Пронин Борис Константинович

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Серафимовское
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Пронин Борис Константинович

ПРОНИН Борис Константинович

( 7 декабря 1875 - 29 октября 1946 )

   Актер, режиссер, театральный деятель. В 1897 г. поступил в Петербургский университет, затем учился в Московском университете. В 1903-1905 гг. работал в МХТ и учился в школе при МХТ. Принимал участие в создании Театра-студии при МХТ (Студия на Поварской), участвовал в гастролях товарищества Новой драмы под руководством В. Э. Мейерхольда (1906).
   В 1906-1907 гг. в Театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). Один из организаторов театра миниатюр «Лукоморье» (1908), Общества интимного театра, Дома интермедий (1910-1911), организатор и директор театра-кабаре «Бродячая собака» (1912-1916) и театра-кабаре «Привал комедиантов» (1916-1919).
В 1930-е гг. актер Ленинградского академического театра драмы.



*   *   *

«Да, я любила их, те сборища ночные…» Кабаре «Бродячая собака»

   31 декабря, в канун нового, 1912 года в Санкт-Петербурге в подвале Дома Жако* антрепренер Борис Пронин** открывает литературно-артистическое арт-кабаре «Бродячая собака».
«Бродячая собака» практически сразу же становится невероятно популярной: здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Это было неудивительно: еще до открытия «Бродячей собаки» многие молодые поэты и писатели мечтали о своем клубе.
   Через почти двадцать лет М.Горький скажет об этой эпохе: «Время от 1907 до 1917 года было временем полного своеволия безответственной мысли, полной „свободы творчества“ русских литераторов».
Какое странное противоречие: с одной стороны — «безответственная мысль», что, несомненно, плохо, а с другой, — «свобода творчества», что не может не быть прогрессивным. Впрочем, Горький был пристрастен, или, скорее, вынужден быть пристрастным: это слова из его доклада на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года.
   Однако, Серебряный век был действительно временем противоречивым. И противоречия Серебряного века, по словам И.Н.Сухих, во многом определили культурную историю всего двадцатого столетия.
«Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему около трех десятилетий. Но за это время появилось так много новых имен, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приемов, что их вполне хватило бы на столетие. Серебряный век был началом: модернистской эпохи, Настоящего Двадцатого Века, творчества многих русских писателей, которые составили его славу.
Серебряный век был продолжением: он не смог бы состояться без наследия русского золотого века.
   Серебряный век был концом: в 1920-е годы литература начала существовать совершенно в ином историческом и культурном контексте.
   Любое движение в истории и человеческой жизни одновременно связано с достижениями и потерями. «Подобно тому как существуют две геометрии — Эвклида и Лобачевского, возможны две истории литературы, написанные в двух ключах: одна — говорящая только о приобретениях, другая — только об утратах, и обе будут говорить об одном и том же», — замечал О.Э.Мандельштам («О природе слова», 1922). Однако лишь в кризисные эпохи ощущение потерь обостряется, становится всеобщим, заставляет забыть о приобретениях.
В чеховской «Чайке» актриса старой школы Аркадина называет новаторскую пьесу сына о мировой душе «декадентским бредом». Автор с этим не согласен, он тонко стилизует «пьесу Треплева», хотя свои драмы сочиняет совершенно по-иному.
   Декадентство было, скорее, настроением, психологической окраской переходного времени. Декаданс не стал в литературе особой эпохой, «чистых» декадентов было немного. Пытаясь сформулировать свою программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов. Модернизм (культурно, а не хронологически) оказывается уже не концом XIX, а началом ХХ века, эпохой, которая сменяет реализм и принципиально полемизирует с ним. Зарождение и расцвет модернизма приходится на 1890-1910-е годы.
   Модернизм пытался создать целостное мировоззрение из противоположностей — науки и «новой», светской религии, ориентации на старую традицию и разрыва с традицией ближайшей, интереса к глубинам человеческого сознания и воспевания поглощающей личность «массы». Модернистский круг интересов и комплекс мотивов хорошо представляет поэма Андрея Белого «Первое свидание» (1921), в которой он вспоминает начало века:

Передо мною мир стоит
Мифологической проблемой:
Мне Менделеев говорит
Периодической системой;
Соединяет разум мой
Законы Бойля, Ван-дер-Вальса —
Со снами веющего вальса,
С богами зреющею тьмой…
Мир — рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой.

   «Мифологическая проблема» в поэме Белого находит попытку разрешения в области современной науки. Его бездна, в отличие от тютчевской, носит совсем иной, модернистский характер, обосновывается не мифологическими представлениями, а научными гипотезами. Но об открытиях начала века Белый рассказывает на затрудненном, полном темных метафор, задыхающемся поэтическом языке. С модернизмом исследование рвущегося в опытах Кюри и взлетающего в философии Ницше мира не заканчивается. Следующий шаг к бездне (или в бездну) делает авангард.
   Авангард — очередной этап художественного эксперимента, предельный, радикальный вариант модернизма, новая ступень разрыва с классической традицией, с «миметической поэтикой», основанной на идеях познаваемости мира и искусства как подражания. Крайние авангардисты понимают искусство уже не как художественную деятельность, а как непосредственное действие, прямой способ воздействия на публику, провокацию читателя-зрителя.
   Авангардисты воспринимают как своих противников уже не только писателей-реалистов, но и модернистов, с их точки зрения слишком зависимых от прежних традиций. Начало русского авангарда приходится на 1910-е годы.
«В те времена происходили события более крупные: Игорь Северянин провозгласил, что он „гений, упоенный своей победой“, а футуристы разбили несколько графинов о головы публики первого ряда, особенно желающей быть „эпатированной“», — иронически вспоминал модернист А.Блок об оппонентах-авангардистах (“Без божества, без вдохновенья», апрель 1921).
   Сложные взаимоотношения классической традиции, идущей из глубины веков «миметической поэтики» и модернизма определили русскую литературу почти всего XX века. Декаданс — преддверие и составная часть некоторых модернистских направлений в состоянии кризиса, падения. Авангард — их передовая линия. Лишь в конце ХХ века появляется новая глобальная эстетическая концепция — постмодернизм»***.
К открытию «Бродячей собаки» поэт Всеволод Князев сочинил «собачий гимн»:

Во втором дворе подвал,
В нем — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!

   Открытие «Бродячей собаки» стало заметным событием в театральной и художественной жизни. В ночь на 1 января 1912 года здесь собрался цвет литературного, артистического Петербурга: Т.П.Карсавина, М.М.Фокин, Анна Ахматова, Н.С.Гумилев, К.Д.Бальмонт, Игорь Северянин, М.А.Кузмин, Саша Черный, Осип Мандельштам и Георгий Иванов, Сергей Маковский.
   Над входом в подвал висел герб «Бродячей собаки»: сидящий пес, положивший лапу на античную маску. Этот геральдический щит собственноручно написал М.В.Добужинский.
   Спектакли, капустники, пантомимы, вечера поэзии и художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей, актеров, лекции и диспуты на самые неожиданные темы, выставки картин русских и зарубежных художников — все это шло непрерывной чередой. Но самым главным в подвале Дома Жако было то удивительное, буквально кипящее чувство невиданной свободы и вдохновения…
Через год после открытия «Бродячей собаки» — 1 января 1913 года — А.Ахматова напишет:

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.

   Что стоит за этим мрачным пророчеством — трагическая поза молодой барышни-поэта или действительно предчувствие, понимание будущего, то, что свойственно неординарным личностям? Кто знает…
Но через полтора года начнется война, а еще через несколько лет многие из завсегдатаев «Бродячей собаки» сгинут в водовороте событий, нахлынувших на Россию.

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz