Маринич Аркадий Васильевич

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


9 января
                                                                                                                                                                                                       © 2012 WALKERU 05.23

Маринич Аркадий Васильевич

МАРИНИЧ Аркадий Васильевич

( 18 декабря 1909 - 18 июня 1989 )

   Герой Социалистического Труда (1977). Главный конструктор авианесущих кораблей: ТАКР - тяжёлый авианесущий крейсер — проект 1143 "Киев", "Минск" и "Новороссийск". Главный инженер Невского ПКБ.
   Родился в селе Орликовка Семеновского района Черниговской области. До 1927 года учился в Семеновской средней школе, а потом, как и отец, работал учителем сельской начальной школы.
   Когда ему исполнилось 18 лет, переехал в Ленинград, работал грузчиком в порту, затем разметчиком, технологом на на Адмиралтейском заводе (1929), на Петрозаводе (1932—1933).
   В 1938 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт и поступил на работу на Балтийский завод, где принимал участие в модернизации ледоколов «Красин» и «Ермак», в создании ледоколов типа «И. Сталин». В довоенный период, под руководством главного конструктора Б. Г. Чиликина, участвовал в проектировании крупнейших в Европе линкоров типа «Советский Союз».
   В годы войны работал конструктором в Казани.
С 1946 года работал в Невском ПКБ.
   В 1967 году А. В. Маринич был назначен главным конструктором авианесущих кораблей.
За участие в проектировании и строительстве ТАКР "Киев" главному конструктору А.В. Мариничу в 1977 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Маринич Аркадий Васильевич

Главный конструктор ТАКР "Киев", "Минск" и "Новороссийск" А.В. Маринич

Валерий Бабич

   Все наши авианесущие корабли (авианосцы) были спроектированы в Невском проектно-конструкторском бюро в Ленинграде (НПКБ). Главным конструктором "Киева" и "Минска" был Аркадий Васильевич Маринич, талантливый и твердый в своих решениях человек с независимым и своенравным характером. "Киев" и "Минск" строились по проекту - 1143, "Новороссийск" - проект 11433, "Баку" - проект 11434, "Адмирал Кузнецов" и "Варяг" - проект 11435, "Ульяновск" - проект 11437. Последний корабль, главным конструктором которого до 1977 года был А.В. Маринич - "Новороссийск". Невское ПКБ, беспрерывно совершенствуя корабли и насыщая каждый последующий новыми радиоэлектронными системами и средствами вооружения, сохраняло, тем не менее, преемственность от проекта к проекту, и они во многом содержали в себе основы, заложенные Мариничем на первых кораблях.
   Когда сдавали "Киев", А.В. Мариничу уже исполнилось 65 лет, это был человек с громадным опытом проектирования и строительства кораблей для Военно-Морского флота и его ведущая роль в принятии всех кардинальных конструкторских решений была бесспорной.
   Вспоминаю, что во время ходовых и государственных испытаний "Киева", его рабочий день ежедневно продолжался с 8.00 до 23.00, а если нужно, то и позже с двухчасовым перерывом для "адмиральского часа" - с 13.00 до 15.00. Все остальное время "каюта главного конструктора", где он жил и работал, была открыта и он методично, не делая перерывов, принимал одного посетителя за другим. Он не сваливал все в одну кучу, а переходил последовательно от одного вопроса к другому, ставя резолюции и подписывая принимаемые им решения ярко-зеленными чернилами, бросавшимися в глаза на всех документах. Несмотря на то, что ежедневно возникали десятки вопросов и иногда очень сложных, он никогда не принимал поверхностных решений. Его "золотым правилом" было разобраться в сути проблемы и решить вопрос окончательно. Он не признавал объяснений "на пальцах" и его любимым выражением было: "Документы на стол!". Такого подхода он требовал и от всех своих подчиненных, не допуская к возврату вопроса через несколько дней, через месяц или даже через несколько лет, и за любой повторно возникший вопрос спрашивал с виновного.
   Некоторые считали, что у Аркадия Васильевича жесткий и амбициозный характер, его называли честолюбивым и излишне самоуверенным человеком, не терпящим возражений - таковым он становился в минуты противодействия и защиты своих позиций.
   Я думаю, что вследствие как раз этой своей надежности, принципиальности и твердости в принимаемых решениях, соединенных с 30-летним опытом проектирования крупнейших надводных кораблей, А.В. Маринич завоевал непререкаемый авторитет Главного конструктора. Для нас, работавших рядом с ним, это была хорошая школа жизни, потому что сплошь и рядом можно было видеть прямо противоположные примеры.
   Те, кто с ним тогда работали, наверное помнят, что когда наступала свободная минута, он доставал из стола яблоко, которых у него всегда был большой запас, и неторопливо ел, рассуждая на самые разные темы. Он говорил, что без яблок жить не может. В такие минуты выяснялось, что это человек очень широкого кругозора, с которым легко общаться, поскольку с юмором у него было все в порядке. И все же, однажды утром после бессонной ночи, прошедшей в раздумьях, Маринич выдал решение, отличное от того, которое принял накануне вечером. Когда ему об этом напомнили, он спокойно ответил: "Я за ночь поумнел, чего и вам желаю".
   Мы особенно сблизились с А.В. Мариничем на так называемом втором этапе испытаний "Киева" в 1976 году, когда испытывался корабельный комплекс ударного ракетного оружия - крылатых ракет "Базальт" - сначала на Черном море, а потом и на Белом. После этих трудных испытаний наши отношения с А.В.Мариничем стали доверительными и дружескими. В течение последующих 11 лет, пока он оставался главным конструктором, мне много приходилось с ним работать, и я был рад каждой нашей встрече в Николаеве, Ленинграде или на испытаниях в Севастополе, чтобы внять его опыту.


Маринич Аркадий Васильевич
После подписания приемного акта ТАКР "Минск". Слева направо: главный строитель Иван Иосифович Винник, зам.главного строителя по вооружению Исаак Самойлович Мельницкий, председатель государственной комиссии контр-адмирал Евгений Васильевич Левашов, в светлом костюме - главный конструктор - Аркадий Васильевич Маринич (НПКБ), ответственный сдатчик Саратовского завода "Знамя труда" по ЗРК "Оса-М" - Анатолий Сергеевич Волков, строитель по главному ракетному комплексу "Базальт" Георгий Никифорович Дмитриев. Николаев, 27 сентября 1978 года.
 

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz