Hosted by uCoz
    ПЕТЕРБУРГСКИЙ  НЕКРОПОЛЬ


Мартышкино
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Матюшин Михаил Васильевич

МАТЮШИН Михаил Васильевич

( 1861 - 14 октября 1934 )

   Музыкант, композитор, художник, теоретик, педагог, исследователь искусства. Родился в Нижнем Новгороде.
Был незаконнорожденным сыном Н.А. Сабурова и бывшей крепостной. Получил фамилию матери.
   В шесть лет по слуху он научился аккомпанировать и играть песни, звучавшие вокруг, девяти лет сам сделал скрипку, правильно ее настроив. Виртуозную игру Миши на скрипке-«шмеле» услышал приятель брата, который и повел его к Виллуану, директору открывшейся в Нижнем Новгороде консерватории. Мальчика тотчас же приняли в консерваторию, и он начал заниматься здесь под руководством помощника директора Лапина. Последний взял Матюшина к себе на полный пансион, но внимания ему уделял мало. Как вспоминал сам Матюшин, самую большую школу он получил в качестве хориста и учителя певчих, которым стал в восьмилетнем (!) возрасте.


   Семи лет самостоятельно выучился писать и считать. Также самостоятельно, по книжной графике, лубочным картинкам, иконам в церкви учился и живописи.
   В Москву Матюшина привез старший брат-портной. И с 1875 по 1880 г. он учился в Московской консерватории. Также Матюшин продолжал и свои самостоятельные занятия — писал с натуры, копировал старых мастеров. Ему предложили поступить в Строгановское училище, но у семьи не было для этого средств: Матюшину приходилось подрабатывать уроками музыки и настройкой роялей. Главной московской школой было для него знакомство с музыкальной классикой на концертах и особенно на репетициях, где он впервые почувствовал и пытался для себя сформулировать проблему синтеза «звучания и цветности».


   Стараясь избежать воинской повинности и найти подходящую работу, Матюшин выдержал конкурс на место скрипача Придворного оркестра в Петербурге. Молодой оркестр имел обширнейший репертуар, куда входили произведения классической музыки и все последние «новинки» западноевропейского и русского музыкального искусства, и, без сомнения, музыкант получил здесь высококлассную школу. А с конца 1890-х, когда был выстроен Панаевский театр, он стал играть и в итальянской опере.
   Женившись на француженке, Матюшин вошел в круг петербургской богемы. Через жену он познакомился с художником Крачковским и по его совету поступил в школу Общества поощрения художников, где начал с азов. У него появилось много знакомых среди живописцев. В ней он учился с 1894 по 1898 г.
   В 1900 г. Матюшин побывал на Всемирной выставке в Париже. Изучение собраний живописи, начатое в русских музеях, художник продолжил в парижском Лувре и в Люксембурге; особенно восхищали его полотна Ф. Милле и Э. Мане.
   Учился Матюшин также и в частной студии Я. Ционглинского (с 1903 по 1905 г.) Его второй женой стала Елена Гуро, с которой он познакомился в студии, и которая оказала огромное влияние на все творчество Матюшина.
   В начале века многих художников волновал вопрос о новых пространственных точках зрения в живописи — это называлось поиском «четвертого измерения». Матюшин, работавший в области физиологии зрения, оказался в центре технических и эстетических новаций. Постепенно вокруг него и Гуро складывается круг творческой молодежи, идущей в этом направлении. Об итальянском футуризме знали немного, и тем значительнее достижения русского авангарда, самостоятельно открывшего формулу Времени.

   В 1909 г., войдя в группу Н. Кульбина «Импрессионисты», Матюшин познакомился с братьями Д. и Н. Бурлюками, поэтами В. Каменским и В. Хлебниковым. В 1910 г. группа Кульбина распалась, и Матюшин с Гуро выступили инициаторами создания кружка единомышленников для проведения докладов, выставок, издания книг — «Союза молодежи». Матюшин организовал собственное издательство «Журавль», в котором издавал книги футуристов.
   В 1912 г. Матюшин познакомился с К. Малевичем, В. Маяковским, А. Крученых. Группа «Союз молодежи» выпустила знаменитый «Садок судей» (1-й и 2-й), провела ряд выставок.
1913 г. явился пиком кубофутуристической активности русского авангарда.
   В этом же году Матюшин сочиняет музыку для постановки «Победы над солнцем» — футуристической оперы, либретто для которой написал А. Крученых, пролог — В. Хлебников, декорации и костюмы создал К. Малевич. Звуковой ряд этого произведения во многом опирался на всевозможные эффекты: в нем, в частности, звучал грохот пушечной канонады, шум работающего мотора и т. д.

   Матюшин выступал также и как писатель, художественный критик, публицист. В 1913 г. под его редакцией вышел русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «Кубизм».
   «Победа над солнцем» — не единственный композиторский опыт Матюшина: в 1914 г. он напишет музыку для «Побежденной войны» А. Крученых, в 1920-1922-м вместе со своими учениками создаст серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Е. Гуро «Небесные верблюжата» и «Осенний сон». Кроме сочинения музыки, Матюшин занимался также проблемами акустики и технических возможностей инструмента. Разрушая темперированную систему, исследователь изобретал звуковые «микроструктуры» (1/4 тона, 1/3 тона), утверждая ультрахроматику. В 1916-1918 гг. он работал над созданием нового типа скрипки.

    Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение.
   С 1918 по 1926 г. Матюшин был преподавателем петроградских ГСХМ ВХУТЕИНа, возглавляя там мастерскую пространственного реализма. Главная исследовательская проблема, которой он занимался, — пространственно-цветовая среда в живописи. Поиски в этом направлении были продолжены и в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем — в ГИНХУКе. Здесь он руководил Отделением органической культуры, изучая взаимосвязи цвета, формы, зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии.
   Группа Матюшина называлась «Зорвед» (от «зорко видеть»). Теоретические положения «Зорведа» художник опубликовал в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20). Итогом работы стал «Справочник по цвету» (М.-Л., 1932).

Выставки:

Современные течения. Санкт-Петербург, 1908
Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига, 1909-1910
Треугольник. Санкт-Петербург, 1910
Салон Независимых. Париж, 1912
1-ая Государственная свободная выставка произведений искусства. Петроград, 1919
ХIV-ая Международная выставка искусств. Венеция, 1924
Международная выставка художественно-декоративных искусств. Париж, 1925

Статьи М. Матюшина:

О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932

                                                                                                             
*    *    *



   Она умерла на своей финляндской даче Уусикиркко (Поляны) от лейкемии,  похоронена там же. В некрологе писали о том, какую потерю понесла с уходом Гуро русская литература. Но сильнее чем читатели, по большей части не слишком жаловавшие "страшно далёких от народа" футуристов, эту утрату переживал Михаил Матюшин. В его архиве сохранилось две записки, сделанные в августе 1913 года, то есть вскоре после смерти Гуро. Из них явствует, что и после смерти жены он продолжал ощущать её присутствие и вести с ней беседы. Эти записи не предназначавшиеся для чужих глаз настолько искренны и проникновенны, что хотелось бы привести их полностью:
   Сегодня 26 авг. Лена сказала, что мы неразлучны с ней потому, - что наша жизнь вместе (а так же наша встреча) - создала большую любовь к единому. Т.е. та разнородная живых видимостей, движений, вибраций пронизалась лучами нашей встречи, радостью, найдя общее для неё выражение. Вот почему мы с ней будем всё больше и больше работать вместе.(Соединение в едином). Какая радость!"

"Моё первое движение души к Лене было так чудно! Она рисовала Гения с гипса и я увидел такое лицо и такого воплощения в соединении с творящим Ея лицо без малейшей черты людского. Это было золото моей жизни. Мой сладкий сон, мои единые мечты всей моей жизни. И я этого не знал ещё тогда! Эту прелестную мечту сменила чувственная".

Матюшин Михаил Васильевич

   Он часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами. На ящике он написал - "Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с её книгами, берите и читайте, а только потом верните" - и по уверению Майи - все возвращали, не могли не вернуть, не вернуться на эту могилу.


Матюшин Михаил Васильевич
Матюшин Михаил Васильевич
Матюшин Михаил Васильевич
Матюшин Михаил Васильевич

На этом холсте Матюшин изобразил могилу Елены Гуро.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz