решает объединить театры Симферополя и Севастополя в Крымгосдрамтеатр. Возглавляет объединенный театр Сергей Иванович Евкин (директор Театра им.Луначарского). Режим работы был такой: осень-зима - в Симферополе, весна и лето - в Севастополе.
   К этому времени уже появилась советская драматургия, отражающая революционные события, - «Рельсы гудят» В.Киршона, «Темп» Н.Погодина, «Огненный мост» Б.Ромашова, «Любовь Яровая» К.Тренева и пр. Бертельс включил эти пьесы в репертуар наряду с классикой.
   Спектакли шли по 8-10 раз в сезон с неизменным аншлагом. Новая драматургия была интересна зрителям.
Во время и после войны работала в Кировском облдраматиатре. Вот как вспоминала это время Народная артистка РСФСР Ветко Тамара Ивановна, более 50 лет прослужившая Кировском областном театре:
  
...А Киров 1946 года встретил её деревянным вокзалом и безлюдными темными улицами. Остановившийся в 4 утра на станции Киров-I поезд уже укатил дальше, в сторону Вологды, куда и она должна была ехать согласно взятому билету.
   "Но я была дерзкая и сумасбродная, чего только не вытворяла", - улыбается теперь Тамара Ивановна и рассказывает про зеленый огонек такси, который вернул надежду молодой актрисе, сошедшей, в общем-то, в незнакомом городе.
   Единственным человеком, которого она знала в Кирове, была баба Лена, Елена Алексеевна Одоевская, актриса облдрамтеатра. К ней Тамара Ветко и приехала на том зеленоглазом такси, с ней утром следующего дня и отправилась в театр.
- Я поняла у его высоких белых колонн - это главное здание в городе, это душа города. И я хочу в этом городе жить, я хочу в этом театре работать. Конечно, были трудности, как без них в первый послевоенный год.
   В театре не топили, электричество давали только в день спектаклей. Но была и удивительно трогательная атмосфера участия, доброты. "Кто сегодня не завтракал?" - спрашивала перед репетициями у актеров буфетчица.
   А на "капустниках" в ВТО давали режиссерский пряник, от которого каждый мог отщипнуть, отломить драгоценный кусочек, оставляя взамен какую-то мелочь, небольшую сумму денег. Из них складывалась сумма покрупнее, на которую тут же приобреталось нечто более существенное.


   С 1958 года, работает в Томском  народном театре дома учёных. Ведёт драматический кружок в школе №12. Последние годы жизни провела в ленинградском доме ветеранов сцены.
Её воспоминания и личный архив находится в Центральный государственный архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.
Ф. 451 , 562 ед. хр. , 1887-2001 гг.
562* ед. хр.
 

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz