Филатов Юрий Павлович

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Южное
                                                                                                                                                                                                                © 2012 WALKERU

Филатов Юрий Павлович

ФИЛАТОВ Юрий Павлович

( 1926 - 2000 )

   Один из первых энтузиастов Го-движения в СССР, научил играть в го Асташкина В.А., Нилова Г.И. и многих других, организовал в октябре 1965 г. первую секцию го в г. Ленинграде в ДК им. Ленсовета.

Филатов Юрий Павлович



В. Трубицин

...Он был опальным филологом и искусствоведом, целенаправленно преследовавшийся в советскую эпоху "литературоведами в штатском" и титулованными мракобесами советской лженауки. Причём в нашей удивительной стране никто из упомянутых высокопоставленных инквизиторов даже после радикального изменения общественного строя не посчитал нужным публично извиниться перед своими многочисленными жертвами, одной из которых безусловно был Ю.Филатов. Более того: многие из них даже пошли на повышение. Теперь они сидят в ещё более шикарных мраморных дворцах и всё так же вещают нам о высоких моральных принципах и общечеловеческих идеалах. Именно такова действительность в сказочной Стране дураков: полное отсутствие принципов плюс безграничный цинизм.
   Он написал две диссертации: о творчестве Ф. Шиллера и об абстрактном искусстве. ( Последнюю – будучи сотрудником Эрмитажа). Ни по одной из них он не был допущен к защите. В результате после аспирантуры ему пришлось переквалифицироваться в сторожа, в качестве которого он и проработал 25 лет. Но с живописью так и не расстался. Большую позитивную роль он сыграл в творчестве известного петербургского авангардиста Е. Михнова-Войтенко, написав для его выставки буклет. Несколько работ художника всегда украшали жилище Ю. Филатова. Всю вторую половину жизни с перерывами Юрий Павлович занимался классификацией произведений мировой живописи с 12-го по 20-тый век, рассматривая произведения 600 художников. С течением времени оценка художественных полотен существенно обогащалась: на смену изобразительно-смысловой оценки (тема) пришла оценка формы (композиция, колорит, фактура).

 

Таблица Ю.П. Филатова имела 6 вертикальных граф:

  1. Позитивность (против натуралистического описания зла и смерти)
  2. Естественность (человечность: тело, природа, животные)
  3. Красота
  4. Целостность (а не смешивание стилей)
  5. Тайна
  6. Индивидуальность

   При этом каждый столбец имел оценочную шкалу в 9 баллов. Таким образом, максимальная оценка произведения (или в целом художника) была равна числу 54. Как он мне сказал, Рембрандт набрал более 40 баллов и занял 1-ое место. К сожалению, эта работа так и осталась неоконченной.
   Абстракционизм для тоталитарных режимов стал лакмусовой бумажкой: от признания свободы художественного творчества был совсем маленький шаг до признания гражданских свобод. Стоит ли удивляться, что первая московская выставка независимых художников в эпоху застоя была снесена бульдозерами? Именно в это же время Ю. Филатов пытался принципиально отстаивать свою позицию. По складу характера отступать он не мог. И результат известен.
   В присущем Юрию Павловичу духе системного анализа им был создан Банк информации перестройки в СССР за 1985-1991 гг на основе печатных и рукописных документов по 1700 темам и 1000 персоналиям. Главный массив его Банка информации составляли вырезки из газет и журналов. Имелся поисковый аппарат из библиографических карточек и поисковых таблиц. Особый массив составлял анализ ментальных сдвигов общественного сознания (группы, партии, слоганы, жаргон и т.п.) В 1992 г в Филатовском Банке информации содержалось 40 тысяч систематизированных и 250 тысяч необработанных стаей. До конца жизни создатель банка обращался в разные инстанции, включая ЗАКС, с просьбой о помощи. (Например, чтобы привести все данные в единую систему, требовался труд 60 человек в течение полугода!) Но так и не получил реальной помощи.
   Человек, посещавший Юрия Павловича в последние годы, сначала заходил в общий коридор двухквартирной секции, до потолка забитый газетными вырезками. Далее в его квартире он попадал в длинный коридор с папками, среди которых, между прочим, хранилась коллекция из 5000 грампластинок. А две жилые комнаты были сплошь заставлены стеллажами его огромной библиотеки. Где и как обитала его семья, было не совсем понятно. Вероятно, такой образ жизни присущ только настоящим фанатикам: кроме своего дела их мало что волнует даже в момент землетрясения, не говоря уже о мелких неурядицах.
   Вот что писал сам о себе Юрий Павлович в письме одному зарубежному производителю настольных игр: "В 1986 году я руководил игровыми клубами в городском масштабе...создавал основы Общей теории игр, их классификацию, терминологию. Создавал и сами игры. Думаю, что в теоретическом плане я намного опередил зарубежных исследователей комбинационных игр (Boye, Pianovsky...) Мною пока создано 120 игр, 20 из которых я уже реализовал. Они были проданы в 1991-94 годах. На заработанные деньги я сумел приобрести столько книг, сколько не смог бы купить за всю свою жизнь. В моей библиотеке представлена вся русская и зарубежная литература кроме технической."
   Далее Ю. Филатов продолжал: "Я надеюсь, что Вы ответите мне на одном из четырех языков: немецком, английском, французском или польском". (Известно также, что Юрий Павлович делал переводы с японского языка. Например, он перевел книгу Эйо Сакаты "Жизнь и смерть" - об игре го, 82 с). Очень высоко он оценил показанную мною книгу Д. Причарда - Pritchard D.B. The Encyclopedia of Chess Variants, 1994 - британскую энциклопедию шахматных игр. Итак, главный вопрос: кем же был Ю. Филатов в игре?
   В молодости он сильно увлекался волейболом (где-то на Урале или в Перми). Отлично играл в шахматы - в том числе и в жарких схватках на скамейках Екатерининского садика. Был хорошо знаком с преферансом и бриджем. Знал множество полузабытых игр, старательно собирая о них любую литературу через объявления в газетах. Знал многих петербургских любителей знаковых игр (его термин). Ну и чего же он достиг? Вне всякого сомнения он стал крупнейшим российским исследователем комбинационно-стратегических игр конца 20-го века и крестным отцом российского го.

Филатов Юрий Павлович

   Именно Ю.П. Филатов организовал первое в СССР соревнование по го летом 1963 года в Вычислительном центре АН СССР. В нём принимали участие московские математики профессор М.И. Постников, кандидаты технических наук Ю.К. Солнцев и Ю.Д. Шмыглевский.
   Именно Ю.П. Филатов вместе с Б. Шуруповым впервые в России стал широко популяризировать го в 1965 году, организовал первые турниры и постоянно действующую секцию го в СПб. В 1974 году он опубликовал первую в СССР статью об истории го в популярном молодежном журнале "Знание - сила", (См. так же его статью в "Неделе" от 30.06.- 6.07.1975г). В 1975 году Ю. Филатов принимал участие в организации массовых соревнований по го во многих парках столицы: в Сокольниках, в Измайловском парке, в саду "Эрмитаж", в саду им. Баумана.
   Именно Ю.П. Филатов сделал первую попытку научной классификации НКС-игр, стал инициатором создания городских клубов любителей настольных игр и исследовательского центра (взамен разгромленного большевиками Института игры).
   Совместно с начальником учебно-исследовательского центра Александром Кондратовым он создал в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта специальный факультет народного университета по изучению го. (См. их совместную статью в "Известиях" от 26.02.1982г). Тем не менее высокопоставленные монстры всех степеней не понимали его. Парадокс состоял в том, что ряд его идей просто некому было оценить. Ну как может восхититься полетом фантазии какой-нибудь отупевший от обжорства и пьянства барин, имеющий в башке три извилины на двоих? Игровые клубы в ЦПКиО на Крестовском острове, в ДК Ленсовета, в ДК Железнодорожников, в клубе "Маяк", в Ленинградском дворце молодёжи были действительно разрешены, но без существенной поддержки. Всю жизнь Юрий Павлович никогда не имел даже очень средней зарплаты, сплошь и рядом работая только на энтузиазме. Но всему же есть предел.. .Написанная Ю.Филатовым в 1968 году книга о го так и не была издана из-за мракобесия советских чиновников - и лишь выдержки из нее увидели свет в 1974 году.
   Особенно успешной была его работа в 1985 году в игровом клубе ДК им. Ленсовета ("Клуб 1001 игра"), созданном им совместно с автором этих строк, Олегом Степановым и другими активистами. К нам пришло много интересных людей (и прежде всего A.M. Кондратов, Н.Н. Воробьев, В.Н. Белов), молодёжная газета регулярно освещала работу клуба. Здесь играли в го, рэндзю, реверси, обратные шашки, башни, гекс, новые шахматные игры, разгадывали головоломки, обсуждали издательские проекты, вновь придуманные игры - то есть общались в интересной творческой атмосфере.
   Жил Юрий Павлович на Лермонтовском проспекте в Коломне, то есть в западной части исторического центра Петербурга между Никольским собором и Калинкиным мостом. По воле случая с Александром Кондратовым они были соседями через канал Грибоедова, по уютным набережным которого они иногда прохаживались вместе, идя в гости друг к другу. Это был, конечно, не парадный Невский - но уверяю вас, не менее знаменитый район, где, например, юный Пушкин бегал с Фонтанки из дома своей бабушки в собор, стоявший раньше на пл. Тургенева (разумеется, варварски разрушенный в свое время большевистской инквизицией) - только лишь для того, чтобы лишний раз увидеть юную красавицу из соседнего дома, куда вход Пушкину был категорически запрещен. Многократно описанная в мемуарах Коломна знаменита и петрашевцами, и литературным обществом "Зеленая лампа", и тем, что именное ее выбрал Александр Блок для последних лет своей жизни. Здесь же, по сути, расположены Мариинский театр и Консерватория. Здесь же происходила деятельность декабристов. Так что Коломна - это не только тишина старинных улочек и живописных каналов, но и паноптикум российской словесности, и бастион отечественного свободомыслия, и один из мировых центров оперы и балета, и колыбель русского флота. А для нас Коломна - это прежде всего Филатов и Кондратов - два чародея игры с богатейшим творческим багажом.
   В последние годы жизни Юрий Павлович выглядел большим грузным стариком с развевающейся по ветру седой шевелюрой. Из квартиры он уже практически не выходил. "В 1988 году я заболел так, - пишет он в одном из архивных документов, - что едва остался жив". Но окончательно он слег в постель гораздо позже. Более подробно об истории российского го напишет его коллега, международный мастер 6-го дана, экс-чемпион Европы и один из председателей СПб федерации го Г.И. Нилов - многолетний соратник Ю.П. Филатова.
   Объективности ради следует признать, что затравленный властями Юрий Павлович обладал тяжёлым характером и болезненным честолюбием. То он вдруг в пух и прах разносит ближайших соратников, подозревая их в неуважении к его выдающимся заслугам, то категорически запрещает издательству исправить две-три неудачных фразы в его тексте, то становится причиной скандала, когда 13 из 17 мастеров го заявили, что Филатов лишил их доступа к имеющейся у него (как у руководителя секции) литературе по го.

Не случилось ли так, что сам Магистр все же проиграл самую важную в жизни игру?

   Разумеется, желание лезть с открытым забралом к чёрту на рога нельзя назвать тонкой стратегией. Я, например, предпочел разделить: мухи - отдельно, мед - отдельно. То есть, страстно любя искусство и литературу, пошёл в прорабы. А в свободное от стройки время (но уже обеспечив себе нормальную жизнь) я, в сущности, занимался тем же, что и Филатов. При этом я абсолютно не зависел от чьих-то капризов или запретов, так как при таком подходе у нас никто ничего отнять не может: ни кусок хлеба, ни любимое увлечение. А суета вокруг титулов к вечности не имеет никакого отношения. Гений - это тот, кого нельзя остановить: остальные сгинули в жалобных книгах. То, что сделал Ю. Филатов, уже никому не повторить. Его свершения можно только продолжить.
   Молодые люди скажут, что главный выбор в своей жизни (кем быть?) мы делали совсем в другую эпоху. Например, 5-го управления КГБ, которое изощрённо преследовало всякое инакомыслие в нашей стране, уже нет. Но ведь остались семейственность, взятки, протекционизм. А конкурс талантов значительно возрос, так как на смену железному занавесу пришли Интернет и свободный выезд из страны. Ещё одна деталь: если раньше юные таланты подавлялись тоталитарной системой, то теперь они гибнут в массовом порядке под прессом оголтелой коммерциализации в рамках абсолютно дикого капитализма. Мы попробовали и то, и другое: почти никакой разницы! Разница только в одном: раньше бандитом было само государство, а теперь - каждый пятый. (Или у вас другая статистика?) Выходит, что количество препятствий лишь возросло. Такова "се ля ви". Но самое главное заключается всё же не в этом. К сожалению, не все понимают, что абсолютно невозможно за короткий срок стать личностью. То есть зайти в трамвай Васей Тюлькиным, а сойти с него через две остановки Альбертом Эйнштейном (или Мэрлин Монро). Так не бывает.
   Сначала нужно располагать не только множеством исходных данных и реальных условий, но и быть хотя бы немножко Юрием Филатовым. То есть десятилетиями (!) собирать и систематизировать материал по избранной теме. (Сегодня - это уже не пыльные шкафы, а горы лазерных дисков). Затем следуют: анализ, постановка проблемы, выбор исследовательских методов, генеральных гипотез, базовых публикаций предшественников и т.д. и т.п. И, наконец, выполнение самой работы с последующей её реализацией в той или иной форме. Вполне понятно, что такое доступно лишь фанатикам своего дела. Именно они вращают Землю и делают нечто новое во всех областях человеческой деятельности. Но если вашего ума хватает лишь на то, чтобы едва выжить в лживых лабиринтах суровой действительности - смело прыгайте с балкона! Ибо зачем вам такая жизнь?


 

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ И ПУБЛИКАЦИИ Ю.П. ФИЛАТОВА

  1. Диссертация о творчестве Ф.Шиллера (на правах рукописи).
  2. Диссертация об абстракционизме (на правах рукописи).
  3. Статья в журнале "Знание - сила" №11 за 1974 г "Какой дан вам дан?"
  4. Статья в еженед. "Неделя" № 27 от 30.06.75 - 6.07.75 "Что такое го?"
  5. Перевод книги Эйо Сакаты "Жизнь и смерть", 82 с, рукопись.
  6. Статья в соавторстве с А. Кодратовым в газете "Известия" № 57 от 26.02.82 "Старшая сестра шахмат" (об игре го).
  7. Статья в газете "Авангард" ЛПО им. Козицкого от 14.10.82 "На международном уровне".
  8. Материалы к классификации знаковых игр, 1985 г, рукопись.
  9. Статья в газете "Смена" № 175 от 14.07.85 "Кто силен в рэндзю?" - об открытии "Клуба 1001 игра" в ДК им. Ленсовета 2 июля 1985 г
  10. Работа "Настольные игры как фактор совершенствования общественного досуга и развития личности", 1986 г, 41 стр.  - с Примечанием на 11 стр., и двумя официальными положительными рецензиями:
    а) заведующего лабораторией исследования проблем студенчества НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, профессора, доктора философских наук В.Т. Лисовского
    б) руководителя лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, кандидата психологических наук В.Е. Семенова
  11. «64 – не только шахматы»: игра «Квадраты». Игра «Стыковка». Игра «Отражение» - в сборнике «Игра?.. Игра!» - Л., 1987.
  12. Е.Т. Михнов-Войтенко. «Живопись. Графика». Буклет к персональной выставке в ДК. им. Кирова (Гавань).

СТАТЬИ О ФИЛАТОВЕ И ИГРЕ ГО

  1. Статья О. Кузнецовой об игре го в газете «Рабочая честь» ПО «Спутник»№46 от 1.12.80 «Гармония окружения – или древняя современная игра го».
  2. Статья В. Орлова в газете "Смена" № 159 от 14.07.85 "Впервые! И только у нас!" - о Клубе настольных игр в ЦПКиО.
  3. Статья О. Славина в газете "Смена" №64" от 16.03.86 "Тысяча и одна игра".
  4. Статья Т. Тюменевой в газете "Ленинградская правда" №166 от 16.07.86 "Тысяча и одна игра".
  5. Статья Н. Одинцовой в газете "Вечерний Петербург" от 23.05.92 "Магистр игры" (Чудаки украшают мир).
  6. Заметка С. Зелинского в газ. "Невское время" от 12.05.92 в рубрике СВОБОДНЫЙ РЫНОК ИДЕЙ: Что наша жизнь? Игра!
     

    Филатов Юрий Павлович

Нилов Георгий Иванович

Памяти Ю.П.Филатова

   Умер Юрий Павлович Филатов (1926 – 2000). Ушёл из жизни человек, благодаря которому игра Го сделала первые шаги на пути своего организационного развития в нашей стране. Человек, которого можно по праву назвать «отцом русского Го».
Мне могут возразить, что в эту играли и до Ю.П.Филатова. Уже в начале ХХ века в словаре Брокгауза и Эфрона приведена статья с кратким описанием Го под названием «облавные шашки». В 1914 году была выпущена брошюра (без выходных данных) с изложением правил Го на русском языке. В 1962 году правила игры были напечатаны в журнале «Юный техник». Этот шаг был сделан группой московских математиков, объединившихся вокруг М.М.Постникова. Профессор, доктор математических наук, интереснейшая личность, именно он расшифровал записи Н.Морозова о хронологии истории, что легло в основу известной исторической концепции академика Н.Фоменко. В те же 60-е годы в Ленинграде существовала группа любителей Го под руководством профессора Политехнического института Н.Н.Падерно. Сам Ю.П.Филатов много лет пытался обучить и заинтересовать людей игрой Го. Но только осенью 1965 года его усилия увенчались успехом. При Доме культуры им. Ленсовета была организована секция Го, которую можно считать начальной точкой отсчета развития российского Го.
Если говорить в терминах синергетики, то произошел переход к более сложному порядку самоорганизации, возникла новая структура с качественно иными свойствами, структура, способная к дальнейшему росту и развитию. Вокруг Ю.П.Филатова сплотилась небольшая группа студентов. Заряженные его энергией, захваченные его идеями, они сами стали распространять эту энергию вокруг себя, привлекать к игре близких и друзей, товарищей по работе и учебе, или просто играя и рассказывая о Го в садах и парках культуры. В секцию пошел поток новых людей. В институтах, школах, на предприятиях стали образовываться маленькие секции – центры, которые через своих активистов, лидеров включались в деятельность общегородской секции, тем самым поддерживая и стимулируя процесс распространения игры.
Вдохновителем этого процесса, его организатором и главой был Ю.П.Филатов. Личность неординарная, один из ярких представителей поколения «волны 60-х годов». Получивший два высших образования, аспирант Эрмитажа, специалист по авангардистским течениям в живописи. Знаток современной литературы, владеющий тремя иностранными языками, он читал ее в подлинниках. Человек разносторонний, он прекрасно играл на пианино, собрал большую коллекцию граммофонных записей классической музыки. Но, главное, как мне кажется, в его натуре присутствовала жилка «авантюризма», стремление к азарту, к радости в предвкушении борьбы. Он был спортсменом не только по духу, имел разряды по волейболу, шахматам, увлекался бильярдом, картами. Одним словом, он был истинным пассионарием: человеком с «переливающейся через край энергией», натурой страстной, увлекающейся, личностью яркой, привлекающей к себе людей. Именно такой человек мог быть и стал «отцом русского Го».
Действительно, игра для нашего народа необычная, в корне отличающаяся от логически стройных шахмат; игра со своей глубокой внутренней логикой борьбы, со своим смыслом, близким идеям философии ХХ века; игра интересная, захватывающая внутренним динамизмом и напряженностью поединка. Тогда она казалась нам таинственной незнакомкой, пришедшей из Японии – страны последней по алфавиту, находящейся для нас на краю света. Секция росла и крепла. Проводилось большое количество массовых турниров, собиравших до 50-70 человеку. Замечу, что первые два года мы играли практически только на доске 13х13. Состоялось два первенства среди команд коллективов физкультуры. Во втором участвовало 18 команд, в составе которых были трое мужчин и одна женщина. Рос престиж Го в других организациях. Нас активно поддерживал Городской шахматный клуб им. М.И. Чигорина и Ленинградский Дом Дружбы. В январе 1968 года состоялся первый международный турнир. В нем принял участие мастер 1-го дана Теруо Судзуки, японский студент, проходивший стажировку в МГУ. Городской спорткомитет выделил секции на 1968 год финансовую помощь в том же размере, что и шашкам. Какая еще организация Го в нашей стране (может быть только клуб А.И.Васильева в Казани) способна похвастаться столь бурным развитием событий?
Но, как и у многих выдающихся личностей, у Ю.П.Филатова был сложный характер. Проявлялось это прежде всего в нетерпимом отношение с людьми, которые подвергали публичной критике его отдельные действия и поступки. В начале 1968 года Ю.П.Филатов написал книгу о Го. Хороший начальный учебник, но последняя глава в нём была посвящена идеям Го как модели современной войны. Для того времени, в стране, объявляющей себя «борцом за мир во всем мире», эта идея была нонсенсом. Наши спортивные боссы рекомендовали вычеркнуть эту главу из книги, в этом случае они обещали дать ей «зеленую улицу» для издания. Но он наотрез отказался, разругался со всеми и ушел из Го «громко хлопнув дверью». Последствия этого секция Го ощущала много лет. Ю.П.Филатов не стал в нашем Го столь же «одиозной» фигурой, как Эдвард Ласкер в Америке или Бруно Рюгер в Германии, которые пестовали ростки Го в своих странах в течение нескольких десятилетий. Он был другим. Зачинателем, возбудителем нового движения в обществе, основоположником игры Го в нашей стране. Человеком, которому мы должны быть благодарны за возможность получать удовольствие от игры.
В 1975 году Ю.П.Филатов на время вернулся к активной деятельности в Го. Он написал интересные статьи о Го в журнале «Знание-сила» и газете «Неделя», вёл пропагандистскую деятельность в Измайловском парке в Москве, пробивал выпуск малых комплектов на фабрике игрушек в г.Перхушково. Эти действия во многом способствовали успеху публикации серии статей «Школа Го» в журнале «Наука и жизнь» – второго крупного шага в развитие игры Го в нашей стране.
Одна из главных разработок Ю.П.Филатова касалась классификации живописи и живописцев с ХП по ХХ век. Живопись в прошлом называли Библией для неграмотных. Но с развитием общества и жанров живописи оценка произведений существенно обогащалась, и в ХХ веке с появлением абстракционизма сдвинулась от изобразительно-смысловой оценки (тема) к оценке формы (композиция, колорит, фактура). До ХХ века важно было лишь «ЧТО», а не «КАК». Признание абстракционизма – признак свободной личности. Московская выставка 1962 года, снесённая бульдозерами, как раз свидетельствовала об обратном, и в этом событии Ю.П.Филатов активно настаивал на независимости своего мнения,
И когда художник Е.Михнов-Войтенко стал работать в духе «вторичной фигуративности» именно Ю.П.Филатов оценил и поддержал его, издал книгу, в которой показал, что рассмотрение живописи этого художника сродни тестам по Роршаху. Этот новый путь абстракционизма. При этом Ю.П.Филатов использовал свой дискретный метод оценки РЕЙТИНГА художников по шкале из 10 признаков.
Ю.П.Филатов прожил большую и содержательную жизнь, оставил яркий след не только в истории развития игры Го, но и культуры России. О его вкладе в культуру и искусство говорили Директор Пушкинского Дома Н.Н.Скатов, главный редактор журнала «Звезда» А.Ю.Арьев, друзья и коллеги Ю.П.Филатова. Так пусть земля ему будет пухом!

На главную страницу

Hosted by uCoz


 Найти: на

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитированияАнализ интернет сайтаRambler's Top100

Hosted by uCoz
Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Топ100- Прочее Яндекс.Метрика

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz