Hosted by uCoz
    ПЕТЕРБУРГСКИЙ  НЕКРОПОЛЬ



                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Боссэ Гуальтьер Антонович

БОССЭ Гуальтьер Антонович

( 9 сентября 1877 - 18 декабря 1953 )

   Заслуженный артист Республики (1927). Артист оперы. Бас. Концертный певец, режиссёр и вокальный педагог. Родился в Риге. Отец (француз по национальности) был врачом, мать (эстонка) — певицей. Образование получил в высшем техническом училищеще в Мюнхене (Германия). 
   В 1897 переехал в Петербург, где служил в Международном коммерческом банке и одновременно брал уроки пения у И. Россета. С 1910 начал выступать в концертах и оперных спектаклях. Вскоре уехал в Милан, где обучался пению у Пинторни и Дж. Ронкони.
   С 1903 года выступал на оперных сценах Италии (Милан, Генуя, Венеция, Падуя), Голландии (Роттердам, Амстердам, Гаага), затем совершил концертное турне по городам Германии (Берлин, Лейпциг, Ганновер и др.). В 1905 году вернулся в Россию и стал солистом петербургской Итальянской оперы. В ноябре 1906 выступил в петербургской «Новой опере» (антр. А. А. Церетели, таатр «Аквариум»).
   В 1906—09 годах выступал в Киевском оперном театре (в этот период пел партии в рус. репертуаре на итал. языке), также гастролировал на Урале (в т. ч. в Екатеринбурге, 1907), в Сибири, Крыму, на Кавказе. В 1909 после успешного дебюта в «Фаусте» Ш. Гуно был приглашен в петербургский Мариинский театр.
   В 1920 пел в Ленинградском академическом театре комической оперы (ныне Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). В 1941 ушел со сцены.

   Обладал сильным звучным голосом теплого и выразительного тембра, обширного диапазона (до верхнего соль), отточенной вокальной техникой. Отличался ярким сценическим дарованием (в особенности в комических партиях) и артистической культурой. В качестве недостатка современники отмечали иностранный акцент при исполнении партий в русском репертуаре.

1-й исп. партий: Капеллана («Чудо роз» П. Шенка, 1913), Аримана («Метель» А. Танеева, 1916), Белосельского («Орлиный бунт» А. Пащенко, 1925), Барона Тизенгаузена («Лед и сталь» В. Дешевова, 1930), Ячевского («Беглец» Н. Стрельникова, 1933);
в Киеве — Альвизо Бадоэро («Джоконда» А. Понкьелли, 1907), Вотана («Валькирия» Р. Вагнера, 1909);
в Мариинском т-ре — Даланда («Летучий голландец» Р. Вагнера, 1911), Ганса Закса ? («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1914), Солейман-хана («Измена» М. Ипполитова-Иванова, 1914);
на рус. сцене — Ореста («Электра» Р. Штрауса, 1913);
в СССР — Доктора Вигелиуса («Дальний звон» Ф. Шрекера, 1925), Леандра («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, 1926), Доктора («Воццек» А. Берга, 1927; Б. Асафьев писал об исп. партии Доктора: «Это одна из удачнейших ролей глубоко чуткого, культурного и проницательного артиста, большого мастера декламации и музыкальной фразировки»*).
Лучшие партии: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки), Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Князь Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Король («Золушка» Ж. Массне), Цунига («Кармен» Ж. Бизе), Хаген («Гибель богов» Р. Вагнера), Вотан («Валькирия»).
Др. партии: Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Князь Гудал («Демон» А. Рубинштейна), Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского), Рангони («Борис Годунов» М. Мусоргского), Олоферн («Юдифь» А. Серова), Кау-Цинг («Сын мандарина» Ц. Кюи, 1916), Пугачев («Капитанская дочка» Ц. Кюи; один из первых исп.), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Агамемнон («Орестея» С. Танеева); Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Лаэрт («Миньон» А. Тома), Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Лорд Синдгем («Царь и плотник» А. Лортцинга, 1919), Голландец («Летучий голландец» Р. Вагнера), Вотан («Золото Рейна» Р. Вагнера), Странник («Зигфрид» Р. Вагнера), Германн/Ландграф («Тангейзер» Р. Вагнера, 1923).


Партнёры: С. П. Акимова, И. П. Алексеев, П. З. Андреев, Дж. Ансельми, А. В. Белянин, Н. А. Большаков, М. В. Бочаров, Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, И. В. Ершов, П. И. Засецкий, А. М. Кабанов, В. И. Касторский, А. И. Кобзарева, Н. Н. Куклин, Н. М. Лавров, О. Ф. Мшанская, Л. Д. Нежданов, В. К. Павловская, Е. Ф. Петренко, Е. А. Радзиловская, А. В. Смирнов, И. В. Тартаков, В. Ф. Тихий, С. Э. Торгуд, М. Б. Черкасская, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у А. П. Асланова (1916), В. А. Дранишникова, М. Н. Жукова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Э. А. Купера, Н. А. Малько, Э. Ф. Направника, И. О. Палицына, Д. И. Похитонова.
Пел в петерб. вокальном квартете. Участвовал в симф. концертах А. Зилоти, где пел сольные партии в произв. И. С. Баха (в т. ч. «Магнификате») и финале 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с И. В. Ершовым, М. Будкевич, Л. Кобеляцкой-Ильиной, 1912). В том же году на торжествах, посвященных Баху, в Петербурге исп. сольные партии в Серенаде (для орк., сопрано и баса), Кантате № 60 и Мессе h-moll п/у Г. Рюделя. С 1914 выступал и как концертный певец, исполняя произв. классиков. В годы Великой Отечественной войны неоднократно выступал с концертами перед воинами на фронте и защитниками Ленинграда.
В 1918—1919 работал оперным режиссёром в петрогр. Малом оперном т-ре (быв. Михайловский т-р), выступая в качестве певца в поставленных им операх «Миньон» А. Тома, «Царь и плотник» А. Лортцинга (1919), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1919).
В 1913—49 (по приглашению А. К. Глазунова) преподавал в Петрогр. (позднее Ленингр.) конс. (с 1914 проф.).
Среди его учеников — В. Арканов, А. Иванов, Э. И. Каплан (в ? — 1923), И. П. Яшугин.
Награжден орденом «Знак Почета» (1939).


Записывался на грампластинки в Киеве («Экстра-рекорд», 1909, 4 произв.).
Соч.: Выдающиеся мастера искусства: Творчество П. З. Андреева: К 35-летию его сценической деятельности // За сов. искусство (Л.). 1939. № 13. С. 3;
Как преподают пение? — Жизнь искусства. 1925. № 2. С. 16.
Лит.: [К-ий П.] Г. А. Боссе // Рабочий и театр. 1927. № 14. С. 11;
Дранишников В. Г. А. Боссе // Красная газета. 1927. 6 апр;
Памяти старейшего артиста // За сов. искусство (Л.). 1953. 27 декаб.;
Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 77—79, 326, 413;
Асафьев Б.* Об опере: Избр. статьи. — Л., 1976. С. 276;
Вольфсон С. Мастера оперы // Ленинградский Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1917—1967. — [Л., 1967]. С. 48;
Иванов А. Начало пути // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962. С. 337—339;
Иванов А. Уроки Г. А. Боссе // Иванов А. Жизнь артиста. — М., 1978. С. 35—45;
Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 35, 36;
Гамалей Ю. В. «Мариинка» и моя жизнь (воспоминания дирижёра). Санкт-Петербург. Издательство «Папирус». 1999. С. 42, 74.

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz