Арапов Борис Александрович

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Комарово
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Арапов Борис Александрович

АРАПОВ Борис Александрович

( 30 августа 1905 - 27 января 1992 )

   Композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР и РСФСР (1957). Профессор Ленинградской Консерватории (с 1940). Родился в Санкт-Петербурге.
   Первые уроки музыки преподала ему мать, затем он занимался у пианистки Зайцевой-Жукович, с девяти лет начал сочинять музыку. В 1921 году Арапов начал обучаться игре на фортепиано у Марии Юдиной и Самария Савшинского, но травма руки не позволила ему продолжить карьеру пианиста, и в 1923 он поступил на композиторское отделение Петроградской консерватории, где его учителями были В. В. Щербачёв и М. М. Чернов.
   По окончании консерватории Арапов, преподавал теоретические дисциплины в Центральном музыкальном техникуме, работал в Институте истории искусств. В 1930 получил место преподавателя в консерватории, а через десять лет — звание профессора.
   Среди учеников Арапова — Б. Архимандритов, Г. Фиртич, И. Шварц, С. Слонимский, Д. Толстой, В. Успенский и многие другие известные представители ленинградской композиторской школы.
   С 1951 года заведовал кафедрой инструментовки, с 1974 по1992 -кафедрой композиции Помимо работы в консерватории, Арапов занимался административной деятельностью в Союзе композиторов СССР и его ленинградском отделении.
   Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1953) и Ленина (1986). В творчестве Арапова доминируют масштабные оркестровые сочинения, в которых часто присутствует программа. Важное место в произведениях композитора занимают элементы народной музыки, которую он активно изучал, находясь в Армении, Грузии, Узбекистане, Китае и Корее.
   Писал музыку к кинофильмам. Впервые в 1932 году   - к фильму «Победители ночи». Он так же  является автором музыки к фильмам: «Лунный камень» (1935), «Переход» (1940), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Кортик» (1954) и др. Большую популярность завоевала его музыка к кинофильму «Насреддин в Бухаре» (1943).
 

Основные сочинения:

Оперы

  • «Ходжа Насреддин» (1944)
  • «Фрегат „Победа“» (1957)
  • «Дождь» (1967)
Балет
  • «Портрет Дориана Грея» (1971)
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 (1947)
  • Фугато (1927)
  • «Таджикская сюита» (1938)
  • «Русская сюита» (1951)
  • Симфония № 2 «Свободный Китай» (1959)
  • Симфония № 3 (1962)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1964)
  • Концерт для оркестра (1969)
  • Концерт для фортепиано, скрипки, ударных и камерного оркестра (1973)
  • симфония № 4 (1977)
  • симфония №5 (1981)
  • симфония №6 (1985)
  • симфоническая поэма по прочтении романа Чингиза Айтматова "Плаха"(1987)
  • симфония №7 (1991)
  • музыка для виолончели. фортепиано. ударных и струнного оркестра («Откровение Иоанна Богослова») (1989)
Вокально-оркестровые произведения
  • Цикл песен на стихи Пушкина (1937)
  • «Походная песня геологов» (1933)
  • «Песни протеста» для баса и эстрадного оркестра (1940)
  • «Джелал-Эддин» (оратория; 1944)
Камерно-инструментальные произведения
  • Вариации для фортепиано (1929)
  • Соната для скрипки соло (1930)
  • Юмореска для фортепиано (1937)
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1943)
  • Десять узбекских песен для фортепиано (1944)
  • Шесть пьес для фортепиано (1955)
  • Этюд-скерцо для фортепиано (1967)
  • Соната для фортепиано (1970)
  • Три пьесы для фортепиано (1976)
  • соната для фортепиано №2, посвящается Г.Соколову (1978)
  • соната для фортепиано №3
  • Соната для скрипки и фортепиано. Памяти М.Ваймана (1978)
  • соната для валторны и фортепиано (1981)
  • Пять пьес для фортепиано (1983)
  • Соната для виолончели и фортепиано, посвящается Д Шафрану (1985)
  • соната для фортепиано №4 (1990)
  • соната для фортепиано №5, посмертная редакция С. Слонимского (1992)
Камерно-вокальные произведения
  • Песни на стихи А. Блока для голоса и фортепиано
  • «Монолог» на стихи А. Вознесенского для баритона, трубы, ударных и фортепиано (1969)
  • Обработки народных песен
  • Сонеты Петрарки. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано (1975)
  • Два монолога на стихи Б. Пастернака (1980)
  • Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, О. Берггольц, О. Мандельштама, М. Дудина (1988)
  • Вокальный цикл «Душа и тело» на стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама (1991)


На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz