ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Крупеников Сергей Иванович
Крупеников Сергей Иванович
Крупеников Сергей Иванович
                                                                                                                                                                                                                                                                                         © 2012 WALKERU 03.24

Песочное кладбище

Крупеников Сергей Иванович

КРУПЕНИКОВ
Сергей Иванович

( 22 июня 1963 - 26 августа 2012 )

 

   Детская кинозвезда 1970-х. Снимался в картинах для детей, среди которых «Где это видано, где это слыхано» по рассказам Виктора Драгунского «Денискины рассказы», «Дорогой мальчик», «Веселое сновидение, или Смех и слезы», «Волшебный голос Джельсомино». Его роли долго будут помнить не только благодаря знаменитой фразе «Папа у Васи силен в математике!», но и по яркому образу — рыжий, веснушчатый и талантливый мальчик прекрасно справился со своей ролью шалуна а непоседы.
   ...«Мало кто из актеров удостаивается такой чести — дважды в течение года появиться на обложке «Советского экрана». Сначала на четвертой, а потом на первой страницах, — рассказывал в далеком 1975 году режиссер Валентин Горлов. — Ученику шестого класса 318-й школы Ленинграда Сереже Крупенникову это удалось».
   В 1973 году режиссер безуспешно разыскивал мальчика на роль Дениски в ленте по Драгунскому. Всех остальных артистов утвердили, а подходящего Дениску не могли найти. И тут, в тысячный раз просматривая детскую картотеку «Ленфильма», наткнулись на Сережу Крупеникова. Цвет волос — рыжий, глаза — голубые, снимался в массовке. «Я почему-то сразу решил, что герой у нас есть», — вспоминает режиссер.
   После выхода фильма постановщиков упрекали: «Зачем вы ему столько веснушек нарисовал?» И никто не верил, что веснушки-то — самые настоящие!
Затем он снялся еще в нескольких фильмах, но потом решил уйти из актерской профессии. Она показалась ему слишком публичной. Он увлекся математикой, закончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, пишет «Комсомольская правда».
В 1990-х основал бизнес и до последнего работал в компании по ремонту и обслуживанию холодильников «ХОЛОДИЛЬНЫЙ СЕРВИС» ул. Севастьянова, 14. Женился, завел семью, не светился на публике, не встречался с бывшими коллегами, избегал тусовок.
   Трагически погиб 26 августа 2012 года. Он ехал на велосипеде и его сбили мотоциклисты около часа ночи в Белоострове у первого озера на Александровском шоссе.

РОЛИ В КИНО:
Где это видано, где это слыхано (1973) - Денис Кораблёв
Дорогой мальчик (1974) - Джордж Роб-Ронсон
Весёлое сновидение, или Смех и слёзы (1976) - пионер Андрюша Попов
Волшебный голос Джельсомино (1977) - Джельсомино

*   *   *

Биография Сергея Крупеникова

...Сергей  родился 22 июня 1963 года в Ленинграде. Между прочим - тоже в 4 часа утра... Из семьи, где есть фронтовики и блокадники.
   В возрасте от 7 до 15 лет снялся в главных ролях в пяти кино и телефильмах, популярных в 70-е годы. Занимает достойное место в славной когорте рыжих мальчишек, которых всегда любили советские кинематографисты. Все до единой использованной на съемках веснушки - собственные.
   Технарь по образованию, но любил рассуждать не только о "железках", а, подобно гуманитариям, и о жизни в более широком, почти философском смысле. Утверждал, что ни рисовать, ни писать стихов не умеет, но, возможно, что-то скрывал, если учесть его склонность выражать свои мысли образно. Был очень впечатлителен. Достаточно артистичен.
   Любимое в родном городе - речные трамвайчики. А еще любил смотреть на огонь, "потому что он разный и очень сложно предвидеть, как поведет себя язычок пламени" (см. выше об образном мышлении). Нравились также отечественные автомобили и люди в военной форме.
   Был женат. Имел сына-студента, которого всегда называл "мой ребенок" и которому так же, как и себе, кинокарьеры не желал.

 

Алексей СТАРКОВ

Санкт-Петербург, октябрь 2003 года

Интервью с Сергеем Крупениковым
 
Кино: как ЭТО делается

 

   Слава богу, что сегодня к числу культовых лент детского экрана все-таки относятся не только иностранные, но и некоторые старые отечественные фильмы - "Петров и Васечкин", "Электроник", "Гостья из будущего"... И очень жаль, что в эту обойму не попал "Дорогой мальчик" - снятая раньше всех вышеперечисленных и во многом авангардная вещь, сочетающая в себе боевик, мюзикл, кинокомикс и пародию. В этой пьесе Сергея Михалкова двое мальчишек - советский пионер и сын американского бизнесмена - сообща противостоят шайке гангстеров. Гангстеры были страшными... и очень симпатичными - Стржельчик, Вицин, Мигицко, Азер. А маленький Джордж, сыгранный Сережей, честное слово, смотрелся даже симпатичнее своего советского сверстника: он был более "отвязен", в нем чувствовался не трафарет, а ХАРАКТЕР - все-таки хоть и сын миллионера, а наполовину сирота, живет под страхом похищения, да еще и родной дядя его предает. А еще - тут млели и мальчишки, и девчонки - Джордж в свои 11 лет лихо водил машину...

- Первые уроки вождения мне дали еще в Ленинграде, на каком-то жутком "Москвиче". А на съемках на самом деле руль мне полностью не доверялся,- вспоминает Сергей. - Все-таки машина импортная, а ребенок небольшой. Педали были у гонщика Микулина, сидевшего рядом (до этого он работал на "Итальянцах в России"), он же поддерживал снизу руль. На заднее сиденье втискивались режиссер с оператором, и мы разгонялись до 70-80 миль. Это серь-ез-но! Сейчас соображаешь: а ведь как рисковал режиссер!.. По сюжету, мы должны были ехать на пробитом колесе, ну нам и поставили какое-то (смеется)... интенсивно изношенное. И вот на повороте машина встает набок, чуть не переворачиваясь. Мне интересно, а потом выясняется, что ситуация-то была... пятьдесят на пятьдесят.

- Когда смотришь ваши роли, то кажется, что этим озорным и добрым героям все в жизни легко. А на самом деле на съемках каково было? Были слезы? Хотелось на все плюнуть?

- Ну, какие слезы, мальчишка все-таки... Конечно, к съемкам относился как к игре, но с возрастом все больше понимал, что это - работа. Рядом взрослые - и они работают. И ты работаешь. Казалось бы - ну, не получился кадр, ну, какие проблемы, это режиссер не то сказал... Не-ет! Это ТЫ сделал брак на съемочной площадке. Это от ТЕБЯ вся съемочная группа ждет результата, а у тебя что-то не получается, хотя тебе за это деньги платят. Актер - все-таки специальность; наверное, понимая это, я и не остался в данной профессии.

- А было такое, чтобы что-то не получалось?

- Последний кадр в моем последнем фильме... Джельсомино совершил революцию, и восторженный народ его подбрасывает. На крупном плане я должен смеяться. А я не могу. Не мо-гу! (Смеется) Вот как сейчас сидеть напротив фотоаппарата и смотреть в одну точку. Мне сложно сконцентрироваться для позирования. Может быть, я боюсь на какой-то миг превратиться в самого себя?..

- В общем, про соблюдение кодекса законов о труде для юного актера умолчим...

- Какие там "четыре часа работы"?! Забудьте об этом! Самый длительный рабочий день на "Дорогом мальчике" у нас начался в 7 утра и закончился полвторого ночи. И на "Джельсомино" работали с утра до вечера. Там ведь из-за смены исполнителя главной роли - до меня снимался какой-то мальчик, кажется из Щукинского, - было упущено время, а снять надо было две серии... Кстати, вспомнил о слезах. На "Дорогом мальчике" моего героя, связанного, гангстеры перебрасывают друг другу. И меня толкнули так, что я попал лицом в песок. Руки связаны. Глаза полны песка. Рядом море. Что делать ребенку? Он бежит прямо в игровых штанах в воду. За ним несется вся съемочная группа, вытаскивают его из воды, несут в гримерную и альбуцидом промывают глазки... Вот тогда были искусственные слезы.

- Значит, неприятных моментов на съемках было все-таки не так много? Больше приятных?

- Это все равно как мальчик упал - и синяк. Ну и что? Пройдет. Память у человека устроена так, что хранит только хорошее. Плохое запоминается, если было уж очень криминальным, а в основном - это мелочи, они уходят.

- Сергей, скажите честно - вам веснушки пририсовывали?

- Да ну что вы! Это еще главному взрослому актеру могут родинку нарисовать. А такое количество? Тут нужен трафарет и краскопульт (смеется)... Хотя, конечно, какой-то грим накладывался. После этого нельзя загорать. Тебе дают шляпу во-от с такими полями, потому что если ты чуть-чуть загорел - лицо становится красным.

- Кое-что из сделанного вами, на мой взгляд, вошло в "золотой фонд" советского детского кинематографа. Например, песенка про дядю Степу из "Веселого сновидения". Вы пели сами?

- Ой, мне медведь на ухо наступил. Пела одна девушка, и я ее первый раз увидел на прогоне картины. Посмотрел, чьим, так сказать, голосом воспользовались... и знаете, почему-то было тоже дискомфортно. В этом фильме я и с первым па танца никак не мог в такт попасть. Выручил Олег Попов. Типа "не мучайте ребенка" - как бы подтолкнул меня, чтобы я "совпал" с музыкой. А то неприличная ситуация получается: Сергей Филиппов сидит в короне, парится, все ждут... Кстати, на "Дорогом мальчике" меня вообще озвучивала какая-то московская актриса: просто озвучка приходилась уже на начало учебного года и ребенку ездить из Питера на "Мосфильм" - это сложно. Но должен сказать, что если бы мы в этой картине "звучали" своими голосами с Сашей (исполнитель роли Жоры Тимохина Саша Елистратов.- прим.авт.), картина однозначно бы что-то потеряла. У меня мама плакала, когда Джордж в финале ленты бегает по старому кораблю и надрывно кричит: "Жо-о-ра!"... Не смог бы ребенок-актер так крикнуть...

Так получилось, что среди множества киношных "хохм" в биографии Сергея две оказались по-своему символическими. Символичным было то, что в самом последнем кадре своей кинокарьеры он с трудом заставил себя смеяться. Под конец напряженной "пятилетки" съемок у юной "кинозвезды" уже была твердая уверенность, что по актерской стезе в жизни он не пойдет. Пусть на съемочных площадках у Сережи не было настоящих слез (или он не расскажет о них никому и никогда, кроме, быть может, мамы?), все равно кино - это, действительно, "смех и слезы". К слову, именно этот фильм и подарил вторую "хохму". Там два главных героя - Андрюша и Чихалья - придя в гости к волшебнику Универу, с жадностью едят бутерброды. На первом дубле этого кадра ребятам выдали бутерброды... с икрой. Потом ассистент оператора тихонько спросил: "Сережа, еще икры хочешь?" Кто бы не захотел! Отснятый дубль объявили браком, и начали снимать по новой. Но увы - новые бутерброды (которые и вошли в фильм) были уже с обыкновенным сыром и докторской колбасой... "Деликатесный" момент на съемках, как видно, кончается быстро.

Четыре звездочки за неделю

- Сергей, как жилось юной знаменитости в те годы?

- Злую шутку со мной сыграл "Дорогой мальчик". Я могу с уверенностью сказать - он подпортил мой характер года на полтора. Когда снимался фильм, Стефанович советовал моим родителям - родители ведь сопровождали детей на съемки, это называлось тогда "воспитатели" - меньше делать мне замечаний, меньше останавливать...

- Раскрепостить ребенка.

- Да. А если ребенка длительный период не ограничивать - начинается вседозволенность. А ведь в мальчишеской среде существует своя иерархия. Старшеклассника надо уважать, потому что он старшеклассник. У меня после фильма эта грань была подтерта. Все вернулось на круги своя только после определенных стычек в школе. Стычек со старшеклассниками (смеется) в непопулярном месте, где меня поставили на место. И все - задиристость ушла, стал спокойнее.

- А дворовые друзья - они уважали за то, что ты киноартист?

- А там это как раз не имело никакого значения. Мальчишки ценят не за это. Хотя в школе, в старших классах, я думаю, были мальчики, которые хотели общаться именно потому, что ты... Ну вот, как составляют букет? Есть основной цветок - и есть фон. Наверное, им хотелось быть в одном "букетике" со мной...

- Чем вы увлекались в детстве? - Любил кататься на велосипеде. Единственный раз, когда я потратил деньги, заработанные в кино,- это купил велосипед за 99 рублей 90 копеек (после паузы)... "Спорт-шоссе", восемь скоростей. Серьезная вещь!

- А остальные гонорары?

- А они откладывались. Часть пошла в семью, а часть так и лежала на сберкнижке. Они сослужили мне хорошую службу, когда я решил (смеется) "окольцеваться". Решение было принято мною самостоятельно, родственники все узнали за две с половиной недели до регистрации. То есть свадьбу я сделал на свои средства. И даже еще осталось.

Вторая, не очень приятная, составляющая популярности свалилась на ленинградского мальчишку в виде потока писем со всей страны. "Ленинград, улица Бабушкина, Сереже Крупеникову". Иногда даже при неточном адресе почтальоны все равно доставляли письмо адресату. А на письма надо было отвечать, во всяком случае на первое. "Иначе будет невежливо, Сережа, ведь человек писал, старался",- внушала мама, которой Сергей всегда очень доверял. Мама же, впрочем, в конце концов и писала большинство ответов - потому как, скажем мягко, хромала у юной знаменитости орфография... С некоторыми корреспондентами, однако, и сам Сережа поддерживал отношения. "О, Женя Солдатенков! - с какой-то почти детской радостью восклицает он сегодня, достав из сохранившейся пачки писем один конверт. - Он собирал марки, я тоже. Да-а, мы переписывались..."

В той же папке, что и письма, хранятся и другие следы былой славы - киноафиши, пригласительные на премьеры, благодарности от журналистов за интересные интервью... Яркая карусель популярности, на которую попал юный актер, раскручивалась стремительно. Хотя в семье Крупениковых, похоже, все-таки сумели удержаться от лишнего "головокружения". Маленький пример семейного воспитания. Сергей вспоминает, что студийная "Чайка" ("крутая" по тем временам штука), на которой его везли домой, в рабочий Невский район, останавливалась за автобусную остановку от дома, "чтобы не дай бог никто из соседей или знакомых не увидел, что нас с мамой привезли на такой машине". Отдельная история - это школа...

- После третьего класса, - вспоминает Сергей, - меня перевели в ту самую 345-ю школу, где снимали "Денискины рассказы". Просто домашние хотели, чтобы я учил английский язык, а в старой, 25-й школе был только немецкий, к тому же она была восьмилеткой. И в новой школе между мной и администрацией возникли какие-то необычные отношения. Я даже не знаю, как их назвать... Меня могли в начале урока поднять и 30 минут из 45-ти обсуждать - какой я, почему я надел свитерок, а не галстук, почему я так хочу отличиться...

- Называется: "а еще артист"?

- Да... И вот так "размазывать", как по полу тряпкой. "Да если бы мы знали, мы бы тебя в нашу школу никогда..." - и пошло-поехало. Я получал та-акое количество информации! Уроки срывались. При этом, что интересно, от администрации я имел одно отношение, а от рядовых педагогов - другое, даже выходил на районные олимпиады по физике, по химии.

- Может, вы сам давали повод для таких разборок? Или все дело только в предвзятости педагогов?

- Ой, ради бога, я не хочу никого осуждать! Это не мое право. Просто была такая ситуация.

- Так вы были паинькой?

- Если так можно выразиться - скромным хулиганом. Я всегда был в группах энергичных мальчишек. И игры у нас были очень динамичные... Но приводов в милицию не имел! (Смеется) В моей первой школе дело доходило до того, что учительница после уроков должна была вывести меня из здания и убедиться, что я прошел 800 метров и свернул за угол. Тогда она могла быть спокойна. Если же она просто выводила меня из школы и сразу уходила, то через десять минут могла со второго этажа услышать мой голос на первом и ей приходилось спускаться снова. Еще очень хорошо помню тот мышиного цвета школьный костюм - кстати, он научил меня парить брюки - и октябрятский значок на нем за 10 копеек. За неделю для меня приходилось покупать этих значков где-то четыре штуки. А как меня классный руководитель в следующей школе за чуб таскала! Если честно, то это больно, но, значит, заслуживал... Вот такие мы были! Не подарки!

- А как сочетались учеба и съемки? Вас забирали из школы на целую четверть?

- Нет. Я возвращался в Ленинград, приходил на уроки. У меня была справка, что я работал (смеется)... Конечно, было тяжело. В Одессе, во время съемок "Волшебного голоса Джельсомино", я единственный раз попытался ходить в чужую школу. Но эта практика была очень неудачной. Утром надо на уроки, а в 11 тебя уже забирают на съемки. И часов в восемь вечера или того позже, после съемок, я шел к репетиторам. Кстати, репетитор по английскому была изумительной женщиной. Она "поставила" мне язык. Более того, бывало, что я прилетал в Одессу один и останавливался именно у нее.

А в родной школе "Джельсомино" стал, пожалуй, "последней каплей". Это был восьмой класс, и надо было выбирать: или ты учишься дальше, или продолжаешь заниматься этой... ерундой. На этом фильме дело доходило до того, что в школу приезжал помощник режиссера и объяснял директору: "фильм политический, серьезный, и к нему надо относиться серьезно". А еще кто-то в киногруппе придумывал письма в школу, будто я на Украине заболел и не могу сейчас вернуться в Ленинград. Под это дело доставались какие-то справки. А на самом деле шли съемки.

- Сергей, вы снимались вместе с маститыми актерами. Какие воспоминания о них вы сохранили?

- Во-первых, я считал и считаю очень достойным, мужественным человеком режиссера "Веселого сновидения" Игоря Владимировича Усова - пусть ему земля будет пухом. Еще я бы сказал про Вицина. На "Дорогом мальчике" я не взял у него автографа. Как-то неудобно было. Единственное, чем я после этой картины воспользовался, - приглашением Мигицко посетить Театр Ленсовета. Я же не вхож был в театральный мир, и тут впервые увидел их прекрасные спектакли тех лет... А Вицин дал мне автограф уже на следующей нашей картине - "Веселом сновидении". Чем мне нравился и нравится этот человек? Своей честностью, уникальной порядочностью и деликатностью. Примеров можно привести массу, как говорится, не все для печати. Вот только одна мелочь. Есть служебная машина, которая развозит артистов. И он всегда старался, причем незаметно для нас, детей-актеров, при прощании передать водителю "легкую благодарность" из рук в руки... Уникально спортивный человек. В конце рабочего дня все замученные, а для него постоять на голове у какой-то сосны - нет проблем. Огромный хохмач. Искрометный. Сколько он внес в эту картину своего! Он и пса Тузика озвучивал, он и фразу "Ух, что я сделаю с этим школьником из пятого "б"!" придумал... А как он общался с женщинами! Все таяли... Меня некоторые считают "энергетическим вампиром". А Вицин - он ДАРИЛ всем свою энергию! Вот сейчас вспоминаю его - и наступает на душе спокойствие и умиротворение.

- А юные партнеры? Вы с кем-то поддерживаете отношения? Кто кем стал?

- Бог мой, я настолько не лезу в чужую душу, мне это настолько неинтересно... Немножко поддерживаем контакты с Юлей Шулеповой (Чихалья из "Сновидения".- прим.авт. ), да еще с Наташей, игравшей у Игоря Усова в "Приключениях Маши и Вити", приятно общаться.

- А Саша Елистратов из "Дорогого мальчика"?

- Тут была интересная ситуация. Вот вы говорили, что мой американец в этом фильме более "отвязный" и все такое. На самом-то деле Саша, игравший советского мальчика, в тот период был старше меня на год...

- "В тот период". Ну а сейчас?

- (Хохочет) Потрясающий вывод, да?! "Тогда он был старше меня на год". Это надо запомнить!.. Ну так вот, он старше, у него было больше актерского опыта, и он... ну, как это сказать?.. Моя семья была с довольно-таки скромным достатком. А у него - обеспеченные родители, он бывал за границей. Саша был оч-чень энергичным джентльменом, и это на него скорее приходилось надевать "смирительную рубашку". Так что на самом деле в этой картине мы как бы играли друг друга.

- Не понял, у вас, что, общение с этим юным актером оставило какой-то неприятный осадок на донышке души?

- Нет! Он такой, какой он есть. И с ним было интересно! Он не проходил мимо всяких авантюрных вещей. Допустим, проникновение на погранзаставу рядом с местом съемок. Или поход в совершенно уникальные места, где мы собирали янтарь,- он до сих пор у меня хранится. Это было на Куршской косе, под Клайпедой... Кстати, там совсем рядом со съемочной площадкой заканчивался мужской пляж, и мужчины оттуда подходили прямо к огораживающей площадку ленточке в чем мать родила (хохочет). Нашим женщинам было так неудобно. Ужас!

"Станция Кинематограф. Двери закрываются. Следующая станция - Жизнь"

   В девятом-десятом классах в жизни Сережи больше не было съемок. Мелькнула какая-то кинопроба в Минске - и все. После школы был вуз - Ленинградский институт холодильной промышленности, затем работа в известной ленинградской торговой фирме "Гастроном" под руководством Бориса Бринбойна, которого Сергей считает одним из лидеров советской торговой отрасли, затем, на рубеже 80-90-х, кооперативное движение. А сегодня Сергей Крупеников возглавляет одну из питерских фирм, занимающихся холодильным оборудованием. К своему киношному детству он относится спокойно и слегка иронично (может быть, пряча за этой иронией какие-то более глубокие чувства, которые просто не хочет выставлять напоказ?) - потому что в жизнь его пришел другой ритм, другие ценности. Первое место среди них занимает семья ("все придет и уйдет, а семья - это вечно"). А что еще?

- После института, - вспоминает бывший юный артист, - я ведь еще послужил и в рядах Советской армии, офицером. У меня была дефицитная специальность - номер 517, "начальник продовольственной службы полка". Я прошел огромную школу: эти два года научили меня не работать, а служить. СЛУЖБА и РАБОТА - совершенно разные вещи.

- И что для вас предпочтительнее?

- Служба. Когда и днем, и ночью ты думаешь об одном и том же - о деле. Когда нельзя расслабиться. Когда вечером едешь домой и думаешь - что ты сделал за день, что сделала твоя команда, какие проблемы будут завтра и как их можно предрешить?

- Ну, отдыхать-то надо...

- Меня отдых выбивает из колеи. Я даже в отпуске нормально отдыхал последний раз года два назад. А нынче поехал на неделю, так первые дни с ума сходил: меня нету на работе! как там дела?! Нет, лучше уж я дома вечером на диване полежу, телевизор "полистаю". Мне хватит. Хотя нет, вру. По мне, лучше бы не квартира в городе, а (нежно)... домик в деревне. Удовольствий от жизни в обособленном районе можно получить значительно больше. Дров нарубил, печь растопил, ключевой воды принес, забор укрепил - чувствуешь, что ты что-то сделал! Это и наглядно, и довольно быстро.

- Сергей, должен вам признаться, что вы с детства мой любимый советский юный актер. Уж извините...

- Спасибо. Не могу это переносить.

- Дело даже не в качестве ролей. Скорее, речь о каком-то образе детства... Раньше я думал: как жалко, что он больше не снимался! На мой взгляд, вы могли бы стать, например, неплохим Томом Сойером... А потом я понял: да и слава богу, что Сергей Крупеников не стал артистом! Потому что это - жизнь и работа, которой человеку не пожелаешь.

- Я еще где-то с "Дорогого мальчика" стал негативно относиться к актерству. Меня шокировало, что при зарплате в 90 рублей эти люди выглядели на порядок выше, лучше, чем позволяло их материальное состояние. Это была как бы "жизнь напоказ". Мне такое не нравится. С другой стороны, актерская профессия - это постоянные проблемы рейтингов, востребованности. А где критерий популярности актера? Есть такой артист - Ивченко. С его участием фильмов - раз-два и обчелся. В то же время в театре это - король, актерище! Но обыватель, который смотрит телевизор, его не знает... Как к этому относиться? Пять "раскрученных" лент перечеркивают десятилетия работы на сцене! Это, что, благодарная профессия?

...Одна мудрая женщина - классный руководитель моего старшего брата - однажды сказала мне, маленькому: "Сережа, вот Евгений, твой брат, мечтает связать жизнь с медициной и готов для этого даже работать медбратом. А готов ли ты быть актером в массовке?" А я тогда не понимал, как можно после главных ролей идти в массовку. Но разговор этот запомнил. И эти точные слова сыграли свою роль. Если бы я стал (смеется) народным артистом - я был бы совершенно другим человеком. Этот стресс мне было бы не пережить!

 

 

 

 

 

На главную страницу

 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100 www.ALL-TOP.ru Каталог сайтов OpenLinks.RUКаталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RUПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой ВойныКаталог сайтов Bi0Каталог сайтов Всего.RUТоп100- ПрочееКаталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика